Соображения по поводу воспитания ребенка
Интеллект ребенкаСогласно известной поговорке, как-то царю Соломону принесли новорожденного и спросили, когда нужно начинать его воспитывать? На что мудрый правитель ответил: на 9 месяцев вы опоздали.
Вооружившись мыслью о необходимости воспитания с утробы, я уже на первых неделях беременности закачала себе нежной музыки, «полезной для развития мозга» и, как примерная будущая мамаша стала слушать.
В ту пору меня мучили токсикоз с сонливостью напополам. Поэтому я включала музыку и спала под нее. Продолжалось это недолго, так как довольно скоро тошнота стала подкатывать сразу после включения мелодий для будущих мам. Даже когда собственно токсикоз отступил.
Я вернулась к привычному року и решила подойти к вопросу воспитания менее шаблонно и более вдумчиво.
Цели. Цели определяют средства. Поэтому для начала не мешало бы определиться, что будем из ребенка лепить? Меня коробит от этой фразы, но именно это часто подразумевают под словом «воспитание». Ребенок еще не родился, а заботливые родители уже включили его в сценарий игры, отведя ему роль юриста, стоматолога, олимпийского чемпиона. Следовательно, полезным считается с самого рождения воспитывать джентльменский набор качеств т.н. «успешного человека». Он должен стать самым умным, самым талантливым, самым развитым среди сверстников.
Чтобы не развивать тему модного нынче создания «интеллектуала и лидера с пеленок», резюмирую мысль. Все это порождение родительской гордыни и желания самоутвердится за счет достижений чада. К потребностям ребенка такие цели не имеют никакого отношения.
Я убеждена, что каждый человек рождается не только с талантом, но и набором всех необходимых для его реализации качеств. У него уже есть все необходимое.
Мы не можем повлиять на форму листьев будущего цветка, определить цвет его лепестков и запах бутона. Вся эта информация уже содержится в геноме растения. У человека точно так же.
Мы можем поменять форму листков - ножницами, цвет изменить с помощью кисточки… Но обрезанные края пожелтеют, а от краски цветок может и вовсе погибнуть. Как и личность человека, которого загоняют в чужие рамки понимания успеха.
В моем представлении каждый отдельный ребенок априори одарен. Все что мы можем сделать для развития его таланта - создать благоприятные условия и не мешать. Из этого выходит: цель воспитания, которую я поставила перед собой - это отсутствие рамок и границ. В виде стереотипов, стеснений, неверия, комплексов и проч.
Методы. Есть хорошая фраза: не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Ребенок вас отзеркалит. Как учить ребенка? Нужно просто жить полной жизнью, всячески вовлекая ребенка в этот процесс с самого младенчества.
Несколько дней назад я, мой муж, ребенок и его бабушка с дедушкой веселились на даче. Жарили шашлык и беседовали. Это не единственная наша вылазка с ребенком. С 3 недель мы стали посещать кафе, ездить на рыбалку, природу, ходить в гости, выбирать мебель, шторы и люстры в магазинах. Находясь в слинге, сын постоянно участвует в происходящем. Дети способны чутко и четко улавливать информацию об окружающем мире. Все увиденное трансформируется в опыт и сохранится в подсознании в качестве базовых представлениях о мире, поведенческих установок и социальных моделей.
Не имеет значения, что грудничок не понимает смысла сказанных слов. Вербальная коммуникация (слова и текст) - это лишь 8% от всей информации, которой обмениваются люди в процессе общения. Гораздо больше могут сказать положение тела, интонация, тембр, мимика, жестикуляция, выражение глаз. Все это маленькие мальчики и девочки воспринимают не хуже, а гораздо лучше, чем взрослые. И мотают на ус.
Так вот, вернулись домой довольные отдыхом. И ребенок в конце дня излучал счастье и позитив, несмотря на то, что в этот день никто не скакал специально вокруг него с погремушками да частушками. Как переходящее знамя, он кочевал с рук в руки, внимательно вглядывался в наши лица и смешно пялился на помидор.
Позже, когда сын сможет понимать смысл сказанного, к тренировке восприятия и навыков коммуникации прибавится развитие интеллектуальной сферы. Что может лучше сформировать логические цепочки, чем непринужденный разговор взрослых?
Ведь в таком случае реализовывается золотое правило обучение. Услышать лучше, чем прочесть; увидеть лучше, чем услышать; и только приняв участие, можно полностью усвоить материал.
Поэтому с рождением наследника, а лучше задолго ДО этого нужно заняться собственным развитием - психологическим, нравственным, интеллектуальным, социальным.
Ребенок сначала возьмет все от нас, а лишь потом усвоит все то, чему мы хотим его обучить.
