На далеком севере бродит рыба-кит...
Обзоры (подборки книг на определённую тематику)Вы знаете эту песню Юлия Кима?
Так здорово горланить ее припев:
Но. но, но нет кита! Нет кита! Нет кита не видно!
Но до чего ж, до чего ж, до чего ж обидно!
Весной к нам в город приезжал дельфинарий. Почти всех детей сводили на представление. Рассказывали потом, округляя глаза, размахивая руками и перебивая друг друга. И на прогулках наметанным глазом выцепляли рекламные афишки представления с дельфинами расклеенные на всех столбах и дверях подъездов. Поэтому мы взялись читать
Небольшая книжечка на скрепке из очень любимой мною серии "Книга за книгой" издательства "Детская литература". Сейчас такие тонкие книжки моего детства любят издавать солидно - большого формата и в твердом переплете, тогда как нам вполне хватило этой маленькой скромной книжечки объемом в 32 страницы с пятнадцатью рассказами Святослава Сахарнова и иллюстрациями Петра Асеева.
Рассказики короткие - на полторы-две страницы. Автор рассказывает в них о своем пребывании на научной станции, изучающей дельфинов. Прочли с интересом, отметив и оживившись и на вскользь упоминаемых крабах, змеях и собаках.

Понравились детям дельфиньи имена - Русалка, Малыш, Копченый, Пират, Шустрый, Макс. Как только я произносила последнее Максим гордо выпрямлялся и сияя победной улыбкой каждый раз сообщал: "Это я!" Очень ему нравилось отождествляться с дельфином, которого "запрягали" в упряжку, чтоб измерить приборами его силу, пытаясь понять как дельфин обгоняет судно с двигателем во много раз мощнее. Надевать хомут мы на Максима не стали, но они долго мерились силой друг с другом, ставя локти на стол и сцепляя кисти.
Очень понравился рассказ про игры дельфинов - тут даже Максим был готов переотождествиться в Пирата, играющего с черной тряпочкой.

И очень внимательно слушали главу про лечение заболевшего Малыша. Вообще медицинские темы всегда находят отклик у детей, ведь ситуации лечения всем знакомы и понятны. Терпеливый Малыш, который не бился и не кусался, когда ему ставили укол - достойный пример для подражания )
Отличный очень бюджетный вариант прекрасного чтения!
Достали и другую книгу Сахарнова - В мире дельфина и осьминога.
В детстве ее очень любила моя дочь и дети подруги. А мы с ней удивлялись - что ж такого в этой книге, что дети несколько лет кряду ее листают и перечитывают? Ладно в начале читательской "карьеры", это понятно - там есть совсем небольшие заметочки буквально в несколько строк, но ведь перечитывали и после, когда "по зубам" были и во множестве читались толстенные серьезные книги.
Мы почитали про дельфинов
Сначала про выступление в морском дельфиньем цирке. Эпизод с выпавшим из футляра фотоаппаратом, который не успел долететь до воды как был подхвачен дельфином в стремительным броске, даже на меня произвел впечатление, не говоря уже о детях.
Потом про разные виды и "породы" дельфинов.
Тут у меня имеется личная история из детства. Я расскажу ее здесь, потому что она тоже связана с книгами, чтением и личной интерпретацией непонятных слов:
В детстве некоторое время мне очень нравилось слово "шизофреник". На первых своих летних каникулах я дорвалась до родительского стеллажа с книгами, начав с Михалкова. Первый том со стихами был зачитан чуть не до дыр и наполовину цитировался наизусть еще до школы. Быстренько расправившись с детскими пьесами из второго тома, я перешла к третьему, начав читать пьесу "Дикари". Помните старый фильм "3+2" про отдыхающих? Как они место у моря поделить не могли? Я из этой пьесы многие фразы до сих пор помню, хотя четырехтомник давным-давно неизвестно куда делся - все четыре тома один за другим. И в фильме мне режет слух малейшее отступление от текста. Так вот была там фраза: "Эта лохматая девка плавает, как дельфин-шизофреник!"
И я решила, что шизофреник - это порода дельфинов, которые плавают быстрее всех остальных. Странно только, что в книжке про дельфинов "Дельфин отвечает и спрашивает" Хелен Кей, которая была прочитана вдоль и поперек, они не упоминались.
И в энциклопедии животного мира - тоже. А потом по радио я вдруг услышала это нигде больше не встречавшееся мне слово, но, понятное дело, совсем в другом контексте и без упоминания дельфинов... Тогда я спросила у мамы. Она очень удивилась:
- А при чем тут дельфин?
Я тоже удивилась, потому что для меня дельфин рядом с этим словом был обязателен, и я понятия не имела кто там еще должен был быть "при чем". Процитировала дословно и страшно разочаровалась, услышав объяснение...
И до сих пор, услышав слово "шизофреник", сначала на какую-то долю секунды в моей голове мелькает воспоминание о дельфинах...
Но вернемся к Сахарнову. Косаток уже откуда-то из разных других источников знают все дети, поэтому разворот с ними и похожими на них гриндой и неблагозвучной "морской свиньей" был изучен досконально и некоторыми прочитан самостоятельно.
Когда-то в детстве первое, что я узнала про этих животных, это то, что их называют киты-убийцы. И вырезанная из газеты небольшая заметка с фотографией нападения стаи косаток на кита, в которой говорилось, что они вырывают киту язык, долго лежала заткнутой между страницами в 6-й биологический том Детской Энциклопедии. А может, и сейчас лежит...
после дельфинов прочитали мы и про китов заодно.

