Эх, ТОПнем! С десятилеткой
ТОП - любимые книги
-Сдаётся мне, - подозрительно произнёс муж, пристально глядя на меня, - что ты до сих пор не купила Соне мою любимую детскую книгу...
Я, увлечённо лопатящая в этот момент каталог Лабиринта, тем не менее моментально поняла, о чём идёт речь (несмотря, что таких "любимых" у мужа не так уж и мало).
- Щас! Вот как раз её и ищу! - мгновенно отозвалась я, через секунду торжествующе продемонстрировав нужную обложку. - Вот! Дождалась хорошей скидки!
- Отлично! - удовлетворился муж.
И скоро она приехала к нам...
Знакомые по другим имеющимся у Сони книгам иллюстрации и совершенно незнакомые слова в названии пробудили интерес у ребёнка, и сейчас она в процессе. Вернее, в конце процесса, поэтому эту книгу я решила утрамбовать в прошлогодний ТОП, что мне показалось логичным.
Вообще-то это не совсем ортодоксальный итоговый ТОП. Дело в том, что в прошлом году читалось немного, гораздо больше перечитывалось, поэтому покажу просто все наиболее яркие читанные за этот период книги, благо, что всё равно все они Соне понравились.
Итак, Кондуит и Швамбрания. Лев Кассиль


8 февраля 1914 года два брата, Лёля и Оська, отбывавшие наказание в позорном углу одного из домов в городе Покровске на берегу Волги и, разумеется, обиженные на весь свет, а особенно на несправедливый мир взрослых, придумывают увлекательную игру... Они открывают Великое государство Швамбранское, чтобы обрести в нём свободу и справедливость!.. Как любое уважающее себя государство, Швамбрания прежде всего получает место на карте, нарисованную Оськой.
- Мам, ты только посмотри на эту карту! - Сонь со смехом сунула мне под нос раскрытую книгу и без конца тыкала пальцем то туда, то сюда, как-будто боясь, что я не увижу самое смешное.
Да, этот картографический шедевр в самом деле заслуживает отдельного внимания!

Вообще весь процесс создания государства Швамбранского очень забавный, читать об остроумных находках и бушующей фантазии братьев - сплошное удовольствие... Но ребят всё больше захватывают реальные более или менее грандиозные события: поступление и учёба в гимназии, война, революция... Но Лёля и Оська не бросают свою любимую Швамбранию...
Оська... Этот вечный путаник-вундеркинд безоговорочно стал любимцем Сони (и моим тоже). Рано научившись читать, он запоминал всё, но непонятные слова в его маленькой голове переворачивались, и все смеялись, когда он начинал говорить. Летописцев называл пистолетцами, помидоры путал с пирамидами, Сару Бернар - с сенбернаром, вундеркинда - с Ундервудом, а сиволапого мужика называл велосипым, имея ввиду велосипедиста. И, конечно, Соня очень расстроилась, когда я рассказала ей о трагической судьбе Оськи: в возрасте 29 лет Иосиф Кассиль, безоговорочно принявший Советскую власть, был расстрелян по ложному доносу лучшего друга, его жена получила 8 лет тюрьмы, а дочь попала в приёмник. В 1957 году его реабилитировали посмертно...
При наличии идеологической составляющей книга тем не менее исключительно замечательная, стиль автора, лёгкий, с юмором, несмотря на всю серьёзность, порой и драматичность ситуаций, а невероятная образность и точность речи, превращают чтение в сплошное удовольствие. Но вот финал меня слегка огорчил, конечно...
Тема жуткой человеческой несправедливости и последовавшей за этим трагедии уже была знакома Соне. Предыдущая Сонина фаворитка исторически перекликается с Кондуитом и Швамбранией. Появилась она у нас благодаря Сониным вокальным занятиям. Ещё в сентябре учительница дала Соне разучивать песню "Once Upon a December" из диснеевского мультфильма "Анастасия". Соня послушала песню, пробежалась по мультфильму, уяснила, о чём собственно история, в том числе и в песне... И начала ... активно изучать этот чёрный факт российской истории, а затем и всё, что связано с семьёй последнего российского императора, нашла кучу фотографий, выбрала одну семейную, которую собралась распечатать и поставить себе на стол... Вот тогда и появилась у нас эта книга.



