От 10
до 18-20 дней
Слуховое сосредоточение.
В положении на животе ребенок приподнимает голову на несколько секунд и устанавливает ее по средней линии (лабиринтный установочный рефлекс).
Если положить малыша на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы свободно дышать (этот защитный рефлекс необходим ребенку до конца первого месяца).
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Плачущий или кричащий ребенок успокаивается при резком звуке.
Много спит.
Ручки чаще слегка раскрыты.
Издает в спокойном состоянии звук [а].
Если малыша уколоть в ножку (например, для анализа крови), он отдернет ее, а другой в это время начнет отпихиваться – так проявляется рефлекс отдергивания.
От 20 дней до 1 месяца
Фиксирует и прослеживает движущийся предмет (например, погремушку) на расстоянии 30-40 см, «провожает» ее глазами вправо и влево.
Движения глазных яблок ребенка уже более плавные и координированные.
Лежа на животе, пытается поднимать головку.
Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
Поворачивает голову в сторону звука на короткое время.
Двигает ручками.
Может подносить ручки к лицу.
Предпочитает людей предметам неподвижным и «неразговорчивым».
Реагирует на знакомые звуки и голоса.
Может сосредоточить свое внимание на предметах, которые расположены очень близко от него (на расстоянии 20-30 см).
Появляются зрительное сосредоточение на предмете и прослеживание движущегося объекта только глазами без участия головы.
Обращает больше внимания на звуки внешней среды, которые учат его головной мозг принимать первые решения.
Проявляет слуховое сосредоточение до 1015 секунд (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки).
Успокаивается, если в ответ на хныканье погреметь игрушкой, находясь вне поля зрения малыша.
ПЕРИОД С 1-го ПО 3-й МЕСЯЦЫ
Так уж распорядилась природа, что новорожденные малыши весьма стеснены в своих физических возможностях (по крайней мере, первые три месяца).
Но и в этот период мама может начать развивать своего малыша.
У младенца от рождения работают все пять органов чувств: он слышит, видит, чувствует прикосновения, воспринимает запахи (особенно мамин), различает вкус продуктов. Но, занимаясь с ребенком, не старайтесь воздействовать сразу на все органы чувств, подобная стимуляция может привести к тому, что малыш уйдет от общения, периоды сосредоточения станут короче.
В недолгие моменты бодрствования ребеночек может внимательно всматриваться в лицо разговаривающего с ним, фокусировать взгляд на неподвижном предмете. С малышом необходимо разговаривать — это учит его прислушиваться к звукам речи, пению, другим окружающим звукам и реагировать на них.
Подражание
У ребенка есть врожденная способность подражать движениям матери и ее мимике (открывать рот, поднимать брови, высовывать язык). В возрасте 14 дней младенец способен подражать даже движению пальца взрослого. А уже через несколько недель после рождения он начнет имитировать речь взрослого, шевеля губами.
Развитие движений
побуждайте ребенка поднимать и удерживать голову в положении лежа на животе и в вертикальном положении на руках у взрослого;
стимулируйте захватывание предмета, который касается ладони или пальцев ребенка;
вызывайте речью комплекс оживления – активное движение рук, ног, улыбку;
помогайте приподнимать туловище в положении лежа на животе, опираясь на локти;
вкладывайте в руки погремушку, стимулируйте движение (трясти погремушкой);
вызывайте у ребенка движение отталкивания ногами в поддержке за подмышки, лежа на спине, на животе.
Комплекс упражнений для детей в возрасте
1,5-4 месяцев
«Выкладывание на животик»
Является прекрасным тренировочным упражнением, укрепляющим мышцы шеи и спины. Выполняется в течение 15-20 секунд.
Положите малютку на живот. В первые недели малыш будет поворачивать головку, а позднее приподнимать и удерживать ее, опираясь на предплечья и разводя бедра в стороны.
