Войти Регистрация
Логопедия и дефектология, психология . Логокроха
логопедические, дефектологические,психологические, юридические проблемы и их решение
2113 участников, 580 вопросов

Все записи пользователя Елена (с-во "Логопедия и дефектология,психология" в сообществе Логопедия и дефектология, психология . Логокроха

Здравствуйте! У моей коллеги освободилось несколько мест. Направления работы- логопедия, дефектология, психология, подготовка к школе. Опыт работы более 20 лет. Район Чертаново, метро Пражская. Контакты в личку.

Комментировать

Появилось 2 места у моей коллеги. Метро Ясенево и рядом находящиеся станции. Возможны дневные занятия -метро Таганская. Опыт работы с1999 года.

Посмотреть 1 комментарий

Комментировать


Комментировать
Комментировать

Домашний детский сад в Перово (рядом с метро) , ищет детей на освободившиеся 2 места. В течение дня в саду проводятся занятия. В том числе по английскому языку. Кормят домашней едой (готовит повар),возможны Ваши рекомендации по питанию. Детский сад располагается в трёхкомнатной квартире. Возможны разные варианты пребывания-целый день, половина дня, почасовое нахождение Вашего ребёнка.

Комментировать
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ☝

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, - это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

✔ Дети в возрасте до 2-х лет:

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение" Зайчик"

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так! И ушами шевелит.

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

- Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

- Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти.

- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

(в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

✔ Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение"Капустка"

Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.

• простые фигуры из пальчиков одной руки.

"Зайка"
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

"Коза"

У козы торчат рога,
Может забодать она.

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

"Замок"

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)

"Домик"

На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем.

"Шарик"

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.)

✔ Дети 3 - 4 лет.

• Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.

"Кошка".

А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.

- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).

- разучивается вторая фигура по этому же принципу.

"Мышка"

Серенькая шкурка,
Маленькие глазки,
Ушки на макушке.
Скажем мышке: "Здравствуй!".

- дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой - вторую, положение рук меняется.

- Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

• Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

"Пальчики"

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

✔ Дети с 4 до 5 лет:

• выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

• сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

• составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

"Краб"

Ползет наоборот, задом наперед,
Все под водой хватает клешней.
Краб ползет по дну, выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

• Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

"Зайчик и кочан капусты"

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы - уши.

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

"Идем" пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.

"Заяц" грызет кулак и причмокивает.

Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся,

С усилием растопыриваем все пальцы.

А домой добрался - долго отдувался!

Показываем, как заяц движется по столу.

✔ Дети 5 - 7 лет

• Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

• Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

• Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства. Например, тема "Грибы".

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все доел,
Оттого и похудел.

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

"За грибами"

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть - солнышко.)
За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.)
Три лукошка принесли. (показать три пальца)
Фигурки из палочек
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.

Игра

Выложить горохом по нарисованному контуру.

"Корзинка"

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны - ладони "разъезжаются", и между пальцами образуются зазоры.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке?
Помогите, пальчики!
Вы по контуру бегите,
Узнать картинку помогите.

Груздь.

Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

"Чудесный мешочек"

Найти грибок среди нескольких различных игрушек.

Дорисуй узор

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр.

Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста.

Пальчиковому театру дидакты придают большое значение, так как это упражнение:
• стимулирует развитие мелкой моторики;
• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
• помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
• формирует творческие способности и артистические умения;
• знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются.

• Выкладываются фигуры по заданному образцу.
Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.

Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом.

При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:

• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
• Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).
• Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру.
• Самому придумать и сложить фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.

• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.
• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

"Забавные картинки"

По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

"Застегни пуговку"

На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь.

"Разноцветные прищепки"

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,).

"Трафареты"

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума).

Развитию мелкой моторики способствуют:
- лепка,
- рисование,
- конструирование,
- аппликация,
- собирание пазлов,
- собирание мозаик.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыкам
Комментировать

Уроки с ребенком делать не надо!

- Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?

- У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… И получают неврозы и все, что к ним прилагается.

- В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.

- Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: "Как он себя чувствовал? Он волновался?" И это правильно.

- Трудно сказать у кого больше психологических проблем - у отличника или у двоечника.

Отличники, которые берут усердием и «высиживают» свои пятерки - тревожные дети с пониженной самооценкой.

- Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам - у этого всегда есть причина. Лень тут не при чем. Такой категории как лень в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

- Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и геперактивность). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками - лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

- Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.

И бывают родители, цель которых - тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет не так и важно - главное, чтобы не срывался с поводка.

- Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.

Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?

Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях.

Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно - не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…

Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить отношений.

- Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.

- БУДУЧИ НЕСЧАСТНЫМИ людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

- Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой - закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

- Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен - это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.

- КАК ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

- Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью… Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа. Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.

- Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя - свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

- ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ребенка из-за плохих оценок - это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

- Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (тут говорят, уже репетитора наняли в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками - проблема не в ребенке, а в школе. Гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее - не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.

- НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ МОЖНО и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и про то какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.

Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого интернета.

А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать - вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

- КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ должны быть у ребенка уже лет с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.

- Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

- Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?

- ЕСЛИ РЕБЕНКА ПОСТОЯННО ОПЕКАЮТ - он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.

- Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом случае он не свяжется с "плохой компанией" и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

- Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

- БАРДАК В КОМНАТЕ ПОДРОСТКА соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется... Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.

- ВОСПИТЫВАТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ОБЪЯСНЯТЬ, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает - существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

- Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как НАДО жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах - у него проблема.

- Если ребенок пытается манипулировать взрослыми - у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют - они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

- В разговоре с ребенком (и не только) не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты - плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится когда ты…», «Мне не нравится когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы…»

Поменьше критики, побольше конструктива и позитива.

- Ребенок должен ощущать, что родители - это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.
Михаил Лабковский

Посмотреть 4 комментария

Комментировать

РЦ "Логокроха" снимет помещение (детский бизнес) по адекватной цене . Долгосрочная аренда.Районы Царицыно или Бирюлёво Восточное. Рассмотрим другие варианты, желательно недалеко

Посмотреть 2 комментария

Комментировать

А ВЫ КРИЧИТЕ НА ДЕТЕЙ?

Я дорожу теми заметками, которые я получаю от своих детей, будь то каракули, нацарапанные маркером на желтых стикерах, или слова, написанные каллиграфическим почерком на линованной бумаге. Но стихотворение, которое я получила недавно в День Матери от своей 9-летней дочери было особенно значимым для меня. В самом деле, первая строчка этого стихотворения заставила меня почувствовать, как теплые слезы катятся по моим щекам.
Показать полностью…

"Важно то, что… мама всегда рядом, даже когда я попадаю в беду."

Но, должна вам признаться, это не всегда было так.

На пике моей совершенно сумасшедшей жизни я начала практиковать то, что весьма отличалось от того, как я вела себя раньше. Я начала кричать. Это случалось не часто, но это было экстремально - словно перекаченный воздушный шарик, который внезапно лопается и заставляет всех в зоне слышимости вздрогнуть от страха.

Итак, в какие же моменты мои тогда 3-летняя и 6-летняя девочки, заставляли меня терять терпение? В тот момент, когда одна из них настаивала на том, чтобы вернуться и взять с собой еще три ожерелья из бисера и ее любимые розовые очки, когда мы уже опаздывали? Или тогда, когда другая пыталась насыпать сама себе хлопья и вывалила всю коробку на кухонный стол? Или же когда она уронила и разбила моего особого стеклянного ангела, к которому я просила не прикасаться? Или когда она, словно профессионал, боролась со сном, когда мне так нужны были мир и покой? Или тогда, когда они вдвоем боролись за нелепые вещи: кто и как будет первым выходить из машины или кто из них получит больше сладкого соуса для мороженного?

Да, именно эти вещи - обычные оплошности и типичные детские проблемы и отношения раздражали меня до такой степени, что я теряла контроль над собой.

Мне нелегко было написать это предложение. И мне было нелегко пережить это время в моей жизни, потому что, по правде говоря, я ненавидела себя в эти моменты. Что же произошло со мной, что мне нужно было кричать на двух драгоценных маленьких людей, которых я любила больше жизни?

Позвольте мне рассказать вам об этом.
О моем безумии.

Чрезмерное использование мобильных телефонов, перегруженность обязательствами, многостраничные списки дел, и стремление к совершенству поглотили меня. И то, что я кричала на людей, которых я любила, было прямым следствием потери контроля над своей жизнью.

