«Читать Достоевского — все равно что смотреть, как топят котят. "

Я в школе, помню, 3-х мушкетеров проходила, мама моя была в ужасе:"Теперь дети и Дюма читать не будут!" И сын мой достаточно много читающий, терпеть не может уроки литературы. Ему учитель не нравится и сам факт, что он ДОЛЖЕН что-то прочесть. Никогда ничего не читал из школьного списка. Принципиально, "прочитаю, когда сам захочу". В этом году, после 5 класса, уже есть обязательная часть списка, горестно вздохнул, готовится отмучиться. То есть не важно, что там за книги, мучение - сам факт насильственного чтения.
26.05.2021
Ольга Елыкомова," мучение - сам факт насильственного чтения" - согласна. Но это для читающего. А для нечитающего и особенно его родителей список - благо. И какие в нем произведения может на многое повлиять.
26.05.2021
Tanja, Да я не против списка, мне всегда интересно, какие из предложенных книг у нас есть.
26.05.2021
Прочла пока половину, решила сразу написать, а то потом забуду. Мне, признаться, понравились размышления ребят. Да, слова современные, но суть-то та самая. Ну да, абьюз на абьюзе. Да, моня Мармеладова вполне могла бы работать, а не в проститутки идти. Это же и есть актуальность произведения. Время прошло, а люди остались. А те мотивы поведения, что уже не понятны, как раз и стоит пояснить учителю. И дать бы в стык почитать что-то современное, но с теми же проблемами. Что у нас, сейчас абьюза нет и девушки на панель не идут? И книг на сложные социальные темы куча. А вообще, если человек может выразить свое отношения к прочитанному - это замечательно. Значит, уроки литературы были не зря, пусть и не понравилось произведение.
26.05.2021
Прочитала комментарии и подумала: какие они все самостоятельные, типа. А зайдешь в СП - и что-то никто не стремится разводиться и уходить от абьюзера. Получается, что классика полезна для знакомства с реальной жизнью.
25.05.2021
Ох, вечная тема для холивара. Ничем они, эти новые подростки, не отличаются от нас. И все несчастные героини-проститутки вполне могли бы пойти поработать. И Печорина шатает от амплуа героя-любовника к редкостному цинику уже 200 лет. Даже не ожидала такого сходства. ПС несмотря на все вышеизложенное, классику люблю, читаю, прививаю. Конечно, есть и нелюбимые произведения. Но любимых больше. ПСС про последний абзац : какой же она психолог, если интровертов не учитывает в своих высказываниях.
25.05.2021
И кстати "Преступление и наказание" одна из моих любимых книг со школьных времен. А у моего брата она вообще почти единственная, с интересом прочитанная)). К слову могу сказать как мама сына, принадлежащего к современной молодежи. Хоть он у меня и не отличник, но классическую литературу читал с интересом и должным пониманием. И я с удовольствием отмечаю его эрудицию в данном вопросе, когда что-либо осуждаем даже не относящееся к школе и литературе.
25.05.2021
Наверное мне повезло с учителями литературы, русского языка. Именно в школе я полюбила классику литературного чтения. Причем интерес был не только к самим произведениям, но и к биографии писателей, к разным статьям литературных критиков и т.д. У меня до сих пор привычка со школьных времен читать книгу от корки до корки, с предисловием, вступительными и пояснительными статьями. Никогда не понимала претензий к школьной программе по литературе. Кто же мешает детям читать другие книги? Это всё равно, что жаловаться, что кроме школьной столовой они больше другой еды не получают, а та не достаточно вкусная и разнообразная. Их дома что ли не кормят?...
25.05.2021
ЮЛиса, подолью сезонного маслица))) когда показывают летние списки, я недоумеваю: список не прочесть за 3 месяца, когда же самостоятельность проявлять.
25.05.2021
Tanja, никто не требует от начала до конца читать эти списки, Тань. Почему все воспринимают эти списки так? Это рекомендации по чтению, хочешь читай выборочно, хочешь весь. Что-то прочитаешь во время учебного года. Никогда ни я, ни мой сын с этим не испытывали трудности и не парились по этому поводу.
25.05.2021
ЮЛиса, я не знаю. Мне каждый раз говорят, что читать по ним необязательно. Но при этом каждый год волнения и "читать по списку" в летней программе занятий с ребенком (и сейчас в школьном сообществе). Совсем другое отношение, чем было в моем детстве. Единственное протзведение, которое прочитать летом - Война и мир. А про списки не помню.
25.05.2021
Tanja, волнения у нас любят по поводу и без, что ж теперь...У меня тоже в летней программе из занятий с ребенком читать и не только из списка, но как-то без волнения).