«Подними головку»
Положите ребенка на живот, поддерживая голову. Разговаривайте и поощряйте желание поднимать и удерживать головку. Затем возьмите малыша на руки, прислонив к своему правому плечу. Старайтесь, чтобы маленький, находясь в таком положении, приподнимал головку и опускал ее на плечо. Когда же он научится удерживать голову, держите его на руках дольше, ласково разговаривая или напевая песенки.
«Ползание»
Выполняется 2-3 раза.
Малыш лежит на животике. Согните его ножки и разведите коленки в стороны, соединив при этом стопы. Подведите четыре пальца обеих рук под тыльную сторону стоп ребенка, а большими пальцами прикоснитесь к его подошвам. Малыш рефлекторно оттолкнется, разогнув ножки, и немного «проползет» вперед. Для того, чтобы малыш продвинулся, а не остался на месте, плотно прижимайте свои руки к столу, создавая ему опору.
«Ходьба»
Поддерживая малыша под мышками в вертикальном положении лицом или спиной к себе, опустите его стопы на твердую поверхность стола. Ребенок будет делать рефлекторные шаги. Ведите малыша так, чтобы вес его тела попеременно переносился то на одну, то на другую ножку. Не сдавливайте грудную клетку ребенка и старайтесь, чтобы малютка наступал на всю стопу (ни в коем случае не на цыпочки).
«Встряхивание ручками»
Положите кроху на спину. Взяв ручки малыша у кистей, потрясите ими, подражая движениям крыльев птички. Затем медленно разведите руки малыша в стороны и положите на поверхность. Повторите упражнение 2-4 раза.
«Захватывание игрушки»
Наклонитесь над лежащим ребенком и покажите яркую погремушку. Пусть он поймает ее взглядом, подвигайте ею и опустите ниже. Если ребенок не протягивает руки, тогда сами вложите игрушку в его ладошку. Затем подвигайте руку ребенка с погремушкой. Играя с ним таким образом, добивайтесь в последующих занятиях, чтобы ребенок сам пытался захватить ее. Подвешивайте игрушки над кроваткой так, чтобы, размахивая руками, ребенок наталкивался на них, мог захватывать, рассматривать и ощупывать. Форма игрушек должна быть удобной для захватывания.
Стимуляция зрительной функции
Зрительная система ребеночка развивается бурными темпами. Судите сами, сразу после рождения зрение крохи оценивается на уровне ощущения света. Но уже через 2-4 недели крошечка может фиксировать взглядом (пусть даже всего на несколько секунд) какойнибудь движущийся на расстоянии не более 40 см предмет.
Ваше лицо – самый интересный объект для рассматривания ребенком, по крайней мере, в первые 23 месяца жизни. Почаще заглядывайте малышу в глаза (оптимальное расстояние до личика крохи в этом возрасте 2030 см).
Игры для развития зрения
Игра «Где же наш малыш?»
Малыш находится на руках у мамочки в удобной позе. Будет лучше, если мама сядет на стул, а ноги положит на скамеечку. Наклоняясь и удаляясь от лица ребенка, пойте ему песенку:
Где же, где же наш малыш?
Где же, где же наша крошечка?
Где же, где же наш…..(имя ребенка)?
Где же, где же наше солнышко?
Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, нежно поговорите с ним.
Вот, вот наш малыш,
Вот, вот наша крошечка,
Вот, вот наш…….(имя ребенка),
Вот, вот наше солнышко!
Во второй части игры измените свою позу и позу ребенка. Встаньте, поверните малыша лицом к себе, одну свою руку подложите ему под шею и голову, другой – придерживайте его ягодицы. Покачивая малыша впередназад, удаляя и приближая свое лицо к его лицу, улыбаясь ему, повторяйте ваши ласковые слова.
Игра «Цветная кроватка»
Возьмите различные цветные шарфики, платки, галстуки ярких цветов, свяжите все это в одну связку и оберните ими стенки кроватки. Приговаривайте при этом: «Посмотри, солнышко, какие красивые цвета». Если ребенок повернулся и разглядывает их, похвалите его за активность, поцелуйте малыша. В ходе игры меняйте положение малыша, чтобы он мог видеть новые цветовые сочетания.
