Видеобойкот. Осторожно «развитие»
Взаимодействие ребенка с окружающими
В каждой семье есть телевизор, планшет, смартфон и компьютер. В современном мире и дети и взрослые слабо представляют себе жизнь без этих устройств. Часто люди, приходя домой, сразу же включают телевизор, используют просто для фона, чтобы было веселее. Живое общение плавно уходит на второй план, когда вышла новая серия любимого сериала. Но это все о нас, о взрослых. А что же происходит с детьми? Как это влияет на их здоровье? Сколько времени может проводить ребенок перед экраном? С какого возраста можно знакомить с видеорядом? Давайте разбираться.
Выпускается бесчисленное количество развивающих видеофильмов и мультиков с отметкой 0+, которые пользуются огромной популярностью и спросом среди родителей, озабоченных темой раннего развития. Но мало кто задумывается о том, как же на самом деле отражается просмотр видеопродукции на физическом и психическом здоровье малыша.
Мало кто связывает агрессивность, истерики, бессонные ночи и перевозбудимость с тем, что и как долго смотрит их малыш. Редкая мама, получая диагноз «гиперактивность», или «задержка речевого развития», сопоставляет это с тем, что с момента рождения ребенка, в доме не выключался телевизор, либо дома были в ходу вперемешку новомодные видео методики «обучения с пеленок».
Ни один здравомыслящий педиатр, педагог или психолог не порекомендует просмотр ТВ младенцам. Нет никаких научных свидетельств того, что телевидение имеет образовательную ценность для совсем маленьких. Мнение физиологов однозначно: категорический запрет демонстрации ТВ-продукции и видеофильмов детям до 3-х летнего возраста (Всемирная Организация здравоохранения). Детям в возрасте 3-5 лет разрешается смотреть «высококачественные детские передачи» не более 30 минут в день.
Загляните в любую книжку про ранее развитие. В основе всех методик лежит полноценное живое общение с родителями, реальный опыт изучения окружающего мира. Как видео картинка передаст ребёнку понимание того что у цветка есть аромат, лепестки, высота, что он может завять, осыпаться и т.д.?
Мир должен быть сначала понят сенсорно, своими руками, по-настоящему. Образ предмета или явления должен быть изучен самостоятельно, в собственном опыте. Только тогда это будет настоящий мир, а не виртуальный с рождения. Малышу нужен его собственный, а не «чей-то» опыт. Глядя на реальный предмет, картинку ребенок свободен - он может смотреть, потрогать, может отвернуться, приблизиться или удалиться, что-то спросить, исправить. С ТВ картинкой всё совсем иначе - она манит и не даёт отвести глаз, навязывает своё представление и лишает радости самому сделать открытие.
Мне понятно почему всевозможная детская видопродукция пользуется такой популярностью.
Ну, во-первых, детям она реально нравиться, многих просто невозможно оттащить от экранов, однако это вовсе не значит, что сидя часами возле телика ребёнок развивает такие качества как внимание, усидчивость и умении сосредотачиваться. Как раз наоборот. Фильмы для малышей, словно клипы или рекламные ролики привлекают своим мельканием сюжетов.
Ну, а во-вторых, «развивающее видео» даёт отдохнуть от ребёнка пусть хоть и на 20 мин. «На планшет, поиграй, оставь меня в покое, не мешай» - говорят многие сами давая гаджет в руки ребёнка. Даже самая любящая мать не откажется от 20 минутного перерыва от забот. Потом 20 минут плавно превращаются в 40 минут, 40 минут - в несколько часов, а потом уже, привыкнув, ребёнок не сможет ни спать, ни есть, ни играть без телика и будет, катаясь по полу в истерике, требовать включить ему ещё и ещё мультков. «Мой ребёнок капризничает и отказывается кушать без мультика» - правда знакомо? Мы берём айпад ставим что-то типа Маши и медведей и ребёнок превращается в зомби слабо ощущающее что он вообще ест и сколько уже съел. Он хочет быстрее прореживать, дабы ничего не мешало ему смотреть мультик дальше.
Чему мы удивляемся, когда наши дети совсем не хотят читать книжки, а героев популярных сказок они описывают по прообразу мультипликационных персонажей? Зачем читать скучные книги, где мало картинок, когда есть телевизор или планшет, где много громких звуков, красок и подвижных картинок?
