На Руси сладости назывались сладким словом «сласти». Сласти, как и вся пища наших предков, были простыми, но полезными.
радиорусскаяпесня.рф - скопируйте в адресную строку браузера.
Лена, приступаю к исполнению обещанного), это только начало, как скоро удастся продолжение - не знаю. При подготовке этого материала опиралась, в основном на лекции профессора А. Б. Зубова история религий (см. лекцию 6.), итак...
Примерно 5 000 лет назад происходит какой-то непонятный этнический процесс, в результате которого арийские племена начинают быстро распространяться на просторах Евразии. Одни пошли в Западную Европу и достигли Атлантического океана, и современное государство Ирландия на родном своём, кельтском, языке «Эйрэ» - это ни что иное как «страна ариев». «Эйрэ» - арии. Другие пошли на юг: Греческий мир и Малая Азия были тоже завоёваны ариями. А третьи пошли на Восток: одни ушли в Иран, где образовалась страна «ариана», «арьяншахн», т. е. страна ариев, а другие пошли ещё дальше на юго-восток, перешли реку Инд и вошли в современный Панджаб к южным предгорьям Гималаев. Они завоевали и покорили древние доарийские государства Инда, которые, кстати говоря, были открыты только в ХХ веке, и принесли на просторы Индии древнюю ведическую религию.
Для многих древних индоевропейских народов была характерна особая организация общества. Вот для примера: в Римском обществе было такое понятие «триба» - это три группы, соединённых вместе, отсюда английское слово «tribalism» - «первобытно-общинный строй». Вот слово «tribe» совсем не является однозначным понятию «племя». Наше слово «племя» обозначает людей произошедших от одного предка, которые в конечном счёте вышли из одного чрева, из одной утробы. А «триба» как раз предполагает наличие трёх различных групп, каждая из которых родственно не соединена с другой, но они живут совместно и выполняют одну определённую задачу.
Триба состоит из группы священников, группы воинов и группы простых домохозяев-земледельцев. Священники есть главные хранители традиции племени, традиции трибы. Подобным образом были устроены и общины ведических ариев. Ведическое общество было удивительным образом всё приспособлено для передачи Вед. Варна священников хранила и передавала из поколения в поколение полноту религиозного знания. Именно священники должны были заучивать корпус Вед и предавать их из поколения в поколение. Другие сословия тоже их учили, но не в полном объёме. Варна замледельцев-ремесленников кормила и обустраивала всё общество в целом. Варна воинов - защищала.
Впрочем, Жорж Дюмезиль в свое время выдвинул теорию трёх функций, согласно которой ещё более раннее, протоиндоевропейское (а значит и доарийское), общество функционально делилось на три сословия - жреческое, воинское и земледельческое.
Удивительным лично для меня было узнать, что современные обществоведы, определяя структуру цивилизации, пришли к этому же троичному делению: в центре цивилизации, в её сердцевине, находится вера (или идеология при отсутствии веры), далее простирается культура, питаемая верой/идеологией, а государство со всеми органами защиты и охраны - является внешней оболочкой, призванной беречь и сохранять всё общество с его верой.
По пришествии в Индию варновая структура арийского общества дополнилась четвёртой варной - «шудры», т.е. слуги. Трём прежним варнам дозволялось пользоваться их трудом и услужением, но запрещалось посвящать их в Веды. Такая социальная субординация легитимизировалась арийской религией: согласно Пуруша-сукте (Ригведа, мандала 10, гимн 90) священники-брахманы произошли из головы принесённого в жертву при сотворении мира божества, князья (раджа) и воины (кшатрии) - из рук божества, земледельцы-ремесленники (вайшья) - из его бёдер, шудры - из ног, стоп.
11 Когда Пурушу расчленяли,
На сколько частей разделили его?
Что его рот, что руки,
Что бедра, что ноги называются?
12 Его рот стал брахманом,
(Его) руки сделались раджанья,
(То,) что бедра его, - это вайшья,
Из ног родился шудра.
Подобным образом из народов, не включенных в арийскую традицию, в античных государствах и на Востоке возникло рабство, имхо.
Однако в местах, откуда начались миграции ариев, ни увеличения количества варн, ни рабства не произошло: народам, населявшим Восточную Европу некого было ставить ниже себя - все по рождению принадлежали одному кругу идей, служения, сосуществования.
В сокровищнице русского устного народного творчества есть замечательный литературный, как его называют теперь, памятник - «Голубиная книга». Её текст содержит информацию о подобной древней индоевропейской, (добавлю от себя - исходной) - троичной структуре древнейшего русского общества:
От того у нас в земле цари пошли:
От святой главы от Адамовой;
От того зачались князья-бояры:
От святых мощей от Адамовых;
От того крестьяны православные:
От свята колена от Адамова.
Упоминание библейских имён в «Голубиной книге» - это следствие долговременного сосуществования древнейших арийских, и даже праиндоевропейских, религиозных идей и Христовой веры на Руси.
К древнему арийскому обществу генетически принадлежим и мы с вами. Добавлю лишь, что арии были не только ведические, принесшие Веды в Индию, Авесту в Персию, арийские обычаи, язык и божества в Митанни и Микены. Были арии и не ведические, к коим принадлежали, например, властные верхушки древних Хеттов, Арцавы и Лувии.