По поводу лекций хочу отметить следующее: не просто так я выкладываю их здесь, они имеют непосредственное отношение к тематике этого сообщества и могут принести определенную пользу для каждого. Часто считают, что после школы и институтов обучение должно быть закончено, но это огромное заблуждение, ведь чем старше становится человек, тем больше он способен вместить и понять, если работает в этом направлении. Сейчас может казаться, что все эти сведения никогда не пригодятся, но все прочитанное откладывается в нашем сознании и всегда готово помочь, когда это становится необходимым. Также хочу отметить, что послушать подобные лекции к нам в институт приезжали люди отовсюду, что говорить уже о том, что новые знания, особенно в сфере искусства, настраивают человека на добрую мысль, и эти мгновения в свою очередь способствуют питанию и тела, и духа. Здесь у меня нет возможности привести всю информацию в полном виде по причине того, что воспринимать ее будет достаточно сложно и все это займет слишком много времени, но в каждую лекцию я постаралась вложить по возможности как можно больше того, что успела записать сама и того, что дали мне книги. Пусть это принесет пользу каждому, кто хочет ее получить...
Древнерусским принято называть искусство периода феодализма X-XVII веков. Истоки его восходят к художественной культуре восточнославянских племен. Искусство восточных славян было разнообразно по жанрам и тесно переплеталось со многими сторонами жизни и быта. До наших дней дошло немного сведений об архитектурных сооружениях восточнославянских племен на древнейшем этапе их существования. В строительстве жилых, культурных и оборонительных сооружений достигло высокого развития мастерство плотников; прикладное искусство свидетельствует об умении передать в типизированной форме явления живой действительности. Ко времени образования Древнерусского гос-ва у восточных славян уже ложились глубокие художественные традиции.
При строительстве, в основном, использовалось дерево, каменные постройки возникли позже. Славяне селятся вдоль рек и озер, так как это позволяет охотиться, вести торговлю как летом, так и зимой. Археологические раскопки дают нам представление о том, как выглядели постройки восточных славян до появления гос-ва - городища. Это были своеобразные поселения - крепости, возведенные на возвышении и обнесенные тыном. Дополнительными укреплениями служили ров и земляной вал. Для жилья славяне ставили наземные бревенчатые срубы или полуземлянки. Кроме них на территории поселка располагались хозяйственные постройки, загоны для скота, помещения для женских работ /ткачества, прядения/ и общественное здание с очагом.
Захоронения проводились в курганах. Знатные люди хоронились в знатных курганах. Группосожжение производилось в специальных теремах, затем на этом месте насыпали курган. У язычников вместе с главой семьи могли захоронить /убив/ и его близких /примером служат курган в Чернигове, курган на старой Ладоге на Волхове/.
Хотя ни одного памятника арх-ры языческой Руси до нас не дошло, археологические исследования говорят о довольно высоком уровне развития этой области искусства. Интенсивному строительству городов Киевской Руси во многом способствовало деревянное зодчество древних славян.
Процесс разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества у восточнославянских племен и борьба этих племен с враждебными соседями приводят к образованию крупных территориально -племенных объединений. Вначале консолидация идет вокруг двух центров - Новгорода и Киева, но уже ко второй половине IX века ведущее значение переходит к Киеву - столице раннефеодального Древнерусского государства. В Киев стекаются колоссальные богатства - дань и военная добыча. Он становится крупнейшим ремесленным городом и центром международной торговли.
Сложение нового социального устройства требовало и новых идеологических форм, поэтому господствующий класс Киевской Руси в целях укрепления государственности и своего положения обращается к опыту Византии - значительнейшей державы Юго-Восточной Европы, наследницы традиций античного Рима и древнегреческой культуры. Важнейшим событием было введение на Руси единой государственной религии - христианства, оплотом которого была Византия.
Передовым районом Руси было в то время Поднепровье с матерью городов русских - Киевом. Восточнее крупным городом был Чернигов, севернее лежал Полоцк и на конце великого днепровского пути - Новгород. Развитие феодальной культуры и искусства в X-XI веках в основном и ограничивалось этими важнейшими центрами, почти не захватывая глубинных районов государства. Для этой поры характерна борьба уходящего патриархально - общинного и побеждающего феодального укладов, борьба язычества и христианства, что налагало противоречивости и двойственности на всю русскую культуру, в том числе и на искусство.
Н.К.Рерих. "Заморские гости". Из цикла: "Начало Руси. Славяне".
Архитектура. Сохранились преимущественно каменные и кирпичные постройки: храмы, реже дворцовые сооружения и крепости. Новые археологичекие раскопки позволяют находить много ранее неизвестных сооружений, от которых, правда, осталось одно основание и о верхних частях построек можно судить только предположительно. Также даже ныне существующие постройки памятники древнерусского зодчества часто искажены позднейшими ремонтами и перестройками. В общем, представления об истории древнерусского зодчества достаточно односторонни, поэтому приходится прибегать к гипотезам и реконструкциям.
Как и древнерусская лит-ра, архитектура и искусство были теснейшим образом связаны с жизнью страны. Поэтому закономерно, что и важнейшие этапы развития русской архитектуры совпадают с периодизацией отечественной истории, а идейное содержание выдающихся произведений находит объяснение в важнейших событиях и явлениях той эпохи.
Огромную роль играло оборонительное строительство. Само слово "город" означает укрепленное поселение. Крепостные сооружения того времени представляли собой деревянные стены, стоявшие на земляных валах. Стены состояли из отдельных, плотно соединенных между собой срубов. Их покойный ритм определял внешний облик стен. Башни применяли в ограниченном числе, но въезд в город всегда вел через проездную башню. В специальных военных крепостях деревянные конструкции, скреплявшие изнутри земляные валы, часто использовались в качестве помещений для гарнизона.