Но даже если вам удавалось обходиться без телевизора, отправив ребёнка в садик не удивляйтесь что с видео и мультиками его познакомят там. Даже если видео не будет входить непосредственно в арсенал занятий, то уж наверняка многие дети непременно скажут: «Как так ты не знаешь кто такой Губка Боб квадратные штаны»?
Прогуливаясь по детскому магазину я всё чаще замечаю в продаже игровые детские планшеты, компьютеры, мобилы. Производители данных игрушек как бы намекают что чуть ли не с рождения ребёнок должен уметь пользоваться все различными гаджетами, а родители в свою очередь не видят ничего плохо в таких игрушках.
Будущее
Наблюдая за нынешними подростками, я чётко замечаю, что дети, которые с пелёнок сидели на без лимитном доступе к компу, телику и планшетам - имеют проблемы с реальной жизнью. Вместо того чтобы гулять, прыгать-бегать и скакать, радоваться жизни, искать друзей, жить полной жизнью социума, ребёнка не оторвать от компа и виртуального мира. Реальный мир ему не понятен и даже страшен, ему не интересны живые игры и общение с людьми. Идти в гости он может только с планшетом. Обескураженные родители, пытаясь вернуть ребёнка во внешнюю реальность, несутся по детским психологам, а в ответ слышат «Ну где же вы были раньше!»
Отдельной проблемой является так же игромания, которая к слову является формой психологической зависимости, ноги которой так же растут из детства. Многие родители просто отчаиваются в попытках отучить от данного пристрастия. Но чем больше они запрещают, тем агрессивнее становиться ребёнок. Снова тащим ребёнка к психологу, который в ответ задаст вопрос: «Сколько ваш ребёнок проводит времени перед телевизором и что он смотрит». Ответы родителей тоже порой сражают наповал: «Он любит смотреть рекламу», «Его невозможно оторвать от канала, где круглосуточно играют ужасно тупые мультики», «Он не спит, не ест без мультиков, поэтому приходится не выключать телевизор» и т.д.
Общение в сети тоже своего рода является зависимостью для многих современных подростков. Свою потребность в общении намного проще и безопаснее удовлетворять, сидя по ту сторону монитора. Ты, не видя собеседника можешь в любой момент прервать разговор, послать, найти другого друга, сказать, то что в реале не сказал бы никогда, удалить из друзей и т.д. В сети не нужно прилагать душевных усилий! Эмоции выражаются в :) :( смайликах и картинках.
Наши малыши не вечно будут малышами. И совсем скоро им предстоит научиться общаться со сверстниками, соревноваться, уступать, соблюдать правила чужой игры. Прививая с детства тягу к виртуальному, мы значительно усложняем им их дальнейшее познание реального мира и умении в нем комфортно существовать. Ведь нашим детям тоже когда-то предстоит завести семью, растить детей. Как они будут выстраивать свои отношения и понимать своих детей, если даже со сверстниками контакт найти не могут?
Так что же теперь вообще никакого телика до совершеннолетия?
Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Компьютерные игры, развивающие передачи, добрые позитивные мультфильмы можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжеты.) Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом мы родители должны помогать малышам анализировать происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. После просмотра здоровы было бы обсудить увиденное, что ему запомнилось. Не поленитесь прежде чем что-то показывать вашему ребёнку, посмотреть это самим. Не всё в чьём названии есть БЕЙБИ чего-то там - есть полезно для мозга малыша. Не нужно думать, что тот, кто выпустил передачу для детей, лучше, чем вы знает будет ли конкретно вашему ребёнку от него польза или нет. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.
Вывод
Никакой даже самый красивый мультик и самая супер-пупер детская передача не заменит живое общение с близкими, не заменит рисование, чтение книг, прогулки, спорт, развивающие игры. Именно это делает жизнь малыша яркой, наполненной -настоящей, а не фейковой. Дети открывают культурный смысл окружающих вещей только вместе с нами взрослыми и именно мы настраиваем ребёнка на человеческое восприятие мира и делаем этот мир для них волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. Я готова вместе со своими детьми строить их мир и помогать открывать им всё новые и новые грани реальности. И я уверенна, что в будущем я услышу от них СПАСИБО.
И действительно сложно маленькому малышку объяснить почему ему нужно смотреть 12 месяцев, а не губку боба.
А Вы как-то лимитировано даёте планшетом пользоваться или в свободном доступе когда захочет?