ТОП - 10 читающей мамы.
ТОП - любимые книгиДолго тянула с этим постом, потому что столько всего хорошего было прочитано и так сложно определиться, что же здесь лучшее... А кроме всего прочего, и перечитано было немало. Но! Перечитанное принципиально не включила в свой топ (хотя "Анна Каренина" и ..."Шерлок Холмс" побьют всё ниже перечисленное одной левой)). Только вновь прочитанное в этом году. И...немножко хитрости. Потому что под одну цифру несколько раз загоняла по 2 книжки.... Надеюсь, никто не обидится. Но выбрать, правда, нереально... Ну, поехали!
Когда я писала отзыв на эту серию, сразу заявила: вот что будет у меня на первом месте в этом году! Серия "Хроники темных времен" Мишель Пейвер.
Просто потрясающая серия книг о приключениях подростков, живших за многие тысячи лет до нас. Удивительные подробности жизни первобытных людей с постоянным напоминанием о том, что они были далеко не глупее современных людей, а в чем-то могли дать им и форы)) Жизнь в согласии с природой, жизнь по законам племён, жизнь, из которой еще не ушла древняя магия...Настоящая дружба, верность, самоотверженность. И прекрасно продуманный сюжет. От и до. На все 6 книг. Очень люблю такие вещи, где автор не просто пишет, потому что пишется, а сначала полностью продумывает и представляет себе, как и для чего он напишет. Поэтому и закольцовывается здесь сюжет, поэтому и складывается целостная картина из многочисленных пазлов, которыми наполнена каждая книга серии. Очень-очень-очень хорошая книга)))
Второе место. Проект "Дарители" закончился. Но прекрасное послевкусие осталось. Главное событие этой весны - последняя книга Екатерины Соболь из серии "Дарители" - "Сердце бури".
Обычное дело, когда последующие книги сериалов слабее предыдущих. Екатерина Соболь сломала этот стереотип. Все книги были очень хороши. А последняя - самая сильная! Весь созданный ею мир, все герои настолько необычны, нестандартны. А казалось, что еще можно придумать в этом навязшем на зубах фэнтези! И не в волшебстве здесь прелесть. А в характерах, ситуациях, взаимоотношениях. В своей философии, если хотите! Обожаю, когда в книгах нет однозначно плохих и хороших. Каждый хороший может оступиться и насовершать ошибок. Каждый плохой не просто так стал плохим, у каждого своя история и часто своя трагедия. И вся эта философия, все эти герои и ситуации - на фоне хорошо продуманного мира, в процессе его спасения... Но это уже законы жанра)))
Третье место. И все-таки..."Дети мои" Гузель Яхиной.
Почему "все-таки"? Ну потому что слишком много споров ведется по поводу художественной ценности этого романа, в том числе, и у нас в сообществе, после моего поста об этой книге. Мне роман, несмотря ни на что, понравился. А спустя некоторое время я поняла, что понравился едва ли не больше первой книги автора, нашумевшей "Зулейхи". Я ловлю себя на мысли, что жанр магического реализма становится мне всё ближе и ближе. Не навороченного фэнтези, где магия всё подминает под себя. И не простого( критического)) реализма, в котором, на мой взгляд, создать что-то новое весьма уже затруднительно. А именно того, где на фоне реалистической картины действительности нет-нет - да и прорывается что-то нездешнее... Здесь нездешнего достаточно. И сюжет хорош. И ещё одна штука. В последнее время вообще всё искусство ( и музыка, и живопись, и литература в том числе) становится всё более интеллектуальным, то есть нацеленным на людей, которые, как говорится, "в теме", которые поймут скрытые отсылки автора к другим произведениям, его намеки и аллюзии. Гузель Яхина - из таких писателей. Не знаю, как кому, а мне нравится ловить эти ее намеки, сама ситуация узнавания чего-то в чём-то...
Четвертое место. А вот тут пошла моя наглость))) Потому что сюда я ,с вашего позволения, впихну не просто 2 книжки. А 2 серии книг. И на обе "наводочку" я получила здесь, в сообществе.
Итак, место 4.1. Серия Натальи Нестеровой "Жребий праведных грешниц"
Её в обсуждениях как раз "Детей моих" мне посоветовала Алла.