Царские дети. Соня с головой ушла в эту книгу. Читала-перечитывала-обсуждала. Снова читала. Она её потрясла. Книга необычная. О воспитании царских детей из семьи Романовых. Состоит она из отдельных частей. Первая часть - история, записанная Ильёй Сургучёвым со слов русского полковника Владимира Олленгрэна, который несколько лет воспитывался вместе с маленькими великими князьями: Ники (будущий российский император Николай II) и Жоржиком (великий князь Георгий Александрович). Его мама была первой учительницей маленьких князей. Вот ей и разрешили взять с собой младшенького Володю. Забавно читать, как боялся Володя встречи с великими князьями! Они же ВЕЛИКИЕ! А что вдруг, если это великаны "не мал человек под потолок ростом"? Или похожи на Гулливера? Здесь-то на своей улице в Коломне он худо-бедно проходил в третьи силачи! А там что, с этими великими? Это же "ежедневная обеспеченная мука"! Невероятно увлекательная истории из жизни царских детей в Аничковом дворце глазами восьми-десятилетнего ребёнка, который бок о бок ел, пил, спал, играл, учился, плевал на головы прохожим с деревьев вместе с будущими небожителями...
Вторая часть - это воспоминания приближённых ко двору Николая II и людей, чьи судьбы пересекались с жизнью императорской семьи, среди них Жильяр, Мосолов, Мельник-Боткина. А в третьей части буквально голоса из того времени - выдержки из записей императрицы Александры Фёдоровны, письма доктора Боткина и дочерей Николая II, в том числе Анастасии, Сониной любимицы.

Очень похожа на своего отца, Николая II...
Про страшный конец царской семьи и тех, кто счёл невозможным оставить их, там тоже есть...
Соня, читая после Царских детей Кассиля, всерьёз негодовала на сизяков-гимназистов за то, как они издевались над портретом Николая II после известных событий...
Ещё один бестселлер в Сонином чтении, который она после того, как прочла сама, читала папе. Удивительные приключения Карика и Вали Яна Ларри.



Я сама немного пробежалась по книге - отличная! Это невероятно захватывающий, приключенческий и увлекающий с головой учебник (в хорошем смысле этого слова)) о жизни микромира (для нас, людей) - мира насекомых. Надо будет взяться и почитать основательно. Очень много интересных деталей, фактов из жизни насекомых, в незаметный нашему взгляду мир которых совершенно нечаянно попадают брат и сестра. Порой даже страшно становится - насколько опасны их приключения в этом казалось бы безобидном мире. Хорошо ещё, что их взрослый учёный друг вовремя понимает, куда пропали дети и отправляется им на помощь...
Кстати, и про автора почитать интересно. Я его только как автора этой книги и знала... Интересно!
А в начале лета у нас состоялась таки шедевральная поездка в Санкт-Петербург. После того, как мы вывезли Соню в столицу нашей Родины, в планах был показ культурной столицы. Получилось! И очень удачно! За две недели посмотрели всё, что планировали, и даже больше)). И вот по возвращении домой Соня первым делом взялась за... Евгения Онегина, которого она и до этого почитывала фрагментарно, попутно рассматривая иллюстрации.


А тут прочла его от начала до самого конца. Видимо, так впечатлилась посещением Пушкнского лицея и рассказом экскурсовода, что вот... Экскурсия и правда была бесподобной! Мы потом встретили эту тётеньку-экскурсовода внизу возле выхода, она отдыхала. Так она была так неподдельно рада тому, что именно Соне (в смысле - не только нам, взрослым) понравился её рассказ и вообще тому, что Соня любит Пушкина... Вопросов, обсуждений по ходу чтения романа было много, я, к своему сожалению, уже ничего не могу вспомнить, но помню точно, что Онегин - "просто эгоцентрист какой-то", а Татьяна - обычная "несчастная женщина, всю жизнь любящая одного, недостойного". И, как всегда, много цитирует... Крутится перед зеркалом, всё никак не справится с причёской - то ей на так, другое не эдак... Я начинаю нервничать, так как давно пора заняться делом, напоминаю ей об этом. Подмигнув мне хитрым глазом:
- "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". Это - сам Пушкин, мам!
- Мам, пап! Вот что мне теперь делать??? - донёсшийся из Сониной комнаты вопрос, полный неподдельного отчаяния, повис в воздухе..
Я сто раз предупреждала, что не люблю интригующих вопросов: если хочешь что-то спросить, спроси! А не кидай вопрос по частям, как подачки голодной собаке! Прошли несколько минут в полной тишине - никто не поинтересовался, что же там такое в детской стрялось, и Сонь не вынеся нашего абсолютного равнодушия, примчалась сама:
- Вот как теперь мне быть? Что читать? После Трёх мушкетёров мне все книги будут казаться ПРЕСНЫМИ!!!!


