Мегапост. Игровой год 4-5 лет. Часть 2. Память - слова - счёт
игры для малышей (дошкольников)Довольно много собралось игр, где задействована память.
В обычные мемори в этом году почти не игрались, не доходило дело. Разве что, Мемори Ноев ковчег с красивыми карточками животных. Их, к слову, много: 33 пары по каждой на каждую букву алфавита. Полным комплектом играть почти невозможно: весь стол занят, и весь ресурс памяти))))
То ли дело мемори-игра с окошками от Bondibon, где всего 8 пар! Очень быстро, приятно и легко. Уже много лет любит Лида эту игру, несмотря на то даже, что вставляет, в основном, одни и те же любимые карточки заданий.
Найди кота Монти в нами давно, с самого юного возраста. До полных правил, с кубиками, так и не доросли (в смысле, не добрались прочитать их и освоить), однако собираем карточки на память.Славная игра, хоть нынче ей уже много альтернативных вариантов можно найти.
В Линуса, который маленький волшебник (Drei magier издавали, но у нас мой редизайн, поэтому игрушки совсем другие) играть сложновато, но магия магнитов превращает любые игры в волшебно-привлекательные. Так что играем не всегда по правилам, но то и дело достаём с полок.
Магниты играют ведущую роль и в Маскараде божьих коровок. Это одна из моих любимых игр для дошколят, тем более что не так много у нас добротных европейских игр (не считая самодельных версий). Крутим рулетку, берём божью коровку выпавшего цвета и летим в гости к той, которая, по нашему мнению, готова будет меняться точками. Получилось - летим дальше, до тех пор, пока все точки (деревянные малюсенькие колышки) не станут разных цветов - тогда можно и на маскарад отправляться. Но если ошибаешься или рулетка останавливается между лепестками - обогнать божьих коровок стремятся коварные муравьи. Spooky Stairs (Лестница с привидениями) - и тут магниты! Игра не нуждается в представлении, думаю. Скажу, что вдвоём нам в неё играть не интересно: всё внимание на игре, участников мало, и игра превращается в обычную ходилку, только вслепую. А втроём, да под отвлекающие разговоры - то, что надо! Можно даже не блефовать, всё равно теряемся и в конце игры понятия не имеем, какую фишку приводим к финишу)))
Цыплячьи бега, самодельная, со смешными цыплятами. Появилась 1,5 года назад. Для нас непростая, азартная и всегда очень волнительная. В полную силу в эту игру стараюсь не играть, потому что именно в ней дочке до слёз обидно проигрывать, оставаясь без хвоста. По комментариям к прошлогоднему посту помню, что у многих такой эффект наблюдается :).
Wer war's (Кто это был? Кто украл кольцо?), ещё одна любимица, появилась прошлым летом в 4,4 где-то. Так вышло, что в этой категории все игры разные и все любимы по-своему, проходных нет. Эту игру я не раз хвалила, скажу кратко ещё. Нужно разыскать воришку, укравшего королевское кольцо, до наступления полуночи. Животные являются свидетелями: если угадать, какой корм им по душе, они помогут отсечь одного из невиновных. Игра кооперативная, выигрываем мы в неё редко (баланс такой, что права на частые ошибки), но тем не менее, игру обожаем.
Каменный век Джуниор, ещё одна самоделка, недавняя (хотя можно было с четырёх лет смело играть). Вдвоём в неё играть тоже слишком не кризисно, так сказать. Знай, переворачиваешь себе, начиная со второго раунда, нужные тайлы и собираешь ресурсы для строительства хижин. А когда тайлы меняются местами часто, да игроки друг друга отвлекают, начинаешь ошибаться часто, игра перестаёт быть гладкой и линейной, но тем и веселей. Отличная игра, купила бы её, наверное (с большой скидкой))).
Магический лабиринт (Das magische Labyrinth) казался мне архисложным по описанию и по обзорам. Запомнить расположение сети невидимых преград "под землёй" - это не реально..! На деле оказалось проще, к счастью. Во-первых, можно выставлять не все преграды, а лишь часть их, в соответствии с опытом игроков. Во-вторых, главное: запомнить расположение стен вблизи от своего выхода, чтоб не спотыкаться на самом старте (тем более что часть элементов будет лежать почти под ногами, рядом). В-третьих, если и ошибаешься - играть всё равно можно, и даже очень весело выходит. Игра неожиданно хорошо пошла у нас во взрослой и в смешанной компании.
