Создав рубрику Семейные школы, я подразумевала форму домашнего образования, но в коллективе. То есть несколько семей организуют совместный учебный проект, который по сути обладает практически всеми правилами домашнего образования, но при этом дети являются частью социума, причем очень неординарного социума, т.к. родители таких детей обычно яркие личности, умеющие жить по собственным правилам. По-моему это еще один выход из сложившейся ситуации с альтернативным школами в России. Единомышленники всегда могут скооперироваться и создать подобный проект. Сегодня я хотела рассказать об одной такой школе, которую организовали для своих и заодно чужих детей Катерина и Филипп Перховы. Давайте посмотрим на их опыт.
К такому выводу много лет назад пришел замечательный преподаватель английского языка, сегодня - доцент МГУ имени М.В.Ломоносова, специалист в области теоретической и прикладной этики образования Милослав Александрович Балабан.
Комментарий Оли, в посте про Грин Скул, об обучении корейцев заставил меня вспомнить одно видео, которое меня когда-то поразило. Как изучают английский язык китайцы.
Если вы китайский школьник, то вы начинаете изучать английский язык в третьем классе, по закону. Представьте, студент сдает гигантский тест, занимающий по времени три полных дня. От его оценки будет зависеть буквально все его будущее. Чтобы подготовиться к нему, студент занимается по 12 часов ежедневно в течение трех лет. 25% обучения в школе это английский язык.
Мария была единственным ребенком Апессандро и Рейнильде Монтессори, которая родилась в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребенка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женшины.
Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Мария брала с собой учебник и решала в полутемноте задачки, радуясь найденному неординарному решению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.
Важно, что эти школы, появившиеся в конце XIX века, начали создавать собственные объединения. Выросло целое международное движение. Тогда точно так же, как мы сейчас, педагоги пытались понять: кто же мы такие? что такое альтернативное образование, альтернативная школа?.. Один из активных деятелей того времени Адольф Ферьер, объездив весь мир, составил тридцать признаков альтернативной школы. Вполне исчерпывающие, признаки описывали состояние школ, и по ним определялось, альтернативна школа или нет. Вот некоторые из них.
Традиционная классно-урочная система образования, когда-то избавившая мир от массовой безграмотности, перестает справляться с вызовами времени. В наши дни многие дети просто отсиживают уроки, получая в итоге прививку от любопытства и очень мало полезных знаний. Понимая это, педагоги-энтузиасты уже давно ведут поиск альтернативных моделей школьного образования.
Нынешняя классно-урочная система организации учебы утвердилась в Европе с XVI века после того, как появились относительно дешевые печатные книги. Она пришла на смену монастырскому и цеховому обучению, при котором знания передавались в основном устно и на личном примере. Прежняя система не позволяла работать с большими группами учеников, а между тем, чтобы идти в ногу со временем, надо было сделать начальное образование достоянием масс, причем в короткие сроки. От новой системы требовалось быстро привить ученику навыки общей грамотности и добиться знания им определенных текстов. Размышление и самообучение в круг ее задач не входили. И еще одно важнейшее отличие: если к философу или мастеру приходили учиться, как правило, добровольно, то в новую школу детей отдавали независимо от их желания.
В догонку к предыдущему посту про технологии. По-моему успевать современному ребенку хоть как-то не отставать от темпа развития могут помочь только различные электронные средства. Возможно вам покажется странным, что я только ЗА то, чтобы ребенок изучал компьтер и прочие технические девайсы, как можно раньше. Конечно, не с младенчества, а с того возраста, когда ребенок уже в состоянии понять и разобраться. Несмотря на то, что я стараюсь ограничивать в нашем возрасте посмотри телевизора, я не разделаю мнение, что компьютер до школы вреден. Если контролировать время занятий на компьютере и отслеживать чем именно ребенок занимается, то почему бы не давать ему шанс на дополнительное развитие? Ведь без компьютеров уж точно не угнаться за тем объемом знаний, что сегодня нас окружает. Это, кстати, один из недостатков большинства российских школ я считаю. К сожалению, они банально не оснащены в соответствии с потребностями современного мира.
Вот, например, обычная бангкокская школа. Имхо есть чему завидовать. А многие до сих пор считают, что в Азии лишь страны третьего мира. Этот "третий мир" уже давно помахал ручкой старушке Европе и улетел вперед.
Один из роликов, который заставляет задуматься над происходящим бумом.
Особенно впечатлило:
- Десять самых востребованных работ в 2010 году не существовали вообще в 2004!
- Было подсчитано, что в выпуске New York Times за одну неделю содержится больше информации, чем человек 18-го века получал за всю свою жизнь!!!
- Было подсчитано, что 4 экзабайта уникальной информации будет сгенерировано за этот год, это больше, чем за последние 5000 лет!!!
Учебная гонка и нагрузка на детей уже непосильная, мамы в школьном сообществе стонут от объема информации, заданий и экзаменов. Как вы думаете дети вообще в состоянии угнаться за ЭТИМ ВСЕМ?? А зачем??? Как долго нагрузка будет возрастать и как скоро случится "взрыв" маленьких мозгов?
Начну первый пост в этом сообществе с рассказа именно об этой школе. Будучи еще беременной, я наткнулась на рассказ путешественников о Green School. В тот момент я просто подумала: "офигеть, как здорово!", не более, но в памяти отложилось.
Спустя какое-то время, уже после рождения сына, с новостями об очередной идиотской реформе системы российского образования, я вдруг осознала, что хочу дать своему сыну нечто большее, чем обычная школа, более того, совершенно иного характера, чем уже сложившийся образовательный процесс с оценками, кучей ненужных знаний, с узкомыслящими учителями с соответствующей подготовкой и прочее-прочее. Посмотрев на примере своей сестры, которая участвует в совершенно изматывающей и необоснованной учебной гонке уже с пяти лет, что это убивает и детство и желание учиться и самооценку, я осознала, что своему сыну такого не желаю. Любое несоответствие стандартам - и ты изгой. И чем дальше, тем больше понимала, что действительно хочу, чтобы мой ребенок учился в какой-нибудь альтернативной школе. А так как на тот момент я знала только о Грин Скул, то и изучала в первую очередь ее. В одном посте вряд ли получится передать все, что хочется рассказать об этом грандиозном проекте, но попытаюсь донести основы.