Войти Регистрация
Философия (мудрые мысли, цитаты, афоризмы, притчи)
Это сообщество для тех, кто хочет прикоснуться к мудрости.
2 участника, 8 тем

Лучшие подарки - те, что требуют самоотдачи, времени и сердца. И я хочу поделиться с вами тем, какие из моих подарков я считаю лучшими. Надеюсь, что мой честный до боли рассказ вдохновит кого-то из вас начать дарить такие подарки, которые совершенствуют жизнь, в течение долгих лет влияя и на того кто получает, и на того, кто дарит, а возможно и на целый мир. Это правда возможно.

Читать далее →

Комментировать

Не питай к другому человеку презрения и вражды за то, что он обитает в той или другой земле или принадлежит к тому или другому народу. Нет худших и лучших земель и нет худших и лучших народов. Природа едина; всё, что существует, есть её частицы, - и в каждой из них содержатся все прочие. Каждая частица Мироздания есть ты; люби же мир и береги его больше, чем себя, - ибо он есть ты, который больше тебя. Так же и люди едины с тобою: всякий из них есть ты. Они драгоценны, потому что они существуют и в них живёт чувство и мысль. Они идут к благу; и всякий из них может свершить великое благо для Мироздания, и свершит его - будь то скоро или нет. Всякий из них есть частица животворящей Природы, рождённая ради лучшего и достойная лучшего. Люби же всякого из людей, цени и береги его и радей о нём. Ни земли, ни державы, ни народы не могут являть разделения людей на лучших и худших. Все земли одинаковы для всякого из людей; державы разнятся законами, но не людьми; различия же народов есть лишь одежды, в которые облекается единообразная сущность человека. Различия меж народами существуют не ради отвержения ими друг друга, но ради взаимного влечения к слиянию. Из надлежащего слияния различного происходит новое и лучшее прежнего. Так, из слияния различных народов произойдёт единый народ, который будет лучше прежних. Пусть же не будет меж народами вражды, и пусть никакой из них не будет презираем и гоним. Пусть соединяются в любви сыны и дочери разных народов, и потомство их пусть будет счастливым.

«Эвор». Дэон VI

Комментировать


Властитель пришёл к Илану и сказал ему: «Расскажи мне о человеке. Хочу знать, что он такое, - ибо не могу понять его сущности. Один достоин презрения, а другой - преклонения; как же так: ведь сущность - одна? Есть львы, а есть шакалы; одни - одно, а другие - другое. Человек же может быть львом, а может быть шакалом, - хотя облик один. Как же верно понимать человеческую сущность?». Илан ответил ему так: «Лев рождается львом, шакал - шакалом; каждый из них подобен обожжённому сосуду, который таков, каким сделал его мастер. Обожжённый сосуд не переделаешь: каков он есть, таким ему и быть. Человек же рождается подобным комку сырой глины; он и глина, и мастер. Зверь не может по своему произволу стать иным, - а человек может. Бывает, у добрых родителей вырастает дурной сын, а бывает, у дурных родителей вырастает сын добрый. Человек - сам себе мастер: каким он вылепит себя, таким и будет. А всё дело тут в разумении: по нему и лепка». Тогда Властитель спросил: «В чём же суть разумения?». Илан ответил: «Есть хорошее и есть дурное. Один хочет, чтобы было хорошо то, чему надлежит быть благим, а другой хочет, чтобы оно было дурно, и в том ищет себе выгоду. Один голодает сам, но кормит своих детей, а другой отнимает у своих детей пищу. Первый поступает хорошо, а второй дурно; первый ищет хорошего в хорошем, а второй мерой хорошего почитает себя. Вот в чём суть: один старается ради блага, а другой - ради себя. Один умрёт сам, но выкормит детей, другой же себя любит больше, и погубит их, чтобы спасти себя. Первый - добрый человек, а второй - дурной. В этом - суть разумения: разумеет ли человек, что он существует для чего-то, или он разумеет, что что-то существует для него. Первый будет кормить детей своим телом, а второй сам будет их пожирать».

«Дорон». Отцы IV

Комментировать

Учитель сказал: «Нет слабых людей, и всякий годен для величайшего дела». Ученик вопросил: «Но что, если на некое свершение недостаёт сил души?». Учитель сказал: «Не бывает так. Бывает, что недостаёт стремления, - но не сил. Не может недостать сил на то, ради чего дана жизнь». Ученик вопросил: «Как же обрести эти силы?». Учитель сказал: «Нельзя заново обрести то, что и без того твоё. Силы есть уже в каждом человеке; они даны, - и утратить их нельзя, даже если желать того. Обрести надлежит себя. Обретя себя, имеющего силы, обретёшь и силы». Ученик вопросил: «Для того ли надлежит обрести себя, чтобы уберечь Бытие от небытия?». Учитель сказал: «Ни для чего иного, как для этого. Шаг делается для того, чтобы преодолеть путь; цель пути есть цель и каждого шага. Не помня, куда и ради чего идёшь, нельзя и шагнуть надлежащим образом». Ученик вопросил: «Так всё, что делает человек, должно делаться ради великой цели?». Учитель сказал: «Всё, - ибо как ему не быть тем, что он есть? Каждое дыхание его должно оборонять Бытие от небытия. Если же нет, то он породит в себе преддверие небытия».

