"И в заключение - закономерный вопрос: можно ли увеличить запас аккомодации? Ответ категорически утвердительный - можно! И нужно! Делается это элементарно: ежедневными упражнениями. При ежедневных тренировках запас аккомодации за 2 месяца можно нарастить до 6-7 Д, у моих пациентов я это наблюдала. Если у моего близорукого пациента в очках запас аккомодации не меньше 5 Д, я выписываю ему очки в карман: хочешь - носи, не хочешь - не носи, но только будь добр ежедневно утром и вечером в очках делать упражнения! Близорукость в таких случаях не прогрессирует - проверено!
Моя методика упражнений: находим комнату или коридор не меньше 5 м длиной, вешаем на торцевую стену какой-нибудь ориентир (часы, картину, ставим скульптуру – все равно, лишь бы глазу было за что зацепиться), садимся у противоположной стены и берем в руки книгу. Теперь читаем 2-3 слова, смотрим на противоположную стену, опять читаем, опять на стену - 5 минут утром и вечером. Необходимое условие - упражнения делать в очках для дали. Детей надо обязательно заставлять читать вслух, только так можно проконтролировать, что они действительно фокусируются на тексте. Дети очень умный народ, когда разрешаешь им читать про себя, они перестают напрягать ресничную мышцу, а потом родители удивляются, почему толку от тренировок нет.
Моим детям назначали в свое время аналогичные упражнения с меткой на стекле (смотрим на метку - за стекло - на метку). Это общепринятая методика, разработанная в отделе охраны зрения института им. Гельмгольца. В таком варианте я организовать упражнения не смогла: утром некогда, все бегом, еле успеваешь накормить их; в обед без меня они эти упражнения не делали; а когда я приходила с работы, за окном уже темно - нет ориентиров. Так что моя методика выстрадана. Пока я сообразила, что можно тренироваться в комнатных условиях - у старшей близорукость выросла на 1 Д. Зато потом запас вырос до 7 Д, я перестала контролировать, носит ли она очки и до конца школы у нас эта 1 Д сохранилась!
Старшим детям-пациентам я даже разрешаю не выделять фиксированное время для тренировок. Эти тренировки можно делать в течение дня, когда появляется свободное время. Например, едешь в маршрутке - сядь у окна и тренируйся (на стекло - за стекло); разговариваешь с подругой - незаметно тренируйся (на ее лицо - за ее лицо), ждешь автобус - тренируйся (на свою руку - вдаль, поискал номер автобуса) и т.д. Такие постоянные тренировки, когда вспомнишь, дают больше эффекта, чем два раза в день по пять минут.
И еще я заметила: у близоруких даже когда достигнут хороший запас аккомодации, если прекратить тренировки - он неизбежно снижается. Тренироваться приходится каждый день! Но зато близорукость не прогрессирует!!!"