Да, я примерно этого ожидала. Потому как видела, с каким увлечением Соня окунается в это приключение вслед за молодым гасконцем. Сначала она читала, нет не так... - ЧИТАЛА! Почти без перерыва, забывая про еду, сон, прогулки, уроки. Потом СМОТРЕЛА. Смотрела наш фильм с Боярским. Потом ПЕЛА... По-моему, она до сих пор помнит наизусть весь текст и все песни. Много раз, впечатлившись, пересказывала мне особо понравившиеся моменты из книги. И я, тоже помнящая их до сих пор, поражалась дословности воспроизведения. Она раз сто собиралась отнести книгу в школу, чтобы ещё читать и перечитывать на переменах, но школьный портфель каждый раз предательски набивался до предела учебниками, и для пухлого приключенческого романа не оставалось места...
Сонь делает уроки. Из-за закрытой двери доносится:
А что же такое жизнь?
А жизнь -
Да, просто дуэль со смертью!
Пуркуа па?
"Наверное, русский делает", - подумала я, приоткрывая дверь в детскую (на математике особо не попоёшь, а тем более на литературе с окружающим).
- Чего делаешь?
- Математику! - Бойко ответила Сонь.
- Сонь, а что такое "пуркуа па"? И откуда ты знаешь, что так надо петь? Вот, когда я была в твоём возрасте, мы с подружками так и не смогли понять, что за слово поёт Боярский, и вариантов было множество: и неведомая "бурклафа", и не менее неизвестная "куклафа", и даже более понятные "полклопа".
Соня хихикнула:
- Гугл, мам! Я сначала тоже не поняла. А потом посмотрела тексты песен. Это значит "почему бы нет?"
Да...
- Мам, посмотри на меня, - мы с ней шагали в музыкальную, - посмотри, у меня глаза закрыты, как по-твоему?
- Да, закрыты.
- Значит, у меня такие же длинные и пушистые ресницы, как у миледи... - Соня улыбнулась и мечтательно закатила глаза.
- ????
- Ну, мама, у миледи были такие длинные и пушистые ресницы, что она прикрывала ими глаза, а сама подсматривала сквозь них!
После Трёх мушкетёров Сонь вытрясла с нас всё-таки Двадцать лет спустя, хотя мы с мужем отговаривали её, как могли. В итоге и не прочитав трети книги, Сонь оставила её: "Уф, как я устала от этой политики! Да, ещё и разобщённость такая между героями, не хочу..."
А "Три мушкетёра" назвала самым гениальным приключенческим романом)).
Покупая книгу Татьяны Рик "Здравствуй, имя существительное" , я и не подозревала, что с меня тут же потребуют все остальные занимательные учебники русского языка этого автора. Сейчас у нас есть все книги. И очень часто Соня предпочитает именно их художественным произведениям.


Татьяна Рик - гений! Так увлекательно, интересно и легко подавать такой громадный объём информации! По русскому языку! К примеру: вышел Глагол из дома, но путь ему преградила частица Ся, и пришлось ему вернуться домой. Так глагол стал возвратным (вольное изложение). И сейчас в нашем доме нет прохода от правил нашего великого и могучего. Сонь, как тень отца Гамлета, внезапно появляется за моей спиной и начинает рассказывать, объяснять, демонстрировать проверять... Буквально вчера экзаменовала меня по отглагольным прилагательным. Я держалась стойко. Во многом, благодаря интуиции и зрительной памяти - правило-то почти забыла (помню только отдельными моментами). Соня тут же после экзамена мне всё рассказала, и вот я опять всё отлично помню, когда пишется удвоенное "Н" в суффиксе, а когда хватает одного. Сегодня похвасталась мне: "Мам, я знаю правила русского уже за седьмой класс! Представляешь, как мне потом будет легко в школе? Учительница будет объяснять, а я уже всё знаю!" Я радуюсь. Потому как сама всегда любила русский. И вижу, как он увлекает Соню. Причём я к этому никакого отношения не имею (ну, кроме генов, конечно)). Учительница тоже видит её увлечение и с лёгкой душой отправляет её на олимпиады по русскому. Папа ей прочит филологический факультет. А Соня... Продолжает запоем читать Татьяну Рик (по сто раз), а заодно с ней и Весёлую грамматику "Радионяни".