«Дорон». Беседа

Комментировать

На всё, что вершится вокруг тебя, смотри с радостью и любовью, - ибо это вершащееся есть твоя жизнь. Вспомни всё, что было с тобою: ничего нельзя убрать, - ни хорошего, ни плохого. Выбрось из жизни миг - и будешь обделён; нет тебя более, ибо миг тот содержал тебя в себе. Память твоя - судья твой, ибо в памяти твоей всё взвешено, всё оценено и сохранено. В некий час предстанешь пред собою и осудишь себя. Ничего не бойся, когда ты чист; но когда осквернился - бойся себя, ибо будешь осуждён собою без пощады. Ты - свой судья, безжалостный и неподкупный. Ты можешь простить другого, кто провинился перед тобою; но простить себя ты не сможешь. Когда б дано было людям прощать себя, не было бы грешников, и путь к совершенству каждый проходил бы за одну жизнь. Разум был бы не нужен, и не было бы в мире чувств иных, кроме порочных стремлений и раскаяния. Поэтому берегись скверны, бойся себя.

«Эвор». Пять жемчужин III

Комментировать

На следующий день Учитель сказал: «Человек хорош для человека. Где человеку не в силах помочь боги, там ему может помочь другой человек. Всё, что есть в мире, хорошо; но человек не может уйти от людей даже ради наилучшего. Главное его дело есть забота о людях. Кто не любит людей и не радеет об их благе, тот несчастнейший из всех, ибо утратил себя. И кто любит всех, кроме одного, и радеет обо всех, кроме одного, тот таков же. Если же подле тебя лишь один из людей, а прочих нет, и ты любишь его и радеешь о нём, то ты такова же и для прочих». Я сказала: «Ты таков, Учитель». Он же ответил: «Разве ты не такова? Разве ты враждуешь со мною, и разве ты не сделаешь мне добра?». Тогда я сказала: «Учитель, в тебе ли все люди моего баона?». Он ответил: «Если меня нет, а ты любишь их, то они во мне». Я сказала: «Тогда и ты со мною, когда тебя нет подле меня». И Учитель сказал: «Да, так». И он сказал: «Так ты никого не утратишь, - ибо если подле тебя человек и ты его любишь, то так будет всегда». Затем он сказал: «Посмотри вокруг, и увидишь, что обитаешь в мире. Мир породил человека, и радеет о нём, питая его собою. Помни же, что если любишь людей и радеешь о них, но не любишь мира и не радеешь о нём, то и людям ты - враг. Трудно узнать меру меж миром и человеком, - но без неё не сможешь отличить пользы от вреда».

«Эвор». Двадцатидневье XV

Комментировать

Ты один - и ты никогда не один. Видеть в себе полноту мира и жить в ней, - вот истинная свобода. Быть одиноким тягостно, - но только для того, кто сам делает себя одиноким. Есть такие, которые мнят себя страдающими от мира: они действительно страдают, - но терзаемы они не миром, а собою. Терзающий себя безжалостен до жестокости; но он счастлив в своих чувствах, ибо знает, за что несёт кару. Есть такие, которые терзают себя за неведомые им самим проступки: такие поистине несчастны, ибо обрекают себя на боль, губящую рассудок. Боль живёт во всём, как во всём живёт наслаждение. Из одного и того же сосуда ты можешь испить напиток горький и напиток сладкий: тебе достанется тот из них, который ты содержишь в себе. И горькое снадобье исцеляет раны. Радуйся горечи, потому что тот, кто её не изведал, не сможет полно познать в себе сладость. Терпи боль, - иначе в жизни недостоин будешь даже её. Ты сам можешь изжить свою боль, ибо сам ты её и породил. Смотри на чужую боль, не отводя глаз, и осознай, что ты позволяешь ей существовать. Каждый бывает повинен в чужих страданиях, - и это есть наибольшая часть страданий собственных.

«Эвор». Эосфор III

Комментировать


Вот что скажу тебе, сын: будь честен. Язык дан человеку для того, чтобы говорить правду, а совесть - для того, чтобы не чинить подлостей. Бесчестность не бывает сама по себе, но она всегда есть плод того либо другого порока. Как человек имеет оружием металл либо камень, так порок имеет своим оружием бесчестность. Всякому пороку она хороша: и злобности, - для погубления недруга, и жадности, - для добывания выгод, и трусости, - для сокрытия оной и для избежания опасности, и любострастию, - для совращения, и зависти, - для очернения другого человека, и лености, - для оправдания, и иным для иного. Кто порочен и пороки свои ставит превыше всего, тот лжив и подл. Достойный муж не бывает бесчестным. Не лги же, сын, - ведь малейшая ложь есть исток великой подлости.

«Дорон». Наставления сыну IX

Комментировать