Неизбежно, я должна была где-то развалиться. Поэтому я разваливалась за закрытыми дверьми в компании людей, которые для меня важнее всего.

Пока не настал тот роковой день.

Моя старшая дочь стояла на табуретке и пыталась что-то достать из кладовой, как вдруг она случайно уронила целый пакет риса на пол. Когда миллион мельчайших крупинок словно дождь рассыпались по полу, на глазах моей девочки стали наворачиваться слезы. И вот тогда я увидела Это - страх в ее глазах, когда она приготовилась к тираде ее матери.

Она боится меня, подумала я, и это было наиболее болезненное понимание, какое только можно вообразить. Мой шестилетний ребенок боится моей реакции на ее невинную ошибку.

С глубокой скорбью, я поняла, что не была той матерью, какой бы я хотела быть для своих детей. И это не было тем, как я хотела бы прожить остаток своей жизни.

В течение нескольких недель после этого эпизода, у меня был Срыв-Прорыв - тот момент болезненного осознавания, который и побудил меня встать на Hands Free-путь, чтобы отпустить ежедневные отвлекающие дела и понять, что действительно имеет для меня значение. Это было два с половиной года назад - два с половиной года на то, чтобы постепенного сократить избыток электронного безумия в моей жизни ... два с половиной года на то, чтобы освободить себя от недостижимого Эталона совершенства и социального давления, призывающего "все успевать". Как только внутренней и внешней суеты стало меньше, гнев и напряжение, накопившиеся внутри меня, стали медленно рассеиваться. Со снижением нагрузки, я стала в состоянии реагировать на детские ошибки и прегрешения более спокойно, сострадательно и разумно.

Я могла сказать что-то вроде: "Это просто шоколадный сироп. Ты можешь стереть его, и столешница будет как новенькая."

(Вместо того, чтобы издать раздраженный вздох, и закатить глаза.)

Я предложила поддержать метлу в то время, как она подметала море из хлопьев, покрывающих пол.

(Вместо того, чтобы стоять над ней с выражением неодобрения и крайнего раздражения.)

Я помогла ей подумать, где она могла бы оставить свои очки.

(Вместо того, чтобы стыдить ее за безответственность.)

И в моменты, когда огромная усталость и непрекращающееся нытье собирались взять надо мной верх, я шла в ванную, закрывала дверь, и давала себе время, чтобы выдохнуть и напомнить себе, что они - дети, и дети совершают ошибки. Как и я.

И с течением времени, страх, который вспыхивал в глазах моих детей в моменты неприятностей, исчез. И слава Богу, я стала пристанищем в их беде, а не врагом, от которого нужно бежать и прятаться.

Я не уверена, что написала бы об этих глубоких преобразованиях, если бы не инцидент, который произошел в прошлый понедельник после обеда. В тот момент, я вновь почувствовала вкус перегруженной жизни, и желание кричать был на кончике моего языка. Я приближалась к заключительным главам книги, над которой я сейчас работаю, и мой компьютер завис. Внезапно правки целых трех глав исчезли у меня на глазах. Я провела несколько минут лихорадочно пытаясь восстановить последнюю версию рукописи.

Когда это не сработало, я обратилась к резервному копированию, только чтобы обнаружить, что и там возникла какая-то ошибка. Когда я поняла, что та работа, которую я сделала для этих трех глав никогда не восстановится, мне хотелось плакать, и даже более - я была в ярости.

Но я не могла себе этого позволить, потому что подошло время забрать детей из школы и вести их на занятия по плаванию. С большой осторожностью, я спокойно закрыла ноутбук и напомнила себе, что в жизни могут быть гораздо, гораздо более серьезные проблемы, чем переписывание этих глав. Затем я сказал себе, что не было абсолютно ничего, что я могла бы сделать с этой проблемой прямо сейчас.

Когда мои дети сели в машину, они сразу же поняли - что-то не так. "Что с тобой, мама?" - спросили они в унисон бросив мимолетный взгляд на мое пепельное лицо.

Я чувствовала, как мне хочется закричать: "Я потеряла три дня работы над своей книгой!"

