берите малышей на ручки!
Психологическое развитие Слушайте свое сердце, оно никогда не обманет!
На днях встречаю соседа. „Нам уже 4 месяца! — с гордостью говорит молодой папа.— Мы решили: пора заняться воспитанием дочери. Пусть привыкает засыпать одна. Когда она плачет, мы стараемся не подходить. Первые дни было тяжко, а сейчас — красота. Чуть-чуть попищит и засыпает"'. Кажется, столько уже сказано о том, что ребенку жизненно необходим наш отклик на его потребности. Однако так заманчиво звучит это „чуть-чуть попищит и засыпает". Мы ведь очень любим нашего малыша. Только ему об этом не скажем, а то разбалуем… Я вспоминаю свой давний опыт общения с детьми, оставленными родителями. Первая медицинская практика в детской больнице. Я в палате брошенных детей. Читаю надписи на кроватках: „Большаков Дима, 1 год 8 месяцев", „Ошанина Дина, 9 месяцев". Не может быть, чтобы этому крошке с бессмысленным взглядом было 9 месяцев! А мальчик в год и 8 не сидит, не тянется к игрушкам… Все дети нездоровы, у каждого видимые физические отклонения. Но очевидно, что задержки психоэмоционального развития во многом из-за особенностей ухода за малышами: смена пеленок — по расписанию, прямо в кроватке; детей никогда не берут на руки; кормление — поворот головки набок и бутылочка на свернутой пеленке… Беру на руки девчушку, которая улыбается в ответ на звуки моего голоса. Ей 10 месяцев. Ручки и ножки обездвижены — врожденная патология. Она замирает, у нее захватывает дух, как на карусели. Сердечко бьется, словно птичка. Кладу ее назад в кроватку и вижу, как она переживает новый для нее опыт. А вот эта девочка должна стать красавицей: большущие синие глаза с пушистыми ресницами, правильной формы носик, русые кудри… Но— гидроцефалия. Ребенок не слышит и не видит. Постоянно хнычет от боли, но не по-детски, а обреченно, не надеясь, что кто-то услышит. Подхожу, беру за ручку, глажу. Она затихает, вглядывается перед собой, как только убираю руки —хнычет, но уже с большим отчаянием, с надеждой. Через несколько дней дежурная медсестра с изумлением отметит: „А ведь она чувствует тебя, ты только входишь в палату, а она уже замирает. Надо же!" Медсестры вовремя меняют пеленки, кормят детей, не пропускают необходимых процедур, только их всего двое… Тем более, как сказала одна из них: „Пусть уж лучше не знают совсем, что такое любовь, им ее все равно в жизни увидеть не придется". И действительно, вряд ли найдется кто-то, способный полюбить вот этого маленького уродца с патологией лица, если родная мать вспоминает о нем только в страшном сне. Знаете, что меня поразило больше всего? Эти дети не плакали. Вообще. Ни когда лежали в мокрых пеленках, ни когда задерживалось время кормления, ни даже во время болезненных процедур. Они жили и страдали молча. Наверное, когда-то после рождения они кричали, как и все малыши, и ждали, что кто-то подойдет, успокоит, возьмет на руки, но проходили дни, и кроха не получал на крик никакого ответа. И перестал плакать. От отчаяния, лишившись надежды. Вы хотите видеть своих детей такими? Тогда не балуйте грудничка. Не берите его на руки, оставляйте одного. Только потом будьте готовы пожинать плоды такого воспитания. Я, по мнению окружающих, дочь баловала безумно: не спускала с рук, спала с ней, долго кормила грудью, реагировала на каждый писк. Тогда я еще не читала современных книг по воспитанию, не слышала советов психологов. Я просто доверяла своей интуиции. И дочурка, вопреки всем прогнозам, не стала зависимой от меня. Она хорошо развивается, редко капризничает, очень любознательна, легко находит общий язык с детьми и взрослыми. Верьте себе, своим чувствам. Искренней любовью избаловать нельзя. Воспитание малыша — это счастье, а не поле битвы. Повод для счастья — вот он, рядом с вами. И вы ему так нужны!
Ирина Семенихина, г. Барнаул