Эволюция заботы
Делимся опытомМишке ровно год. Появляется Серёжик. Ревности не было, о любви речи тоже пока не шло. Из эмоций - пожалуй, только любопытство. Но с первых дней появления в доме новорожденного, Мишку, в одночасье превратившегося вдруг в старшего брата, всюду таскаю с собой, привлекаю ко всем действиям и манипуляциям с новорожденным. Пусть мы одевали подгузник не 10 секунд, а пять минут, но мы это делали вместе. Вместе и купали первые недели - я или папа держали новорожденного, Мише позволялось стоять рядышком и поливать водичкой брату ножки-ручки. Ну а с месяца где-то стали практиковать совместные купания в большой ванне.
Мишке 1.5 года. На малейший писк бежал качать Серёге кроватку, возвращал выпавшую погремушку, носил в кроватку мячик или машинки свои (эх, малыш, рано ещё, дай братику подрасти чуток). Приносил по моей просьбе бутылочку, подгузник или салфетку. Поощряю любое движение, направленное на заботу - позволяю кормить из бутылочки на свой страх и риск (но контролирую, конечно).
Мишке два годика. Соответственно, Серёжке - год. Серёжка весь в шрамах учится ходить, естественно, летает. Миша сигнализирует мне, зовет, когда нужно поднять и пожалеть летуна. Во время Сережиного дневного сна переходит на шёпот, старается не греметь игрушками. Когда собираемся на прогулку - изо всех сил помогает одевать Серёжу. При плаче - старается рассмешить, отвлечь или просто гладит по головке, приговаривая: "Ччччч!" При приливах нежности обнимает Серёгу, звонко чмокает в пухлую щёчку.
Мишке 2.5 года. Если Серёжа уснул на машинке или на пуфике, а то и под пуфиком (ребенок практикует дневной сон в экстремальных и неожиданных для окружающих местах) - с громким шёпотом "Мам! Мам!" бежит ко мне, тащит в комнату и настойчиво жестикулирует, что соню необходимо переложить в кроватку. Укроет одеялком, тихонько положит в кроватку к спящему брату медвежонка. Может покормить Серёжу из ложки, угостить вкусняшкой, вытереть ему сопливый нос, постучать во время кашля по спинке. Купаться - только вместе, причем Миша обязательно дожидается, когда раздену и Сережку тоже, после чего берет брата за ручку, и два голопопика смешно бегут в ванну. На прогулке строго следит, чтобы Серёжа не уходил далеко, и, если что, бежит, хватает за руку и ведет ко мне. Игрушки, конечно, делят, как без этого? И отбирают друг у друга, и визжат, и кусаются, и обижаются, но вместе с тем и делятся, и играть предпочитают всё же вместе и только рядышком. А сегодня я наблюдала очень трогательную картину. Мальчишки бесились и столкнулись лбами, очень сильно: аж разлетелись в разные стороны и упали. Больно было обоим, но Мишка сначала поднял с пола ревущего Серёжку, обнял, погладил по голове, сказал "Ччччч!" и только потом, схватившись за ушибленную мордашку, горько скривился в преддверии собственного плача. Обняла и приласкала моего славного мальчика. Очень хвалила. Горжусь.