Милые мамочки, знайте, что самый любимый цвет у вашего малыша – оранжевый. Даже при сильных приступах плача можно помахать перед глазами ребенка кусочком красной или оранжевой ткани, и малыш скорее перестанет плакать.
Игра «Красивый красный носочек»
Вам понадобятся несколько пар детских носочков разных ярких цветов. Покажите малышу его ножку и дождитесь, пока он обратит на нее внимание. Затем наденьте, слегка нажимая на ступню ножки, красный носок со словами: «Вот у… (имя ребенка) красный красивый носочек». Увидев носочек, ребенок обрадуется. Затем возьмите вторую ножку и с этими же словами натяните на нее второй носочек. Затем попытайтесь надеть носок на ручку ребенка. Следите, чтобы ребенок фиксировал взгляд на носке.
«Где флажок?»
Возьмите в руку яркий флажок, постарайтесь, чтобы малыш поймал его взглядом. Разговаривайте, перемещая флажок: «Где флажок? Нука, нука, посмотри. А вот он где! Ой, исчез. Куда же он подевался? А он вот где...» Добивайтесь, чтобы ребенок не только поворачивал голову, но и следил глазами за флажком. Если вы кормите ребенка из соски, подносите соску то с одной, то с другой стороны. Эти игры развивают зрительное внимание, умение следить за движущимся предметом.
Игра «Личико играет»
Эта игра универсальна. Начинать играть в нее можно с первых дней и продолжать до трех лет, усложняя по мере роста ребенка. На первом этапе вам понадобятся нарисованные на листах форматом А5 рожицы с разными эмоциями. Показывая каждую из них малышу, поясняйте: «Посмотри, дорогой, какое счастливое личико! Очень счастливое!»
Игры на развитие слуха
Прежде, чем приступить к этим играм, хочется выдвинуть основное правило, нарушать которое нельзя. ПОМНИТЕ, все малыши поразному реагируют на звуки: одним нравятся громкие звуки, других они пугают, тоже касается и металлических звуков, высоких и низких. Внимательно наблюдайте за своим ребенком, чтобы понять, что ему нравится, а что – нет. А теперь давайте поиграем.
«Колокольчик»
Сядьте на пол или на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору. Положите ребенка спинкой к себе на колени. Вам понадобится звонкий колокольчик. Потряхивая колокольчик на расстоянии 60-70 см над грудью малыша, привлеките его внимание. Поместите колокольчик в поле зрения крохи и начните его перемещать вправо-влево, вверхвниз. Вы можете помочь малышу проследить за колокольчиком, положив свою ладонь ему под шею и голову. Игра проводится 2-3 раза в течение 3-4 дней, после этого целесообразно заменить колокольчик на другую звучащую игрушку – погремушку, металлофон, шуршащую бумагу и т.д.
Главное, чтобы малыш поворачивал голову на звук – это развивает слуховое внимание.
«Бубенцы»
Для игры вам понадобятся бубенцы (или свирель, бубен, погремушки, бумага, деревянные ложки, неваляшка, шарманка).
Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 60-70 см, чтобы малыш мог их еще видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка, прислушивается ли он к звучанию бубенцов. Позвените еще раз и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите их малышу. Добейтесь прослеживания за звенящими бубенцами. Игру повторите 2-3 раза в течение 3-4 дней, затем можно использовать варианты игры с другими игрушками.
«Ищем музыкальную шкатулку»
Сядьте на пол, на коврик, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Положите малыша спинкой себе на колени. Приготовьте музыкальную шкатулку или игрушку. Включите шкатулку с одной стороны от ребенка, предоставив ему возможность прислушаться к мелодии. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только затихает, услышав первые звуки, а не пытается слегка повернуть голову в сторону игрушки, покажите ему шкатулку. Включите ее еще раз, предоставив малышу возможность увидеть ее и услышать мелодию. Отклоняйте музыкальную шкатулку вправо и влево от малыша, побуждая его поворачивать голову, прослеживая за игрушкой и прислушиваясь к ее мелодии. Повторите игру, включая шкатулку с другой стороны от малыша.