От сложных и дорогих игр - в простым карточным, но не менее любимым. День сырка выстрелила у нас летом в дороге, когда дочка раскусила её суть, научилась оценивать риски и стараться запоминать подсмотренные ранее карты. Суть игры: в зависимости от выпавшего на кубике значения можно или подсмотреть карту (чтоб знать, что там) либо убрать её (зная или подозревая, что там ничего хорошего для тебя - мышеловка) или взять себе (зная или надеясь, что там - кусочек сыра).
Шапка-невидимка похожа на предыдущую тем, что можно подсматривать карты и открывать их, если уверен в положительном для себя результате. Но тут действие определяет не кубик, а сам игрок. Цель игры - подобрать каждому персонажу подходящий только ему тип головного убора и набрать таким образом максимум победных очков. Игра недавно у нас, с 4,9 лет. В ней нужно уметь блефовать, иначе играть можно, но очень скучно. Поэтому меня в своё время отговорили предлагать дочке игру раньше, и правильно. Лет в пять +/-, в нашем случае, самое раннее.
Surprises (Сюрпризы), ещё одна карточная в этой категории. Здесь нужно найти и собрать подарки на Новый год по списку. Список перед глазами, карточки с подарками лежат рубашками вверх. Переворачиваем и запоминаем по очереди. Кто первый сможет безошибочно перевернуть все карты в соответствии с заданным порядком - забирает карту-список. Играли редко в неё, хотя задумка отличная. Просто затерялась коробочка..
И последняя карточная, по большей части - Mimik memo, Haba (самодельная). Но мемори-составляющая здесь совсем простая, малоинтересная на 4 года. Главное в игре - ненавязчиво отрабатывать упражнения на артикуляцию. Поэтому игру рекомендую года на три (мы опоздали немного) и перехожу дальше, к той самой категории.
В следующую группу я собрала все языковые игры: чтение, речь, угадывание и придумывание слов..
Mimik memo назвала раньше… Тогда Фефекты фикции будет первой, так как она у нас с 2,9 лет и по-прежнему не сдаёт позиций. Иногда играем по полным правилам, иногда просто перебираем карточки и выполняем любимые типы заданий.
Ещё две игры на развитие артикуляции: обе самодельные и в оригинале - от Haba. Магия дыхания (Pustezauber) и Puste kuchen (Воздушные лакомства). В первой игре мы дуем на лёгкое перышко, стараясь, чтобы оно приземлилось на задуманное животное, и таким образом объединяем карточки этих животных в пары, забираем себе. Во второй игре тоже нужно дуть, но на шарик (пробковый или деревянный в усложненной версии), загоняя его в нужные нам лунки и собирая призовые карточки, это если очень кратко объяснять. Обе игры скорее полезные, чем увлекательные, но красивое оформление и необычность игрового процесса делают своё дело.На обучение чтению нашлось на полках четыре игры. Это Читай хватай от Банды умников, Мои первые слова Liciani и СЛовечки от Эврикуса и Словарный маджонг.
Читай хватай - игра на внимание: нужно прочитать слово и быстро схватить карточку с нужным изображением (или наоборот, с нужным словом - для продвинутых). Как всегда у БУ, много вариантов правил на разный возраст, но при этом "обучательный" фактор чересчур выпирает, и игра перестаёт быть игрой в полной мере. Подозреваю, что в компании равных игроков было бы интересней, но с родителями не играется особо, буквально пару раз достали.
Мои первые слова у нас давно, это тоже весьма дидактическая игра. Вначале мы просто собирали пазлы, потом стали обращать внимание на буквы. Есть в игре ещё вариант буквенного лото, но мы до него, увы, не добрались. По качеству - отличная игра.
А вот Словечки, несмотря на то, что читать в ней нужно много для начинающего, дидактической не кажется. Принцип игры напоминает знаменитый El Bazar и подобные: один игрок конструирует из простых форм слово, остальные - угадывают, получая победные очки. Это оказывается настолько интересным, что юный читатель даже не обращает внимание на тот факт, что нужно попутно прочесть по три слова каждый раз при загадывании или угадывании карточки. Сейчас игра подзабылась, но летом, когда она появилась у нас, это был хит.
Со Словарным маджонгом отношения у нас не однозначные. Я распечатывала её по плохого качества материалам, долго возилась с ней, подумывая бросить всё это не раз… Потом была пробная партия - блин комом, но в конце её я неожиданно поняла, что слоговое чтение по игре отрабатывается на раз-два. Качество игры при всём при том меня не устраивало, я стала пытаться игру купить, но пока думала - она везде пропала. А в нашу версию играть не хочется, да и чтение слогов нам уже ни к чему. В общем, если встречу саму игру или хорошего качества пнп - будет дубль для младшей. Работает!
