"Иллюстрированный Бюффон, или Натуральная история четвероногих, птиц, рыб и некоторых гадов"
Отзывы
Есть особая категория книг, которые не относятся к категории mast have - обязательных к прочтению и уж тем более к приобретению в личную библиотеку с тем, чтобы обладать и почитывать регулярно, однако начав читать которые, уже не оторвешься и задаешься вопросом: и как же я без нее... И даже не из-за шикарных иллюстраций, не из-за антуражного оформления, а единственно из-за одного ее содержания. Хотя, признаться, в случае с "Иллюстрированным Бюффоном" и форма необычайно привлекательна. Итак,
Технические характеристики книги:
Иллюстрированный Бюффон, или Натуральная история четвероногих, птиц, рыб и некоторых гадов
Автор: Жорж Луи Леклерк де Бюффон
Иллюстратор: Бенжамен Рабье
Переводчики: М. Аннинская, Н. Бунтман, М. Хачатуров, Н. Шаховская
Издательство: Лабиринт, 2014
Серия: Атласы и энциклопедии для детей
ISBN: 978-5-9287-2463-4
Страниц: 176 (Офсет)
У меня всегда вызывают бесконечное уважение попытки основательной научной систематизации чего бы то ни было, а уж тем более в 44 томах (8 из них вышли посмертно) и в конце 18 века! Однако ценность научного вклада господина де Бюффона не ограничивается только систематизацией имеющихся натуралистических сведений, хотя и носящей глобальный, всеобщий характер, задолго до Чарльза Дарвина им сделан важный вывод об изменяемости видов: организмы, имеющие общих предков, претерпевают длительные изменения под действием окружающей среды и становятся все менее похожими друг на друга. Кроме того, еще до формирования науки экологии Бюффоном высказана идея о единстве животного и растительного мира.
Вообще вот так вот звучит все это довольно скучновато, да и само слово "энциклопедия" не вызывает всплеска эмоций. Однако каким слогом все это написано! Еще бы, как сообщается в книге, Бюффон "не мог работать, если "не хорошо одет, не хорошо причёсан", поскольку он творил перед лицом Вселенной и потомства". С неповторимым французским шармом, легко и изящно Бюффон повествует нам о домашних и диких животных, птицах, гадах и рыбах (таковы основные разделы книги). Например, мы узнаем о том, что "лошади по природе своей кротки и весьма расположены уживаться с человеком", что "в раннем возрасте осёл бывает весел и довольно мил: в нём есть своеобразная грация, которую он, впрочем, скоро утрачивает - частью по мере взросления, частью от дурного обращения, - становясь медлительным и упрямым". Представили себе кроткую лошадь и веселого и довольно милого, грациозного осла? :)
Об овце Бюффон пишет: "Овца не способна ни спасаться бегством, ни искать покровительства: как бы и нуждалась она в помощи, она не подходит сама к человеку, как коза. Крайняя ли робость, бесчувственность ли тому причиной, но овца, когда у неё отбирают ягнёнка, даже не пытается воспротивиться или выразить свою скорбь хотя бы единым звуком, отличным от обычного блеяния.
Однако животное это, при всём его убожестве, как ни одно другое драгоценно для человека, которого оно и кормит, и одевает, не считая того, что сало, молоко, шкура, даже кишки, кости и навоз овцы находят применение в самых разных областях.
Инстинкта у овцы только на то и хватает, чтобы выбирать подходящий корм и отличать своего детёныша от других".
А свинья у него вообще "являет образ самый скотский; кажется, будто её отталкивающая наружность сказывается и на её нраве. Все повадки свиньи грубы, все её пристрастия омерзительны, все интересы сводятся к тупому чревоугодию, которое побуждает её пожирать всё, что попадётся, и даже собственное новорождённое потомство".
Да, Бюффон довольно пристрастен в своих характеристиках, он наделяет своих "героев" весьма своеобразными, зачастую очень обидными характеристиками, но, возможно, это и есть одна из составляющих успеха его "Натуральной истории": образы получаются яркими и очень запоминающимися, ничего общего с сухим языком энциклопедий. Да и, по правде, определенные стереотипы, связанные со многими животными, являются довольно устойчивыми и имеют некоторые основания.
Конечно, как вы понимаете, часть сведений, которыми располагал автор, уже давно безнадежно устарела, не зря в конце книги приводятся примечания с поправками по этому поводу. Поэтому эта книга не может служить заменой хорошей качественной современной энциклопедии о животном мире. Она совсем из другой категории - не для информационного насыщения, не для восполнения пробелов в знаниях, а исключительно для эстетического наслаждения. Такой своеобразный литературный деликатес.
Способствует этому и оформление. Иллюстрации к "Иллюстрированному Бюффону" выполнены специально к французскому изданию 1913 года карикатуристом Бенжаменом Рабье, который "стремился к максимальной достоверности, не давая воли обычной своей фантазии, - лисы, зайцы и вороны из "Натуральной истории" нисколько не походят на героев Лафонтена, но ещё меньше они напоминают "справочные" иллюстрации, равнодушно фиксирующие длину лап, строение тела и цвет шерсти. Динамичные, эмоциональные рисунки Рабье оказались удивительно созвучны рассуждениям Бюффона о нахальстве шакалов, кротости серых ящериц или жалкой и убогой жизни обыкновенной цапли".



Мне показалось, что в некоторых местах художник немного слишком себя сдерживал, "не давая воли обычной своей фантазии", и рисунки получились практически без эмоций, хотя и очень милые и живые в целом. Для сравнения можно вот здесь посмотреть иллюстрации к другому изданию, более раннему, 1893 года. Разница в подходе к иллюстрированию очевидна.
Приятного чтения! 