Чтение по истории Древней Руси и Древней Греции
История детям.Я продолжила свое историческое чтение, в этот раз прочитались коротенькие книжечки.
Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, там, где в Дон впадает река Непрядва.
Куликово поле находится в Тульской области. Размером оно огромно: 100 километром на 40 километров. Поле получило название от старинного слова «кулига» - клин земли в излучине реки. Еще есть вариант - «куличики» - то есть «далекое место».
Современные ученые установили, где 600 лет назад рос лес, где были овраги, а где равнина. Больше всего археологических находок приходится на полосу от устья Непрядвы до Красивой Мечи. Как рассказывают летописи, до реки Мечи гнали русские ордынцев.
Ольга Колпакова .
Это книга не художественная, но написана легко, читается быстро, хорошая книжечка.
В книге «на полях» есть небольшие вставки, например, про княгиню Евдокию Дмитриевну жену Дмитрия Донского, куда исчезла Великая Литва, чем прославился Сергий Радонежский, что осталось на Куликовом поле (про музеи о Куликовской битве). Такие небольшие крючочки для заинтересовавшихся историей детей.
Будем книжку с детьми читать.
А это уже Олег Тихомиров тоже Слово о битве Куликовской
Между малыми речками Нижним Дубяком и Смолкой лежало большое поле, поросшее высокой травой. В поле том водилось много куличков. Оттого и поле звали в народе Куликовым.
Как только переправились, стал князь Дмитрий Иванович объезжать место да прикидывать, где лучше расставить свои полки.
В книге «» три повести: Александр Невский, На поле Куликовом, Слово о защите Москвы и о подвиге Минина и Пожарского.
Книга красочная, рисунки Владимира Перцова мне пришлись по душе. Читала с интересом.
Хорошее дополнение к учебнику истории.
Сергей Алексеев .
В повести рассказывается как жили на Руси во время крепостного права.
Сын после того, как узнал, что «людей продают» читать отказался. Пришлось читать в одиночестве, хорошая повесть, читается быстро. От того, как пороли у Мавры Ермолаевны конечно и меня передернуло:
Когда в первую же субботу после бани Архип притащил скамью и стал готовиться к порке, Митька спросил:
- Дядя Архип, а зачем розги?
- Пороть.
- Кого пороть? - удивился Митька.
- Кого? Вестимо кого: нас пороть, - ответил Архип.
- Так за что, дядя Архип?!
- Как - за что? - Архип посмотрел на Митьку, погладил свою кудлатую бороду, сказал: - Для порядку. Ну, чтоб помнили свое место, чтобы барыню уважали… А как же иначе! Иначе нельзя. Мужики, они, знаешь, народ балованный.
Смотрит Митька на Архипа, опять спрашивает:
- И меня бить будут?
- Ну, а чего бы тебя не бить? - отвечает Архип. - И тебя пороть будут. С малолетства привыкать к порядку, стало быть, следует.
А вообще испытаний и приключений много выпало Митьке: и первая влюбленность, и потеря, и месть с ненавистью, и участие в войне, и подвиг совершил наш Митька.
Иван Поммо
Шикарный комикс, прекрасное изложение Илиады, прочитал сын 11 лет и я потом еще несколько раз. С сыном еще пролистывали, перечитывали, как раз и по истории началась Древняя Греция.
С. Лурье Письмо греческого мальчика
Коротенький рассказик. Идея мне очень понравилась. Книга открывается подарком американского профессора-археолога. Учёный получает в подарок старинный папирус и начинает своё собственное «расследование». Он знал, что папирус был найден археологами в Египте. Сначала объясняется, почему он написан на греческом языке, описывается, как делался папирус и почему он хорошо сохранился до нашего времени, когда это письмо могло быть написано и кем. Постепенно учёный выясняет, что письмо было написано мальчиком Феоном своему отцу, в котором он был рассержен на отца, что тот уехал в Александрию без него.