Это сага. Это история одной семьи (в основном, как видно из названия, женской ее части) с начала ХХ века и до наших дней. Очень сильная, очень пронзительная. Такие разные, с разной судьбой, раскиданные по России сталинскими и военными временами. Коллективизация в Сибири, сталинские репрессии, война, оккупация, ленинградская блокада - чего только не пережили, перед чем только не выстояли эти женщины. Грешницы, готовые на всё, даже на убийство, но только ради семьи, ради тех, кого любят, потому и праведные... И вся эта история разворачивается на историческом фоне, принимая характер едва ли не эпопеи...
Почему я поставила эту историю ниже в рейтинге, чем "Дети мои"? Слишком не новый это жанр. "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов", "Андреевский кавалер"... список можно продолжать до бесконечности. А уж сколько сейчас "семейных саг" в виде сериалов - не счесть! Почему, в таком случае, я поставила эту историю так высоко? Потому что здесь очень глубокая проработка материала( и исторического, и этнографического), особенно в первых двух книгах. Последняя же (она позиционируется как серия эпилогов, последующей судьбы героев) вообще не убедила. От слова совсем.
И место 4.2. Серия Элены Ферранте "Моя гениальная подруга", предложенная для обсуждения здесь, в совместных чтениях.
И еще одна сага. Только итальянская. История жизни нескольких неаполитанских семей с 50-х годов и практически до наших дней. И опять же на историческом фоне. Не нашем, итальянском. И - две подруги, Лену и Лила. Умная и чувственная Лену и жесткая, резкая красотка Лила, закрутившая всю свою жизнь и жизнь Лены в один клубок, распутать и разъединить который не удастся никогда и никому. И снова - закольцовка (как я люблю), и снова - как лабиринт отражений, где одна ситуация отражается в другой, переворачивается, переиначивается - и возникает вновь, но уже совсем по-другому...Книга, заставляющая думать, размышлять и, несмотря на свою закольцованность, оставляющая хвостик ниточки из этого клубка для практически открытого финала...
5 место. Снова 2 книги. Правда, на этот раз одного автора. Нина Дашевская. "День числа Пи" и сборник рассказов "Второй"
Очень люблю малые литературные формы. Но чаще всего они авторам не очень удаются. Просто потому, что трудно в маленьком объеме выразить то большое, что автор хочет выразить. Нине Дашевской это удается на все 100. Рассказы в сборнике "Второй" все разные. Я бы даже сказала, настолько разные, что чуть ли не сомневаешься, один ли автор их написал. И все - удивительно лиричные и даже поэтичные, что ли. Была б моя воля, я бы их назвала новыми стихотворениями в прозе)))
"День числа Пи", как и, впрочем, всё творчество Нины Дашевской, очень пронзительное, удивительно открытое и честное. Оно живет в тебе и поёт, как музыка. Оно не дает возможности остановиться, пока не будет прочитано до конца. Вот бывает же такое, что нет у автора плохих книг!
6 место. Вот честно, хотела сюда отнести одну книгу. "Золото Хравна"
Опять магический реализм)) Причем сильно исторический. И сильно приключенческий. И опять очень здорово продуманный. Сложно сейчас писать о многих книгах, потому что на них были мои отдельные отзывы. В том числе, и на эту, причем совсем недавно. Хорошая, что еще сказать?
И бах - на этом шестом месте ее потеснила другая история. Нашумевшее "Эхо".
Ну не могла я пройти мимо и не отметить ее в своем рейтинге! Это не я! Она сама туда заползла!!!
Вот он, магический реализм в лучшем и полнейшем проявлении! Разные ниточки, разные истории, разные судьбы, которые оказываются удивительным образов собраны и связаны вместе...музыкой! И снова всё это на историческом фоне. Фашизм, Вторая мировая... Разные страны, разные ситуации, разные подростки. Одна музыка. И общая сказка...
7 место. Блин. Опять 2 штуки. Но зато с похожей тематикой!
