Войти Регистрация
Дыхание
логопедические, дефектологические,психологические, юридические проблемы и их решение
2115 участников, 580 вопросов

Дыхательная гимнастика для детей

  • «Надуй шарик»

Ребёнок сидит или стоит. Говорите ему: "Надуй шарик" - он широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает. Затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух - «ффф...». «Шарик лопнул» - хлопает в ладоши. «Из шарика выходит воздух» - малыш произносит: «шшш...» - и опускает руки.

  • «Курочка»

Ребёнок сидит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Разводит руки широко в стороны, как крылья, и делает вдох. Наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки. Произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям - выдох.

  • «Жук»

Ребёнок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову - вдох. Скрещивает руки на груди, опускает голову - выдох. Приговаривайте:

«Жу-у - сказал крылатый жук, Посижу и пожужжу».

  • «Трубач»

Ребёнок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, произносит:

«Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу».

  • «Подуем на плечо»

Ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поворачивает голову направо, и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова направо - вдох носом. Голову влево - выдох. Голова прямо - вдох. Опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох. Голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой.

  • «Подуй на одуванчик»

Ребенок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

дыхательная гимнастика для детей. блог жизнь и здоровье

  • «Косарь»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Машет обеими руками вправо и слегка назад. Произносит: «зз-уу». Возвращаясь в исходное положение - вдох. Машет руками влево и слегка назад: «зз-уу». Приговаривайте:

Косарь идет косить жнивье: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Идет со мной косить вдвоем! Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

Замах направо, а потом,

налево мы махнем,

и так мы справимся с жнивьем.

зу-зу, зу-зу вдвоем.

  • «Хомячок»

Предложите малышу пройти 10-15 шагов, надув щёки, как хомячок. Затем легко хлопнуть себя по щекам - выпустить воздух изо рта и ещё немного, дыша носом.

  • «Ворона»

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Разводит руки широко в стороны, как крылья. Медленно опускает руки и произносит на выдохе: «карр», максимально растягивая звук «р»,

  • «Упражнение с флажками»

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги. В опущенных руках флажки. Ребёнок поднимает руки вверх через стороны - вдох, опускает через стороны - выдох через сложенные трубочкой губы.

  • Игра «Бульканье»

Ребёнок ровно сидит. Перед ним стакан (или бутылочка) с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получалось долгое бульканье. Вдох - носом, выдох - в трубочку: «буль-буль-буль»

  • Игра «мыльные пузыри»

Научите ребёнка пускать мыльные пузыри; вдох - носом, выдох - через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий - тогда пузырь получится большой и красивый.

  • Игра «Филин»

«День» - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево. «Ночь» - смотрит вперед и взмахивает руками - «крыльями», опуская их вниз, произносит «у...ффф».

  • Игра «кто дальше загонит шарик»

Сядьте с ребёнком за стол. Положите перед собой два ватных шарика. Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

  • Игра «Пушок»

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко.Предложите ребёнку дуть на него. Следите за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

  • Игра с воздушным шаром

Воздушный шар или вертушку держите на уровне лица ребёнка. Предложите малышу сильно подуть на шар так, чтобы он взлетел.

  • Игры с дудочками, рожками, свистками, пищалками

Подберите дудочку или свисток с мелодичным звуком и позвольте ребенку дуть или свистеть сколько захочет.

Дыхательные упражнения довольно просты, но при регулярных занятиях польза от них будет скоро заметна. Не используйте все упражнения сразу, чтобы ребёнок не устал и не заскучал.

Комментировать
Комментировать

Одним из основных направлений в логопедии является коррекция звукопроизношения. Проходит она в четыре основных этапа:

1. Артикуляционный массаж.

2. Артикуляционная гимнастика и  дыхательная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука в речи.

Дыхательная гимнастика и игры

Дыхательная гимнастика нужна для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок), развитие длительности воздушной струи.

Сначала учимся просто дуть, затем стараемся объяснить ребенку, что дуть надо только через губки, не надувая щек. Учиться дуть на язычок холодной струёй нужно для постановки шипящих (ш, ж, щ,ч) и свистящих (с, з) звуков. 

Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.

Игры на развитие силы воздушной струи:

Читать далее →

Посмотреть 4 комментария

Комментировать

В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию речевого дыхания. Это связано с тем, что в речи ребенка появляются более сложные конструкции предложений, при произнесении которых требуется более продолжительная воздушная струя.

Основные дыхательные упражнения:

Читать далее →

Комментировать

Упражнения для речевого дыхания
футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).


Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Посмотреть 2 комментария

Комментировать

Развиваем речевое дыхание Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам.
Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос. Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим. Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, "ветер" будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение. Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко. Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись. Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: "птички полетели", дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше. Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки. Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-а").Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух. Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А.С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое "ш-ш-ш".Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать "настоящую бурю".Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: "п-п-п" и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенк попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.
Комментировать

Дыхательные упражнения.

Вырастим большими.

На счет "раз, два" подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться глубокий вдох через нос; на счет "три, четыре" руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5 6 раз.


Дровосек.

Исходное положение широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. "Раз" поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице глубокий вдох через нос. "Два" наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) усиленный выдох через рот. "Три" исходное положение. Повторить 7 8 раз в медленном темпе.

Гуси шипят.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. "Раз, два, три, четыре" наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: "Ш-ш-ш-ш". Повторить 4 5 раз в медленном темпе.


Косарь.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: "Ж-у-х! ж-у-х!" Повторить 7 8 раз в среднем темпе.

Пилим дрова.

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: "Ж-ж-ж-ж". Повторять в течение 35 40 секунду в медленном темпе

Паровоз.

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: "Ч-у-х! Ч-у-х!" Повторять в течение 35 40 секунд.

Надуй шар.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет "раз, два" сделать глубокий вдох через рот. На счет "три, четыре" усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3 4 раза в медленном темпе.

Спускай воздух.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет "раз, два" сделать глубокий вдох через рот; "три, четыре, пять, шесть" спустить воздух из камеры со звуком "с-с-с-с!". Повторять 3 4 раза в медленном темпе.

Подуй на свечку.

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет "раз, два" сделать глубокий вдох через нос и рот; "три, четыре" продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3 4 раза.

Минуты тишины


Комментировать