После разбора письма Лурье отправляет нас на экскурсию в эллинистическую Александрию. А затем сочиняет ответное письмо американскому профессору, в котором рассказывает об одном дне из жизни ребенка в египетской провинции.
Письмо Феона настоящее. Оно хранится в Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета.

Вторая повесть в этой книге Путешествие Демокрита С. Лурье, М.Ботвинник
О необычайных приключениях и путешествиях древнегреческого философа. Учение Демокрита об атомах заложило основу развития греческой науки в целом.
В поисках мудрости Демокрит обошел Египет, Вавилон, Иран, Аравию, Индию и Эфиопию.
Вот как в книге описывается Вавилон.
Пройдя ворота, путники наконец вступили в город. Что это был за город!
Города Греции состояли из небольших домишек, расположенных вдоль грязных и извилистых улочек. Только в акрополе находились высокие и красивые здания - храмы богов, сокровищницы, театры. Другое дело Вавилон: здесь Демокрит и Диагор увидели широкие прямые улицы, идущие параллельно друг другу, - одни вдоль реки, другие, поперечные, вели к реке.
Грекам трудно было представить себе что‑либо более величественное, чем эти дома, стоящие вплотную друг к другу вдоль улицы: они были трехэтажные, а некоторые даже четырехэтажные.
Изумление путников еще усилилось, когда они добрались до рынка, где продавались съестные припасы. Здесь со странными ужимками сновали полуголые, но разряженные в пестрые тряпки оборванцы и горланили нестройными голосами веселые песни. Продавцы напрасно старались отвлечь их внимание от своих товаров: они хватали что попало, выпивали вино и молоко и разбивали опорожненные сосуды, рассыпали по земле сложенные в аккуратные кучки орехи и при этом дико хохотали.
Демокрит спросил, как пройти к его ксену, богатому греку Зенодбру. Ему указали дорогу, и через полчаса он вошел в дом Зенодора. Но то, что он здесь увидел, было еще удивительнее того, что происходило на рынке.
За столом с криками, смехом и песнями возлежали полуголые, но разряженные в причудливые шляпы и бумажные кафтаны рабы Зенодора. На самом почетном месте возлежал огромного роста вавилонянин с длинной рыжей бородой; нечесаные, спутанные кудри клочьями висели из‑под шляпы. За его ложем в униженной позе стоял Зенодор и беспрекословно исполнял все приказания рыжего раба, которого он почтительно называл: «Господин».
Оказалось, что это местный народный праздник Сакёи по случаю весеннего равноденствия и поворота солнца на лето. В этот день все ставится вверх дном. Торговцы снедью должны отдавать свои товары даром. В каждом доме рабы занимают место господ, а господа им прислуживают. Но наступает вечер, все становится на свое место.
Так как Демокрит философ материалист, он постоянно развенчивает какие-то мифы и пытается докопаться до истины, периодически сообщая, что это вовсе происходит не по воле богов, а в силу вполне объяснимых причин. Например, на голову человека, который просил Гиппократа признать Демокрита безумным, упала черепаха. Все посчитали, что это знамение, посланное Зевсом.
Но Демокрит объяснил произошедшее очень просто. Орлы любят полакомиться черепашьим мясом, чтобы до него добрать они поднимаются высоко в небо и разбивают панцирь черепахи об утес. Так случилось и с этим человеком. Увидя сверху его сверкающий череп орел принял лысину за утес.
И письмо и повесть можно найти в сети. Письмо я сыну посоветовала почитать и даже немного пересказала, может возьмется и почитает. Но вот повесть о Демокрите вряд ли осилит, нет там особых приключений, в конце только немного, боюсь, что не сможет его увлечь, не такой он любитель Древней Греции.
Так как в школе по истории началась тема Древняя Греции, то в процессе чтения еще две книжечки
Спасибо всем за отклик и приятного чтения интересных книг.
Спасибо за обзор!