И тут нас "принакрыло". Не то, чтоб прямо начали бредить, но китовая тема была актуальна довольно долго и мы периодически возвращались к книгам, прочитанным раньше, и читали новое.
Перечитали книги про кита Бенджи Дэвиса. Потрясающие книги!
Как же они мне нравятся!
Для чтения детям истории кажутся очень простыми, ведь текста очень мало, он слишком прост и незамысловат, не описывает даже то, что нарисовано на иллюстрациях, хотя обычно у нас совсем обратные претензии - хочется побольше картинок к тексту. Здесь же он кажется больше похожим на очень краткий пересказ длинных подробных историй с художественными описаниями подробностей происходящего, с диалогами, лирическими отступлениями. Он просто доносит основную мысль повествования в картинках.
Это книжки-картинки с глубоким смыслом и подтекстом - отличное самостоятельное чтение для уже неплохо читающих детей. Читающий с трудом ребенок прочтет только короткие строчки, потратив все силы на распознавание и озвучивание символов, а для осмысления того, что стоит за ними сил уже не останется... А в этих книгах важно именно проживание прочитанного, и лучше не с чужого голоса, а со своего собственного - ведь эти истории в иллюстрациях и восприятии выходят далеко за границы коротких скупых строк. Каждый разворот - это целая глава в длинном повествовании, разворачивающемся в голове. К каждой иллюстрации можно написать целый рассказ, как когда-то мы писали в школе в младших и средних классах. Они такие разные, то спокойные,
то тревожные -
столько в них эмоций, действий, размышлений, выводов.
Это книги, в которых герои проживают очень важные моменты жизни, несмотря на скудность описания. Самое главное - что это понимается. Вся глубина заложенного смысла и переживания воспринимается детьми. Мне вообще кажется, что эти книги нужно куда-то брать с собой - на отдых, на дачу, к морю. Где книг мало, а времени много. И тогда его хватит, чтоб возвращаться к книге снова и снова, ведь каждый раз, при перелистывании страницы замечаются новые подробности. Просто чувствуется, что художник долгое время жил книгой, этой историей, эмоциями и мыслями маленького Ника.
Вы все помните День, когда я встретил кита - многократно показанную и описанную историю маленького Ника, живущего с папой-рыбаком и шестью кошками на берегу моря, который после бури спас выброшенного на берег китенка.

Посмотрите на эту картинку - как трогательно мальчик заботится о спасенном.
Одна строка - Ник сделал все возможное, чтобы кит чувствовал себя как дома. И сколько можно понять из рисунка! Мальчик не отходит от китенка ни на шаг, понятно же - вот на полу поднос с едой, мальчик ел рядом. Он гладит киту спинку, поливает его, любопытные кошки здесь же, рядом. Ник включил киту пластинки со звуками моря. Об этом лишь обронено "все возможное". А ведь он вспомнил, нашел! И можно представить, как он, торопясь перебирает пластинки в поисках нужных, как тащит к ванной проигрыватель, включает его, все время при этом разговаривая с китом.
Вот снова пара строк и небольшая картинка, а я уже готова заплакать вместе с Ником...


Первые развороты обеих книг очень интересно сравнивать
Конечно, считать кошек (долго искали шестую),
внимательно рассмотреть комнатку Ника, заметив уйму подробностей. Увиденные рисунки на стенах в комнате мальчика вдохновляют на рисование больше, чем озвученные мною и подбрасываемые детям идеи.
Во второй книге не меньше переживаний - и тоска по другу
и тревога за невернувшегося вовремя отца, и поход сквозь непогоду на его поиски, и найденная отцовская лодка, вмерзшая в лед и оказавшая пустой
и встреча с другом

Киты спасли Ника,
и они продолжают дружить и встречаться
Книга мне показалась неоднозначной. Детям понравилась - потому что приключения - да еще и не простые, а морские. Храбрый мышонок, построивший себе корабль с так понравившимся нам названием - "Грызун". Да, мы не забыли Грызуна Дональдсон ) И так понятно любопытство маленького Амоса - что же там за океаном?