В области жилищного строительства на Руси издавна ложилось два типа построек. Русские жилища северного типа были наземные, со срубными стенами, деревянным полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней. Часто к основному срубу примыкала узкая деревянная галерейка. Южный тип жилища условно называют полуземлянкой. Пол таких домов несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены - деревянные, часто присыпанные снаружи землей. Печи - каменные или чаще глиняные. К XII веку наземный тип жилища заметно распространился к югу и в значительной мере вытеснил полуземляночные жилища. Рядовые древнерусские жилища имели, как правило, одно помещение, приблизительно квадратное в плане, со сторонами 3-4 метра. ТОпили по-черному, то есть без устройства специального дымохода, с выпуском дыма через дверь или особое отверстие в кровле. По внешнему облику и по декоративному оформлению, о которых можно судить только предположительно, эти жилища находятся за пределами искусства архитектуры. Зато дома феодалов были устроены иначе - народный тип срубной постройки композиционно осложнялся. Два, три, иногда больше помещений перекрывали высокими кровлями, украшали декоративной резьбой и росписью. Печи имели дымоходы. В состав княжеского двора входило характерное для Киевской Руси сооружение - гридница - большой светлый зал, служивший местом многолюдных собраний князя с дружиной и пышных пиров.
Языческие культовые места - требища - представляли собой круглые земляные площадки, где стояли идолы и горели священные костры. Для требищ выбирали красиво и эффектно расположенные возвышенные места. В Киеве идол Перуна стоял на холме вне княжеского двора. Очень вероятно, что у восточных славян были также и деревянные языческие храмы.
Н.К.Рерих "Идолы".
Руками русских плотников сооружались и первые христианские храмы. Широкое развитие деревянного строительства содействовало его совершенствованию и специализации, выявлению мастеров. Первые известные нам по имени зодчие - вышгородские мастера Миронег (нач.XIв) и Ждан-Никола (конец XIв). В руках мастеров плотничьего искусства сосредоточивалось все строительство - военное, гражданское и культовое, что способствовало общности технических и художественных приемов, пониманию тесной связи зодчества с ландшафтом и важнейших законов архитектурного ансамбля.
Таким образом, в пору превращения христианства в государственную религию Русь уже обладала развитым искусством архитектуры. имевшем глубокие исторические корни.
Живопись. Византийская живопись, с которой познакомились русские, сохраняла многие традиции античности. Они выражались и в канонах построения человеческой фигуры, и в закономерности и ясности композиции, отражавших стремление к господству разумного человеческого начала над стихиями природы.
В то же время торжественные и суровые фигуры византийских святых со строгими аскетическими лицами несколько противоречили полнокровным и жизнерадостным представлениям древних славян об окружающем их мире. Наряду с искусством христианским, княжеско-церковным на Руси продолжало жить полуязыческое народное искусство. Оно корректировало и восприятие византийской традиции, поэтому в русской живописи очень рано начинается постепенная ее переработка. С XI века формируются местные образы, вырабатываются своеобразные, не характерные для византийского искусства средства художественной выразительности. Русские мастера рано обнаружили вкус к изображению приземистых массивных фигур, крупных ликов, а также к тяжелым линиям, плоскостному развертыванию композиций, контрастной светотеневой лепке форм. Эти тенденции обусловили внушительность и силу образов, их мгновенное эмоциональное воздействие.
Богоматерь Оранта. Мозайка в алтарной апсиде Софийского собора в Киеве. 1043-1046
Скульптура и декоративно-прикладное искусство. "Украсно украшенная", как вспоминает современник, Русь была "многими красотами удивлена". Роль декоративного искусства в этом огромна. Развиваясь в тесном соприкосновении с архитектурой и живописью, оно не только испытало на себе их влияние, но и питало эти искусства художественными идеями, образами, мастерством. Достаточно отметить , что в Древней Руси скульптурное творчество процветало преимущественно внутри декоративного искусства, в разных видах мелкой пластики: в резьбе по дереву и камню, чеканке и литье.
Круглая скульптура, почитавшаяся за искусство греховное, языческое, долго не имела места в христианской Руси. Тем не менее в народном искусстве языческой Руси, в монолитных, столбообразных, лаконичных объемах деревянных идолов уже выражалось развитое чувство крупной пространственной формы.
Раскопки в Новгороде в 1951-1962 годах раскрыли мир деревянных вещей и строений Древней Руси: корабли, дома и прочее. Пластическое начало проявлялось во всем - от реалистических, вырезанных из дерева голов птиц, собак до сучка с намеком на морду зверя. Ложки, чашки отличали скульптурность формы, безупречность пропорций. Ковши обычно принимали образ птицы - утки или лебедя, голова и шея служили рукояткой. Такая метафора имела магический смысл и выражала образность поэтических представлений народа. Обрядовое значение определяло традиционность и устойчивость такой формы в народном быту.
Узорочье - так называли киевляне изделия древнерусских мастеров - в городах не было безымянным, как в деревне. Там были свои художественные школы, свои выдающиеся прославленные мастера.
С принятием христианства, с развитием торговых отношений с Востоком и Западом русское декоративное искусство не могло оставаться в стороне от влияний византийской культуры. Но оно всегда сохраняло свою самостоятельность, оставаясь во всем художественно оригинальным.
Рельеф Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.
Прекрасная и удивительная страна! Как же случилось, что такая разруха теперь царит повсюду.
*По материалам Московского Архитектурного Института и Истории Русского Искусства /Москва, "Изобразительное искусство, 1991"/*