Говорит, что они, эти книги, очень хорошо дополняют друг друга, потому что у Татьяны Рик - "гольная морфология", а в Радионяне - орфография. И... мечтает о профессии дизайнера. По большей части дизайнера-модельера.
Книга "Как одевались твои прабабушка, бабушка и мама"



Интересно построен сюжет этой книги. Это дневники. Дневники девочек разных поколений из одной семьи, охватывающие приличный период истории костюма. Эта книга мелькала как-то в одном из моих предыдущих ТОПов, но в этом году она была просто зачитана до дыр, да, и до сих пор вон валяется на диване. Сонь просто спит и видит, как она станет крутым модельером и сможет изменить моду, прежде всего женскую на более женственную. Она теперь не просто влёт определяет длину платья (макси, миди, мини), но и прекрасно разбирается во всяких там турнюрах, кринолинах и проч. А это платье из книги скоро снится мне будет - Сонино любимое, непременно такое ей потребуется на выпускной.

В общем, Соня - за элегантную и изящную одежду, подчёркивающую женскую красоту. Считает, что одежда и вообще внешний вид - не последнее дело. Я с ней соглашаюсь вслед за Чеховым. Лишний раз в этом убедил её и шедевральный "Служебный роман" Эльдара Рязанова, который Соня смотрела стопятьсот раз и теперь знает его буквально наизусть. Не просто восхищается, а ВОСХИЩАЕТСЯ Алисой Фрейндлих... И снова цитирует без конца и всегда к месту).
К этой книге я купила ещё книжечку "История костюма", но она не такая информативная, скорее просто иллюстрации к разным периодам.

Увидев как-то, как Соня разглядывает рисунки, поставив палец на лицо модели, я удивилась.
Соня глянула на меня снизу вверх:
- Мне здесь лица у моделей не нравятся, я их закрываю, чтобы не мешали объективному восприятию костюма... А вообще, мам, книжка полезная - в конце есть алфавитный указатель модных терминов!
А бабушка откопала где-то для Сони старый, сорокалетней давности журнал мод! Раритет)).

Женские романы Сонь ещё не читает. Но девичьи книги ей очень нравятся. Этой весной была прочитана автобиографическая "За что?" Лидии Чарской,


а следом я купила ей "Записки маленькой гимназистки" этого же автора, поскольку они (Записки) значились в списке чтения на лето.


Соне очень понравились обе. Да, конечно, они такие душещипательные, трогательные и сентиментальные, но написаны прекрасным языком, очень увлекают сюжетом, добрые по сути, я и сама с удовольствием их прочла. Очень такие книги, на мой взгляд, помогают детям ориентироваться в людях людях, понимать и принимать их, отстаивать свои интересы и уважать чужие, быть справедливыми и чуткими...
Интересна и судьба самой Лидии Чарской, книги которой приобрели со временем огромную популярность среди девочек, их называли любимыми почти единогласно ученицы опрошенных гимназий, в библиотечной анкете на вопрос "Что вам не нравится в библиотеке?" дети отвечали: "Нет книг Чарской". Её популярность сравнивали с популярностью Крылова в России и Андерсена в Дании... Однако, Советская власть не одобрила так называемых "буржуазно-мещанских" взглядов писательницы, её книги попали под запрет. Её критиковал Маршак. Чуковский был беспощаден к творчеству Чарской, но именно он, как ни странно, выбил ей, сильно нуждавшейся в старости, актёрскую пенсию, на которую она и жила... Хорошо, что сейчас мой ребёнок может читать эти светлые, душевные мещанские книги.
Пробежалась глазам по своей писанине, и ощущение, что чего-то не хватает... Ну, конечно, не хватает! А гениальная "Собака Баскервилей" Артура Конан Дойла, со свистом прочитанная Соней?



Сначала я опасалась давать эту книгу ребёнку с такой тонкой душевной организацией, но вспомнила, что Гарри Поттера- то (который не в пример страшнее) она прочитала гораздо раньше, и рискнула. Восторг! И сюжет, и изложение! Естественно, что фильм Игоря Масленникова мы тоже с ней посмотрели. А Соня одна потом ещё сто раз. Очень впечатлила её игра актёров, особенно Виталия Соломина и Никиты Михалкова. На пианино подобрала одну из мелодий фильма... В общем, как всегда, когда сильно впечатляется...
Ну, вот и всё, о чём я хотела написать). Всех с наступившим новым годом! С новым счастьем! С новыми надеждами! И, конечно, с новыми книжными открытиями!





























