Я чувствовала, как мне хочется ударить по рулю кулаком, потому что, находиться в машине - было последним местом, где я хотела бы быть в тот момент. Я хотела вернуться домой и исправить свою книгу, а не вести детей на плавание, отжимать мокрые купальники, расчесывать спутанные волосы, готовить обед, мыть посуду и укладывать всех в постель.

Но вместо этого я спокойно сказала: "У меня возникли небольшие проблемы прямо сейчас. Я потеряла часть моей книги. И я не хочу разговаривать, потому что я чувствую себя очень расстроенной."

"Мы сожалеем," - сказала старшая за них обеих. И затем, как если бы они знали, что мне необходимо пространство, они молчали всю дорогу до бассейна. Мы продолжили тот день, и, хотя я был более тихой, чем обычно, я не кричала и изо всех сил старалась воздерживаться от мыслей о проблеме с книгой.

Наконец, в тот день было почти все сделано. Я уложила младшую дочь в кровать и легла рядом со старшей. У нас было Время Ночного Разговора.

"Ты думаешь, тебе удастся вернуть свои главы обратно?", - спросила она тихо.

И вот тогда я начала плакать - не столько о трех главах, я знала, что они могут быть переписаны. Мои слезы были больше связаны с усталостью и опустошением от написания и редактирования книги. Ведь, я была так близка к завершению. И то, что оно вдруг сорвалось - был невероятным разочарованием.

К моему удивлению, моя девочка потянулась и мягко погладила мои волосы. Она сказала обнадеживающие слова, вроде: "Компьютеры могут быть такими расстраивающими", и "я могла бы посмотреть, не смогу ли я найти эту резервную копию." И, наконец: "Мама, ты справишься. Ты самый лучший писатель, я знаю" и "Я помогу тебе так, как смогу."

Во время моей "беды", она была тем терпеливым и сострадательным вдохновителем, который не думал добивать меня, когда я и так уже упала.

Мой ребенок не научился бы этому чуткому отклику, если бы я оставалась крикуньей. Потому что крик разрывает связь; он заставляет людей отдаляться, вместо того, чтобы подойти поближе.

"Важно то, что ... моя мама всегда рядом, даже когда я попадаю в беду."

Мой ребенок написал это обо мне, как о женщине, которая прошла через сложный период, которым она не гордится, но благодаря которому она многому научилась. И в ее словах, я вижу надежду для других.

Важно то, что ... никогда не слишком поздно, чтобы перестать кричать.

Важно то, что… дети прощают, особенно если они видят, что человек, которого они любят, пытается измениться.

Важно то, что... жизнь слишком коротка, чтобы расстраиваться из-за рассыпанных хлопьев и разбросанной обуви.

Важно то, что ... неважно, что случилось вчера, сегодня уже новый день.

Сегодня мы можем выбрать спокойный ответ.

И, поступая так, мы сможем научить наших детей, что мир и спокойствие строят мосты - мосты, которые могут перенести нас через беду.

Комментировать

Дыхательная гимнастика для детей

  • «Надуй шарик»

Ребёнок сидит или стоит. Говорите ему: "Надуй шарик" - он широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает. Затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух - «ффф...». «Шарик лопнул» - хлопает в ладоши. «Из шарика выходит воздух» - малыш произносит: «шшш...» - и опускает руки.

  • «Курочка»

Ребёнок сидит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Разводит руки широко в стороны, как крылья, и делает вдох. Наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки. Произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям - выдох.

  • «Жук»

Ребёнок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову - вдох. Скрещивает руки на груди, опускает голову - выдох. Приговаривайте:

«Жу-у - сказал крылатый жук, Посижу и пожужжу».

  • «Трубач»

Ребёнок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, произносит:

«Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу».

  • «Подуем на плечо»

Ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поворачивает голову направо, и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова направо - вдох носом. Голову влево - выдох. Голова прямо - вдох. Опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох. Голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой.

  • «Подуй на одуванчик»

Ребенок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

дыхательная гимнастика для детей. блог жизнь и здоровье

  • «Косарь»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Машет обеими руками вправо и слегка назад. Произносит: «зз-уу». Возвращаясь в исходное положение - вдох. Машет руками влево и слегка назад: «зз-уу». Приговаривайте:

Косарь идет косить жнивье: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Идет со мной косить вдвоем! Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

Замах направо, а потом,

налево мы махнем,

и так мы справимся с жнивьем.