25.05.2021
ЮЛиса, я все жду тем: "мы это будем читать летом, мои идеи". Редко бывает. У меня всегда столько идей, что до списка не дошло бы.
25.05.2021
Tanja, а я люблю списки школьные и идеи свои по чтению имею. Это вполне гармонично может уживаться вместе. Я с превеликим удовольствием получила на прошлой неделе наш первый с Ильдаром список на лето. но кроме него будем читать и домашнее и библиотечное и даже без всяких идей, а просто спонтанно, эмоционально выбранное. С таким же настроем я и старшего вырастила читающим человеком, которому без нескольких месяцев уже двадцать лет. И который спокойно, с интересом читал по школьной программе, но увлекался и увлекается абсолютно противоположными жанрами-фэнтези, детективы, приключения.
25.05.2021
ЮЛиса, время на все книги откуда?
25.05.2021
Tanja, а кто сказал все? Таня, я вроде сверху писала, что никто не заставляет их все читать. Да большинство у меня старший прочитывал, но он очень быстро читает книги и мало спит, может полночи читать. Некоторые книги по школьному списку он читал в школьное время, когда это произведение проходили. Как правило летом читал объемные из списка, а в школе рассказы, повести мелкие. Летом читал только перед сном и ночью. Днем да, время на это не тратил)). А ещё он у меня в компьютер много играет и играл, но это как-то не мешало ему успевать и иметь желание читать книги.
25.05.2021
Думать не хотят современные детки. Все у них на блюдечке, да с каемочкой, да родителями под нос у компа подставлено. И так не только с подростками, с 1 класса слышу, как тяжело учиться, какая программа сложная и какие бедные дети. А детки что? Сами решить что-то не могут, родителям пожаловались, те в чате обсудили, в ГДЗ посмотрели, дитятке на блюдечке принесли. Все счастливы. Можно со спокойной совестью вернуться в компьютерный мир. А с литературой так не получается. Тут думать надо. Самим. Осмысливать. Размышлять. Вникать. Сопоставления и аналогии учиться проводить. А это долго, скучно, нудно. Историю надо опять же вспомнить. Что там было в 1812 году? Конечно, интереснее в "Гарри Поттера" окунуться. Там уже все за тебя по полочкам разложено, все просто, ясно, кто плохой, кто хороший. Потому, видимо, и снежинки. Чуть температура поднимется - они и растают.
25.05.2021
"Методика преподавания отвращает от чтения больше, чем сами изучаемые книги" - так было и в советской школе. Собственно, читаю эту статью и думаю: так я сама 25 лет назад в школе думала. И судя по тому, что наш учитель литературы тогда не смогла нас заинтересовать классикой, вряд ли она ее сама любила. А читала я в детстве много, но не по школьной программе. Сейчас читаю еще больше, но классику перечитывать не хочу. Созвучно моему мнению многое что написано в этой статье про лентяев, обьюзеров, мученицу-Катерину из Грозы и совсем непонятного мне до сих пор Достоевского. Классику надо изучать и читать, но с возрастом надо хорошо подумать. Единственное, что в ней мне кажется ценным - это красивый русский язык. В современных книгах редко встретишь красивый язык. Пишут проще и разговорнее.
25.05.2021
Школьная программа меняется, причём сильно, но чтобы это заметить, надо иметь детей школьного возраста.) Классика - это хорошо, но не в школьном возрасте. Войну и мир я в школе просто не смогла читать, а когда сын учился в 10м прочитала с удовольствием. Та же ситуация с Обломовым. Но вот по Достоевскому моё мнение не поменялось. Нечего ему делать в школьной программе. Преступление и наказание читала дважды и никак не пойму зачем оно детям? Никакого раскаяния там нет, и с какой целью оно написано лично мне непонятно.
25.05.2021
Очень многое зависит от педагога и родителей. Если дома читают и обсуждают, то и дети смотрят на произведение в историческом контексте. Кроме того, жизнь показывает, что классика вечна. И тогда и сейчас есть все описанные персонажи. Я думаю мы идём к разделению общества уже не по уровню дохода, который каким то образом можно наверстать, а к разделению по уровню образования. Придёт время и в школах для обеспеченных слоев будет классика, а в общедоступных тот же Акунин или комиксы. Недолго осталось.
25.05.2021
Гордарика, а я жду противоположного. В слабых школах остаются учителя-троечники пед колледжей, которые сами часто дальше школьной программы не читают. Действительно заинтересованный педагог покажет более широкий мир литературы.
25.05.2021
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
От Макса Лидова до Виктора Гюго Обязательное летнее чтение после 9 класса