Очень переживательны были страницы описания падения мышонка за борт и ночи, проведенной в воде. Рассуждения мышонка о том, куда отправится его душа, если он утонет, я опустила, так же как пропустила его фразу о сравнении себя с песчинкой в океане мироздания. Может, кто-то и понимает все эти философские метафоры, но мне они в детской книжке показались лишними. А вот путешествие на спине кита Бориса, спасшего мышонка и согласившегося доставить его домой - это опять нам пришлось по душе.
Хотя мне нежелание мышонка плыть вместе с Борисом к Берегу Слоновой Кости показалось нелогичным - ведь хотел же посмотреть что там, за океаном. И вдруг - ему не захотелось плыть в Африку....
Кит доставил мышонка домой, но история на этом не закончилась. Прошло время и Бориса ураганом выбросило на берег, именно туда где жил мышонок Амос.
И теперь уже Амос пришел киту на помощь и организовал его спасение.

Хорошая книга для начального чтения - текст на белом фоне, вполне комфортный шрифт.
Синий кит - купила только благодаря Вике - Мама Вика, вовремя просигналившей о неожиданном глюке на нашем местном сайте, когда книги МИФа, обычно настолько дорогущие, что я даже не смотрю в их сторону, вдруг стали дешевле, чем по акциям Лабиринта...
Вика, еще раз большущее спасибо!!!!
Сначала книга меня немного разочаровала - глядя на иллюстрации я представляла себе более художественную историю. Ведь мальчик! В короне! И с книжкой!
Я ожидала описания мальчишечьих фантазий, пусть простеньких, но выдуманных приключений, а книга оказалась научпопом с разными сведениями о китах.
У детей же по ее поводу не было никаких ожиданий, и поэтому книга им просто безоговорочно понравилась да и все. И почему-то всем. Хотя я заморачивалась с подачей цифровых значений мер и весов. Меня напрягали тонны с килограммами - я ведь понимала, что им все эти цифры - одинаковая "тьма", в смысле "много", а сколько именно того "много" - это уже мимо. Но вот то, что касалось китенка, невесть почему названного теленком (я упрямо читала - китенок) дети вполне осознали - четыре килограмма представить им вполне по силам, и то, что каждый час! он тяжелеет на эти 4 кг.поразило. Меня, кстати, тоже. Вот уж действительно - "он растет на радость нам не по дням, а по часам". Размотали 5-метровую рулетку и отмерили 7 метров - длину новорожденного китенка. После чего я сунула рулетку в сумку, собираясь показать во дворе длину взрослого кита.
Иллюстрации в книге интересные - для наглядности отрисованы сравнения - и сколько людей может поместиться в пасти,
и как кит двигается в воде, и какого размера у него плавники, сравнимые с размахом крыла небольшого самолета.
С неожиданным энтузиазмом был встречен разворот с миллион раз виденной куда как более подробной картой.
Прочли вслух все, что на нем было написано. Очень понравилось слово "экватор"
Лабиринт // Озон // Май-шоп
Вытащили с полки еще юлькину энциклопедию,
я помню там страничку с поразившим нас когда-то фактом о том, что кит издает звуки громче, чем реактивный самолет и ракета на старте. За сей факт Юлька когда-то во втором классе сорвала лишнюю пятерку ))
И вот однажды на прогулке достала я рулетку, мелок и позвала детей. Сбежались, загалдели. Мы нашли трещину на асфальте напротив растущего рядом с дорожкой деревца и начали асфальтовую дорожку измерять. Все активно помогали - чуть не оттоптали мне и друг другу руки. Отмерили быстро, и тут нас настигло разочарование. 30 метров от дерева и до меня вдруг оказалось до обидного мало!!!
Все же помнили вот эту картинку!!!
Пока дети не разочаровались окончательно, представив себе слона, чуть побольше коровы, я отдала им кусок мела. Кит был тут же забыт, а вся дорожка исчеркана каракулями.
А шикарную книгу Животные севера мы просто полистали.


Мне она так понравилась, что я заткнула рот своей жабе и купила еще и "Животных юга". Жаба молчит и смотрит картинки вместе со мной...
Всем спасибо!
В чем обложка - покажет уже только экспертиза)
Дельфина-шазофреника помню))) Очень негодовала, что экзотические Владлен и Сильва стали обыденными Вадимом и Наташей((