проф. Г. Брехман
Развитие генетики позволяет предположить, что информация, заложенная в генах, содержит память не только о структуре тела человека, но и о психологической структуре предшествующих поколений. Последняя треть XX века явилась началом научных исследований психической жизни человека до рождения, формирования той области знаний, которую стали именовать пренатальной и перинатальной психологией.
Не нервничай, мама
Догадки женщин о том, что ребенок еще до рождения что-то понимает и откликается на их чувства и мысли, получили научное подтверждение. Это стало возможно благодаря достижениям науки и техники, позволившим заглянуть в полость матки. До последнего времени ребенок был закрыт от взора человека, и люди полагали, что он глух и нем, ничего не видит и не чувствует. Парадигма Х1Х века состояла в том, что развитие идет от простого к сложному, от единичной клетки к сложному организму. При этом органы и системы растут и развиваются, чтобы сразу после рождения начать функционировать.
Действительность разрушила эти представления: формирующаяся структура немедленно проявляет свою функцию. Все системы - кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыделения - по мере формирования и созревания начинают функционировать с различной интенсивностью и в различном объеме. То же относится и к органам чувств: кожная чувствительность обнаруживается уже с семи недель от момента зачатия, функция вестибулярного аппарата с 12, вкусовых сосочков - с 14, органов зрения и слуха - с 16-18 недель, то есть задолго до рождения органы чувств человека уже способны воспринимать информацию из окружающего мира. Ученые обнаружили, что структура мозга младенца в 24-28 недель от зачатия соответствует структуре у доношенного ребенка и взрослого человека. И мы подошли к самому ключевому вопросу: о функции мозга неродившегося ребенка.