зу-зу, зу-зу вдвоем.

  • «Хомячок»

Предложите малышу пройти 10-15 шагов, надув щёки, как хомячок. Затем легко хлопнуть себя по щекам - выпустить воздух изо рта и ещё немного, дыша носом.

  • «Ворона»

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Разводит руки широко в стороны, как крылья. Медленно опускает руки и произносит на выдохе: «карр», максимально растягивая звук «р»,

  • «Упражнение с флажками»

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги. В опущенных руках флажки. Ребёнок поднимает руки вверх через стороны - вдох, опускает через стороны - выдох через сложенные трубочкой губы.

  • Игра «Бульканье»

Ребёнок ровно сидит. Перед ним стакан (или бутылочка) с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получалось долгое бульканье. Вдох - носом, выдох - в трубочку: «буль-буль-буль»

  • Игра «мыльные пузыри»

Научите ребёнка пускать мыльные пузыри; вдох - носом, выдох - через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий - тогда пузырь получится большой и красивый.

  • Игра «Филин»

«День» - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево. «Ночь» - смотрит вперед и взмахивает руками - «крыльями», опуская их вниз, произносит «у...ффф».

  • Игра «кто дальше загонит шарик»

Сядьте с ребёнком за стол. Положите перед собой два ватных шарика. Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

  • Игра «Пушок»

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко.Предложите ребёнку дуть на него. Следите за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

  • Игра с воздушным шаром

Воздушный шар или вертушку держите на уровне лица ребёнка. Предложите малышу сильно подуть на шар так, чтобы он взлетел.

  • Игры с дудочками, рожками, свистками, пищалками

Подберите дудочку или свисток с мелодичным звуком и позвольте ребенку дуть или свистеть сколько захочет.

Дыхательные упражнения довольно просты, но при регулярных занятиях польза от них будет скоро заметна. Не используйте все упражнения сразу, чтобы ребёнок не устал и не заскучал.

Комментировать

Рекомендуем Вашему вниманию очерк Светланы Добровольской - мамы со "стажем".

"Однажды темным осенним вечером я встречала на автобусной остановке свою дочь-подростка после скейтерской тусовки в центре города. Было сыро и ветрено, телефон у моей красавицы «молчал» (что бывает), я с нетерпением вглядывалась в пассажиров каждой приезжавшей маршрутки и понемногу «закипала»:

("Совершенно не ценит моего особого к ней отношения! Кому бы еще в таком возрасте разрешили допоздна отсутствовать дома (дочь у меня акселератка во всех смыслах, общается с ребятами, которые гораздо старше ее)?! А она еще и опаздывает!")

В голове начали складываться обличительные монологи (О! Я умею аргументировано говорить). Потом я стала прикидывать, чего на будущее можно ее лишить в «воспитательных целях» (планы «мести»). На ум пришли всякие другие случаи неоцененности моего «родительского подвига» и т.д. (все это за 10 минут). И тут я задала себе простой вопрос, который очень помогает находиться в текущем моменте: «Что я чувствую сейчас?» - Злость!

«Ребенок задерживается. Может быть, случились какие-то осложнения? Значит ей особенно важно чувствовать себя сейчас уверенной, защищенной (наше внутренне состояние создает факты окружающей действительности), а что я посылаю ей из своего материнского сердца в такой момент? - Удар под дых! Тревога и гнев матери ВСЕГДА отнимают силы у ребенка! Уж тебе-то этого да не знать!» И я поняла, что веду себя стереотипно и глупо. Если хочешь, чтобы человек быстрее вернулся домой - не важно, ребенок это или взрослый - надо излучать в его адрес любовь и радость, а не гнев и раздражение! Сделать это очень просто: нужно вспомнить или представить человека СЧАСТЛИВЫМ! Со всеми визуальными подробностями, с ощущением радости за него и благодарности за его существование в твоей жизни.

