ВОПРОС:
Кому даётся ангел-хранитель – только крещеным или всем людям?
ОТВЕТ:
Согласно нашей вере, некоторые ангелы были предназначены для того, чтобы охранять людей и помогать им. Об этом утверждается в Священном Писании, например, в Послании к Евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1,14).
Священное Писание приписывает служению ангелов следующие функции: они передают людям Божественные указания, представляют Богу молитвы людей, охраняют человека от демонов и помогают им исполнять свои обязанности.
Согласно Библии и святоотеческому преданию, существование и служение ангелов-хранителей следует принимать как догму в отношении людей в целом. Утверждение же о том, что каждый отдельный верующий имеет своего собственного ангела-хранителя, не относится к догмам, но является неоспоримым богословским учением.
Все средневековые богословы разделяли доктрину об ангеле-хранителе и полагали, что не только христиане, но все люди охраняются небесным духом.
В Катехизисе Католической Церкви об этом говорится следующее: «От рождения до кончины человеческая жизнь окружена их охраной и заступничеством. «Каждый верующий имеет возле себя ангела как хранителя и пастыря, чтобы вести его в жизни» (это цитата из святого Василия Кесарийского). Уже начиная с этого света христианская жизнь в вере участвует в блаженном сообществе ангелов и людей, соединенных в Боге» (ККК 336).
Мы можем утверждать, таким образом, что не только каждый верный, но и каждый человек имеет своего ангела-хранителя. Ибо Бог хочет привести к спасению всех людей.
В различных богословских трактатах об ангелах-хранителях говорится, что они уберегают нас от опасностей для тела и души, вдохновляют нас на делание добра, приносят наши молитвы Богу и ходатайствуют о нас. Наконец, в момент смерти они препровождают нас к Богу. Согласно учению святых отцов, защита умирающих от дьявола вверена прежде всего архангелу Михаилу.
ВОПРОС:
Что означают слова «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга перед свиньями»? Грех ли не говорить правду, если открывать ее опасно?
ОТВЕТ:
В Евангелии от Матфея Иисус просит: «Не давайте святыни собакам – они набросятся и разорвут вас. Не сыпьте жемчуга перед свиньями – они растопчут его ногами».
Согласно толкованию Блаженного Августина и святого Фомы Аквинского, под святынями здесь подразумеваются тайны веры и Таинства. Их следует давать только тем, кто готов принять их. Иначе они могут стать предметом осквернения и осмеяния.
Речь не о том, кто достоин, а кто нет, - сами христиане далеко не всегда достойны принимать Святые Таинства. Речь идет о предпосылках к тому, чтобы принять и понять эти тайны веры.
Если таких предпосылок нет, то, как говорил святой Августин, нужно больше говорить об этих людях с Богом, чем с этими людьми – о Боге. Иными словами: следует больше молиться, чем проповедовать, потому что они еще не готовы к нашей проповеди.
Вторая часть вопроса: «Грех ли не говорить правду, если открывать ее опасно?»
Не только не грех, но иногда это необходимость. Вместе с тем, ни в коем случае недопустимо говорить неправду или полуправду. В подобных случаях можно использовать выражения, показывающие наше нежелание отвечать или затрагивать некоторые темы.
ВОПРОС:
Как объяснить восьмилетнему ребенку, почему в Библии так много убйиств совершается по воле Бога (например, в эпизоде с Давидом и Голиафом)?
ОТВЕТ:
Что касается примера с Давидом и Голиафом, то этот эпизод можно объяснить ребенку как необходимую оборону. Гораздо сложнее объяснить войны и разрушения, которыми изобилует Священное Писание.
Здесь, во-первых, на понятном ребенку языке можно объяснить, что Библия использует антропоморфный язык, который приписывает Богу человеческие действия и намерения. Например, о праведной войне говорится, будто её захотел Бог. Точно так же, когда мы читаем в Библии, что Бог «ожесточил сердце» египтян, это следует понимать так: Бог допустил, чтобы египтяне ожесточили свои сердца. Ребенку будет понятно сравнение с его повседневной жизнью. Когда мы совершаем дурные поступки, Бог это допускает, оставляя решение за нами.
Кроме того, ребенку можно объяснить, что Ветхий Завет, как говорил святой Августин, - это книга терпения Бога. Библия показывает, сколько терпения проявил Бог с человечеством, погрязшем в грехах до такой степени, что уже не различало между добром и злом, между тем, что хорошо, и тем, что плохо, между тем, что исходит от Бога или от нашей воли.
И в этой пропасти грехов Бог не побрезговал воплотиться, чтобы принести свет и благодать спасения.
ВОПРОС:
Почему католики, в отличие от православных, не причащаются Кровью Христовой?
ОТВЕТ:
В Католической Церкви распространился обычай причащать верных под одним видом по различным причинам, в частности, чтобы избежать падения содержимого Чаши на землю. В настоящее время Святое Причастие во многих общинах преподают под двумя видами.
Не надо забывать, что там, где есть Тело Христово, есть также Его Кровь, Дух и Божественность. Катехизис Католической Церкви напоминает, что Христос присутствует во всей полноте в каждом из Евхаристических видов (1377).
Заметим, что и в Православной Церкви не всегда причащение происходит под двумя видами, например, грудных детей причащают только Кровью Христовой, но это не значит, что в Причастии младенец не принимает Христа во всей полноте.