Теперь игры, где читать не нужно, а нужно придумывать и говорить. Традиционно вспомню игры типа "Угадай, кто я?" и "Крокодильчик", в которые мы, несмотря на возможность использовать реквизит (карты и др.), играем исключительно в дороге и устно.
Дальше - рассказывание историй. Однажды в сказке от МИФа показалась нам не вариативной, из-за того, что изображение на карточках весьма однозначно. Но и составлять рассказ по картинкам полезно для развития речи, просто нам оказалось не очень интересно.
А Что случится дальше содержит набор персонажей и кубики действий/обстоятельств. Плюс декорации, как в миниатюрном театре. Процесс сразу становится более творческим и порой сложным. Дочка обожает придумывать сказки, делает это каждый день, самозабвенно, но для полёта фантазии ей необходимо лишь свободное место, чтоб ходить, и несколько ленточек/бумажек/лоскутков, чтоб превращать их в персонажей. А любая игра с заданным набором - это уже ограничение. Поэтому непросто, и сюжеты выходят не такими яркими, как во время свободной игры. Вот я думаю теперь, нужна ли нам Коробка сказок (то же самое, по сути, но шире).
Отгадай чудище у нас очень давно, а не сдаёт позиций. Даже карточки распечатанные всё никак не вставлю: играем с чудищами - не надоедает (а две другие вариации этой же игры, с осьминожками и Додо, уже не вспоминаем).
Появились в 4 с небольшим у нас ещё две карточные игры от Простых правил, Пакля Рвакля и Мягкий знак. Обе очень нравятся. Мягкий знак проще, можно играть в дороге без карточек вовсе (просто называть друг другу прилагательные), не очень реиграбельна ввиду того, что к определенным эпитетам не многое подберёшь. Пакля-рвакля уже сложней намного, но для нас и перспективней: подбираем рифмы, глядя на картинки. Соображарий появился чуть после пяти, но напишу в этот отчёт, ведь ничто не мешало нам играть в него чуть раньше. Подобного рода игры у всех взрослых на слуху с детства и юных лет, просто обличенные в несколько иные формы. Да и с Лидой мы в дороге часто играли, придумывая слова на заданную букву. Так что игра предсказуемо понравилась.
С буквами-словами закончили, переходим к цифрам-счёту.
Цифры Лида любит, считает чуть лучше ровесников. Так что игры здесь с возрастной маркировкой выше наших 4-5.
Халли Галли - это игра на скорость, а потому большим успехом не пользуется: мне скучно играть так, дочке сложно соревноваться. Играем чаще по альтернативным правилам, подбирая не спеша удачные комбинации карт, образующих 5 фруктов. Так примерно, как показывала Ольга в рассказе про игру Бешеные бегемотики.
Rechen Kapitän (Капитан-счёт или капитан-математик) а эта игра одна из любимых (хотя, опять же, все игры, где нужно считать, но не супербыстро, у нас очень и очень любимы, все). Хорошую игру не грех несколько раз похвалить, что я и делаю. На состав числа, на сложение в пределах 20 - непринужденно и красиво. Есть несколько вариантов правил, можно и убрать корабли/хранилища с самыми большими числами-ёмкостями, можно вместо счёта просто тренировать глазомер, наполняя корабль.
Математическое болото - по сути, обычная ходилка, просто кубика здесь три: два с цифрами и один "+/-". В общем-то, так можно модернизировать любую любимую ходилку. У нас любимой и удобной не было, а эта понравилась оформлением. Игра короткая выходит, поэтому несколько партий за раз играем обычно.
Со скоростью улитки Лиде ещё рановато, но она это упорно отрицает и вспоминает про игру, даже если я её далеко откладываю))). Можно было, конечно, убрать карточки с наибольшим номиналом, но уже поздно: мне не разрешают. Для эффективной игры нужно располагать имеющиеся на руках карточки так, чтобы получился как можно более длинный математический пример. И это задача не всякому взрослому по силам, без тренировки если. Как по мне, игра исключительно полезная и долгоиграющая.
Завершается группа "математических" игр хитом 90% играющих детей 5-8 лет, наверное - Спящими королевами. Пожалуй, именно это и есть самая любимая игра Леденца, играть только в неё готова в любое время в любом настроении.