Я тут же, без раздумий, занялась визуализацией: увидела свою ликующую дочь на школьной сцене после победы ее команды в КВНе, дополнила это дело «кадрами» аквапарка, разрезанием именинного торта в День Рождения и … тут увидела свою девочку, выскакивающую из маршрутки с радостными восклицаниями в мой адрес: «Победили наши!» Я облегченно вздохнула, мы крепко обнялись и зашагали к дому. По пути я любовалась дочкой, ее сияющими глазами, развевающимися светлыми локонами, внимала возбужденным подробностям соревнований, а сама думала, что надо же как-то обратить ее внимание на опоздание. Но не за счет радости - это было бы просто свинством, да и злость моя уже испарилась. К тому же я со всей очевидностью поняла, что для нее мой «великодушный» жест с разрешением задержаться дотемна всего лишь свидетельство моей разумности, а не «глоток свободы» (что, кстати, типично для современных детей - они все принимают как должное и, не стесняясь, рассчитывают на большее). Поэтому я просто рассказала ей о том, какая метаморфоза произошла со мной на остановке, как я из «раздраженной мамаши» превратилась в «ангела-хранителя» и как все замечательно закончилось.

Знаете, что ответила моя дочь? «Ну, мам, ты - герой! С таким «загруженным» умом все-таки поняла меня. Я тебе ужасно благодарна и постараюсь больше тебя не волновать!»

С тех пор прошло два года, и у меня действительно не случалось повода для волнений - дочка всегда со мной «на связи» (и не только в отношении «возвращений вовремя»). Когда меняется внутреннее состояние одной из сторон, неизбежно меняется и поведение другой стороны!

***

Если в момент типичной конфликтной ситуации (от детской истерики, до пререканий с подростком) родитель оказывается способен мысленно вспомнить своего ребенка счастливым и вызывающим у него, родителя, радость и восхищение - конфликт не состоится. Неожиданно для себя вы увидите ситуацию с новой стороны, и компромисс найдется сам собой! Это срабатывает в самых различных ситуациях, в любом возрасте.

Но нужно подготовиться:

🔹записать на листе бумаги не менее 15 пунктов как ответ на вопрос: «Что вызывает у меня радостные чувства в наблюдении за своим ребенком, какие его качества, особенности и действия?» Например, «сообразительность, незлопамятность, смешно шевелит пальцами на ногах, любит животных, умеет строить смешные рожицы…» и т.д.

🔹вспомнить несколько ситуаций, когда ваш ребенок испытывает радость и счастье (прыгает на батуте, гладит щенков, радуется подарку на новый год..). Главное - чтобы вам самим было радостно на это мысленно смотреть. То есть образ ребенка должен быть таким, чтобы вам легко было испытывать в его адрес самые теплые чувства. Хорошенько «рассмотрите» эти ситуации: запомните «декорации», запахи, звуки. Чем ярче будет подготовленный образ, тем проще «вытеснить» им негативные чувства в нужный момент и этим прервать привычный конфликт.

🔹в любой момент, когда вы доброжелательно настроены по отношению к ребенку, обнимайте его, улыбайтесь ему, ГОВОРИТЕ, что вы его любите. Даже если посуда в этот день не вымыта, а ботинки не вычищены. ДЛЯ ЛЮБЯЩЕГО человека ХОЧЕТСЯ сделать и то, и другое, а ДЛЯ НЕДОВОЛЬНОГО - наоборот! Проявляйте свою любовь и оставляйте время ребенку для ответа поступками. Доверяйте своему сердцу!

Тогда неизбежные в семье моменты разногласий станут лишь «задачками» на смекалку - как именно «раздать всем сестрам по серьгам», а атмосфера в доме преобразится!

Посмотреть 1 комментарий

Комментировать

Уважаемые родители малышей, пожалуйста, обязательно прочтите!)
Задумывались ли Вы?)
Если Вам кажется, что Ваш малыш неусидчив и невнимателен, мало что выполняет на занятии, задумайтесь о таком факте: У малышей первых трех лет жизни концентрация внимания возможна лишь на 3-10 минут! Детки и не должны высидеть все 50 минут занятия! Для этого мы делаем массажные и подвижные паузы, поэтому на одно упражнение отводится не больше пять минут. Но даже минутка так важна для вашего малыша! Даже бегая и отвлекаясь (как нам кажется) ребенок раннего возраста воспринимает информацию!
Развитие внимания необходимо для формирования другого важного навыка - усидчивости, которая обычно появляется в возрасте 5-6 лет и позволяет ребенку заниматься уже около 15 минут! Даже в 6 лет ребёнок не должен и не сможет смирно сидеть и внимательно выполнять задания. Конечно, все детки разные, у всех разный темперамент и нервная система - физиологические особенности. Мы очень стараемся их учитывать! Не стоит требовать и ждать от малыша невозможного) Проявите терпение, понимание, мудрость)
Удачи Вам, наши малыши и их родители!)