Не так давно я всех уже замучила в сообществе своими вопросами, хороша ли "Земля Санникова" и надо ли ее покупать. Заявляю теперь со всей ответственностью))) - хороша. Я купила-таки "нигмовскую" книжку. И не пожалела ни разу. Просто окунулась в детство, когда любила вот такие безыскусные, в общем-то, истории с необычными приключениями и обязательно - с тайнами. Причем желательно с такими тайнами, хвостики от которых автор так здорово запрятывает, что не подкопаешься. Кто докажет, что нет такой земли? Была - да пропала. Вещдоки - в пропасть, и концы в воду))) Боялась я , что автор-ученый замучит научными подробностями (типа Жюля Верна), ан нет. Интересно, ненапряжно, очень по-подростковому. И иллюстрации, к слову, тоже понравились.
И снова, как привет из детства, "Остров безветрия" Валерия Воскобойникова. И снова - таинственная северная земля, которая не то была, не то нет. И снова - тайны. И загадочный сундук со старыми дневниками, и семейные скелеты в шкафах, и говорящий попугай, служащий одним из ключей к разгадке. Из тех книг, которые в подростковом возрасте я просто заглатывала, где много-много-много людей, предметов и событий существуют сначала, вроде бы, независимо друг от друга, а оказывается, играют все на раскрытие одной, самой главной тайны. Прямо вот Тайны. Но помимо приключений здесь есть и история полярных исследователей, и военные зарисовки. Хорошая!!!
8 место. Виктория Ледерман "Теория невероятностей"
Тоже пост о ней писала. Еще один современный автор, у которого мне нравится всё. Это фантастика. Фантастика о параллельных измерениях. И это история современных подростков, которым часто для того, чтобы заметить очевидное, просто необходимо посмотреть на себя и окружающих со стороны, чтобы по-новому оценить и мир, в котором они живут, и свое место в нем.
9 место. Еще одна подростковая история. Реалистическая на этот раз. Прочитанная по совету Марины. "Блог уходящего детства" Натальи Навроцкой.
Роман взросления? Именно так! Книга о современных старшеклассниках, со всеми их гаджетами и электронными примочками, но в лучших традициях 70-80-х ( мне вот прямо напомнила лучшие повести Галины Щербаковой). С переживаниями, с первой любовью, с проблемой отцов и детей и социального расслоения в классном коллективе... Много грустного, печального, где-то трагичного, но больше - светлого, в чем-то романтичного и всегда - жизнеутверждающего! Отрочество, юность - переломный период, сложный до невозможности, но прекрасный и неповторимый. И не только проблемы он в себе несет. И не ЕГЭ единым должен он быть наполнен)))
Фууух! Ну-с, доползли. 10 место. А вот здесь - 2 книги. Про реальные проблемы...
Я уже, в общем-то, определилась со списком, когда прямо в конце года прочитала книгу Анны Старобинец "Посмотри на него". И шарахнула она меня очень здорово. Буквально как током прошибла. Это документальная книга женщины, которая потеряла ребенка. Которая вынуждена была прервать беременность на большом сроке из-за патологии ребенка, несовместимой с жизнью. Это история хождения по больницам, негатива "доброхотов" из социальных сетей, несовершенства нашей системы здравоохранения, бездушия медицинских "светил", отсутствия психологической поддержки...и история исцеления, душевного и физического. Это история множества семей, огромного количества женщин, которые не хотят или не могут сами об этом рассказать. Анна Старобинец - писатель и журналист. Она смогла. И захотела. Книга просто на разрыв. Написана без искусственного драматизма, без надрыва, простыми, часто, кажется, бесцветными фразами. От которых слезы катятся и катятся. И конца этому нет...
И - еще одна трагичная история. Которую обсуждали на совместных чтениях. "Вторая жизнь Уве". Книга, где глубоко трагичное тесно переплетено едва ли не с комичными ситуациями. Потому что вот такая она, жизнь. Как в ней уживается всё это в одном флаконе - загадка. Тоже история исцеления. От безысходности и одиночества. Как поется в одной известной песне, "одиночество - сволочь". Удивительно точное определение! Не зацикливайся на своем горе, позволь кому-то избавить тебя от "этой сволочи", только позволь - и жизнь к тебе вернется...
Вот и конец бесконечному посту пришел))) Даже не хочу считать, сколько я вместо 10 сюда напихала книг. Можете меня ругать. А я высказалась)))