Комментировать

В воскресение пройдёт семинар " Развитие речи от 0 до...". Специалисты ответят на Ваши вопросы. Регистрация обязательна.Участие платное. М. Новогиреево (рядом с метро) ,Свободный проспект , дом 37, корп.2. 89031910763,lik4@list.ru

Комментировать

Я рекомендую родителям попытаться растянуть!
И подрезать, только в крайнем случае, когда упражнения и логомассаж не помогли.
Многие упражнения можно начинать делать с самого раннего возраста. Например, такие упражнения:
• «Котёнок»
Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце широким кончиком языка. На
Показать полностью…
Блюдечко можно положить немного сгущёнки (сметаны, варенья). Можно также лизать
мороженое или вогнутую сторону ложки.
• Можно тянуться языком за ложечкой.
• «Дотянись языком до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней
губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
• «Дотянись языком до подбородка»
• «Качели»
Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка сначала дотянуться до
верхних зубов, а потом опустить за нижние зубки, затем опять вверх-вниз…..
• «Лошадка»
Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме), а можно - к маме на колени.
Улыбнуться, открыть рот и не закрывать. Медленно щёлкать(«Как цокают лошадки?»)
Щироким кончиком языка, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.
Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась
неподвижной. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе

Комментировать


Записывая ребенка в ту или иную школу, мало кто из родителей задумывается над тем, а подходит ли обучающая программа этой школы его ребенку, хватит ли у него способностей и возможностей успешно обучаться по ней. И с трудностями в обучении дети сталкиваются уже чуть ли ни с первых дней обучения в школе.
Показать полностью… Первый год учебы в школе является самым важным и в то же время ответственным периодом развития ребенка. От него зависит дальнейшее обучение в последующих классах, а так же и обучение в вузах. Но надо понимать, что программа школьного обучения и учебники, по которым обучаются наши дети, ориентированы на ребенка, который по своему психическому развитию соответствует своей возрастной норме. Для школьника такой нормой является, когда ребенок с удовольствием идет в школу, способен сосредоточенно, внимательно и не отвлекаясь выполнять задание в течение 40 - 45 мин, понимать и выполнять задание по образцу с первого раза, отвечать на вопросы логически выстроенными распространенными предложениями, хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, писать без ошибок, не заменяя и не пропуская буквы или цифры и т.п.
В основу школьной программы положены учебники, авторы которых предлагают свою структуру урока и последовательность изложения материала, а так же определенный набор упражнений для отработки полученных знаний, учителя преподносят учебный материал в той форме и ориентируясь на те способы восприятия, которые ближе им. Все это рассчитано на успешное прохождение школьной программы для детей, развитие которых проходило в свои сроки. Но в классе учатся разные дети. И не все из них способны в полной мере усвоить материал практически с первого урока и достаточно прочно, именно эта часть ребят испытывает трудности в восприятии и запоминании учебного материала.
Почему это происходит? Дело в том, что образовательная программа не учитывает нейропсихологические и психологические особенности каждого ученика. Она рассчитана на ученика, который уже к моменту поступления в школу в состоянии контролировать свои действия, должен быть усидчивым и сконцентрированным, с первого раза услышать, понять задание и немедленно приступить к его выполнению, большую часть информации может воспринимать и запоминать на слух. В школу приходят ребята, которые еще психически и физиологически не готовы к обучению. Вот у них то и возникают трудности в обучении.

Общее психическое развитие каждого ребенка происходит у всех по-разному. Это зависит от многих факторов: полная или неполная семья у ребенка, как протекала беременность мамы, были ли сложности при рождении ребенка, были ли до 1,5 лет жизни у него заболевания и т.д. Все эти факторы и многие другие могут повлиять на психическое развитие ребенка, которое пойдет не по сценарию естественного развития. В дальнейшем негативное влияние этих факторов проявляется в учебной деятельности ребенка: он может быть неусидчивым, невнимательным, путается в пространстве и в тетради, не запоминает информацию, во время письма пропускает или заменяет буквы или пишет с ошибками и т.п.
Развитие головного мозга и психических процессов происходит по определенному строго выстроенному сценарию. Любое вмешательство в этот процесс приводит к торможению развития психических функций.
Так, в момент рождения, очень важно, чтобы ребенок заорал. Это необходимо для включения дыхательной системы и работы правого полушария мозга. Повторить этот момент во взрослой жизни уже не представляется возможным. Постепенно, мозговые процессы фокусируются в левое полушарие головного мозга, и ребенок уже орет по определенному случаю и с интонацией.
Все процессы головного мозга проходят три этапа, каждый из которых должен пройти в свой срок.
Первый этап. После рождения к первому году жизни у ребенка начинает формироваться первый блок мозга, который управляет нашими эмоциями. То, что сформировалось в этом периоде, и будет сопровождать нас в дальнейшей жизни. Сильно повлиять на какие-то изменения уже нельзя. Первый блок мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Уже на этом этапе заявляют о себе нейробиологические предпосылки формирования будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка.
Несформированность первого блока мозга приводит к следующим трудностям в учебной деятельности ребенка:
- до года ребенку необходимо пройти все этапы в достаточной мере: лежать - держать голову - переворачиваться - ползать - вставать на четвереньки - садиться, если хотя бы один этап был пропущен, то возникают нарушения в пространственной ориентации вообще, а в учебной деятельности нарушения ориентации в тетради;
- употребление алкоголя мамой во время беременности влияет на рост нервных связей у плода и в дальнейшем, это может проявиться как раздражительность, снижение концентрации внимания, гиперактивность, дипресси, аутизм, патологическая любовь к сладкому;
Второй этап. На этом этапе развития ребенка формируется второй блок мозга - зона мозга, которая обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания. Второй блок мозга так же отвечает за получение, переработку и хранение информации. Следовательно, в период до 7 лет у ребенка происходит развитие зрительных анализаторов и формирование зрительной, слуховой и кинестетической (тактильной) памяти. В этот же период происходит формирование пространственных представлений у ребенка, закрепляются межполушарные ассиметрии, формируется преобладающая функция полушарий по речи. Если в этот период развитие ребенка происходит неправильно, то это может привести к возникновению псевдолеворукости. В том случае, если развитие ребенка в этот период жизни происходит не по заложенному природой сценарию, то это может привести и к задержке речевого развития.
Несформированность второго блока мозга приводит к следующим трудностям в учебной деятельности ребенка:
- возникают трудности в звуко-буквенном (фонетическом) разборе слова;
- произнося слова, ребенок заменяет нужные звуки близкими по звучанию (картофель - картовель);
- переставляет слоги (телевизор - тевелизор);
- возникают сложности в усвоении иностранного языка и др.
Третий этап. В период от 7 до 15 лет происходит развитие третьего блока мозга, который отвечает за самопрограммирование и саморегуляцию, т.е., когда человек может выстроить себе программу действий, выдерживать и контролировать ее.
Несформированность второго блока мозга приводит к следующим трудностям в учебной деятельности ребенка:
- бедная речевая деятельность;
- ребенок, одним словом обозначает целое действие;
- недостаток в саморегуляции и самоконтроле;
- у ребенка возникают трудности в сосредоточении;
- часто перескакивает с одного дела на другое, не доводя его до конца;
- трудно удерживать информацию и инструкцию;
- постоянно отвлекается и др.

Однако, отклонения в развитии ребенка не видны вооруженном глазом. Их можно заметить, только проведя специальную диагностику. И сигналом к тому, что ребенок нуждается в помощи специалиста, является снижение успеваемости и мотивации к обучению. Этим специалистом должен быть не просто учитель, а учитель со знаниями в области психологии и нейропсихологии.


Кондрахина А.

Комментировать

Логопедический массаж первого года жизни восстанавливает и активизирует функции глотания, сосания, жевания ,лепета. Логопедический массаж помогает психофизическому развитию ребёнка, служит для профилактики речевых нарушений. Массаж провозится по методике профессора Дьяковой Е.А.

Комментировать