Красноярск и красноярский Cудоподъёмник
СибирьОтличная статья «Красноярск и красноярские "Столбы" с высоты» с превосходными фото городских пейзажей, мест отдыха, мостов, аэропорта и Красноярской ГЭС
озадачил меня отсутствием шлюзов. По этому решил создать отдельную статью посвящённую судоподьмнику Краснояркой ГЭС, который заслуживает на мои взгляд внимания .
Красноярский судоподъёмник - уникальное гидротехническое сооружение, позволяющее судам преодолевать разницу в уровнях воды ниже и выше Красноярской ГЭС, на реке ЕНИСЕЙ.Не имеет аналогов в России, так как на всех гидростанциях используется другой способ преодоления плотины: шлюзование. Относится к типу наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой.
Спуск судоподъемника в нижний бьеф плотины Красноярской ГЭС для приема судна
Начало погружения судоподъемника в нижнем бьефе плотины Красноярской ГЭС для приема судна
Заполнение судовозной камеры судоподъемника Красноярской ГЭС для принятия судна
Судно Енисейского пароходства на подходе к судоподъемнику Красноярской ГЭС
Баржа Енисейского пароходства входит в судоподъемник Красноярской ГЭС
Судоподъемник Красноярской ГЭС готов к приему баржи с контейнерами для подъема
Заведение баржи Енисейского пароходства в судовозную камеру судоподъемника Красноярской ГЭС
Буксир-толкач Енисейского пароходства «РТ-701» заводит баржу с контейнерами в судоподъемник Красноярской ГЭС
Баржа Енисейского пароходства заведена в судовозную камеру судоподъемника Красноярской ГЭС
Речной толкач «РТ-701» Енисейского пароходства, заводивший баржу в судоподъемник, остается в нижнем бьефе плотины Красноярской ГЭС
Судоподъемник Красноярской ГЭС начинает подъем из нижнего бьефа с баржей Енисейского пароходства
Судоподъемник Красноярской ГЭС с баржей Енисейского пароходства вышел из воды и начинает подъем через гребень плотины
Рельсы судоподъемника к нижнему бьефу плотины Красноярской ГЭС
Судоподъемник на фоне плотины Красноярской ГЭС. Подъем баржи Енисейского пароходства в верхний бьеф
Путь судоподъемника до гребня плотины Красноярской ГЭС
Судоподъемник Красноярской ГЭС с баржей Енисейского пароходства проходит верхнюю точку подъема
Баржа Енисейского пароходства с помощью судоподъемника Красноярской ГЭС поднимается в верхний бьеф плотины
Судоподъемник Красноярской ГЭС поднимает баржу Енисейского пароходства на Красноярское море - путь через гребень плотины
Работа зубчатых колес с гидравлическим приводом на Красноярском судоподъемнике
Судоподъемник Красноярской ГЭС прибыл в поворотное устройство
Судоподъемник Красноярской ГЭС в поворотном устройстве
Судоподъемник Красноярской ГЭС в поворотном устройстве и журналисты…
Судоподъемник Красноярской ГЭС спускается в верхний бьеф плотины
Рельсы судоподъемника Красноярской ГЭС
Судоподъемник Красноярской ГЭС с баржей Енисейского пароходства опускается в верхнем бьефе плотины
Буксир «Краснотуранск» Енисейского пароходства забирает баржу с контейнерами из судовой камеры судоподъемника в верхнем бьефе плотины Красноярской ГЭС (Красноярское море)
Обычно, для преодоления судами ГЭС строятся шлюзы, которые опускают или поднимают суда из верхнего бьефа в нижний. Но в случае с Красноярской ГЭС решено было строить не шлюзы,а судоподъемник. Почему?
Красноярская плотина высотой 124 метра, сразу ниже плотины на левом берегу - скалы,на правом - город Дивногорск, долина реки Маны… По расчетам, оказалось, что строительство судоходных шлюзов невыгодно из-за большого перепада высот - в случае строительства цепочка шлюзов растянулась бы почти до Красноярска (40 км от плотины ГЭС).
Тогда родился вот такой проект. В итоге, судоподъемник поднимет судно на высоту 104 метра,чтобы «перебросить» его через плотину. Общая длина пути - полтора километра.
Строительство судоподъемника начато в 1970 году. Опытная эксплуатация началась в 1976 году. После выполнения доводочных работ и приемки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъемник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации.
В советское время подъемник работал с начала навигации на Енисее весной до ее завершения осенью. Однако сейчас из-за падения грузооборота подъемник работает лишь один месяц в году,с 1 сентября до 1 октября, когда начинается вывоз сельскохозяйственной продукции с верховье Енисея, из Хакасии.
Тип судоподъемника - продольно - наклонный, двухскатный, с поворотным устройством,с самоходной судовозной камерой, заходящей в воду обоих бьефов.
Одной из определяющих основ сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах: в верхнем 13,0 м, в нижнем - 6,5 м.
Судоподъемник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются на железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные,вспомогательные - из алюминиевых сплавов. Судоподъемник оснащен автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.
Способ транспортировки судов - на плаву, при глубинах воды в камере до 2,2 м
Максимальный напор - 98,0 м
Грузоподъемность расчетного судна - 1500 т
Судовозная камера:
- полезные габариты -длина - 90,0 м
- ширина - 18,0 м
- глубина - 2,2 м
- общие габариты -длина - 113,0 м
- ширина - 26,0 м
- максимальная высота - 20,0 м
- масса камеры (без воды) - 4500 т
- с водой и судном - 8100 т
- привод - электрогидравлический
- количество тележек - 78 шт.
- количество опорных колес и гидромоторов - 156 шт.
Поворотное устройство:
- диаметр - 106,0 м
- угол поворота -140о
Судовозные пути:
- ширина колеи - 9,0 м
- общая длина - 1510,0 м
- продольный уклон - 1:10
Скорость передвижения из одного бьефа в другой - 20 метров в минуту.
Комментарий от пресс-службы Енисейского речного пароходства на нашем форуме при обсуждении данного сооружения.
«…Насчет экономической эффективности подобного сооружения (зачем его вообще нужно было строить).
Вообще-то, дело происходило в совсем другой стране, с другим уровнем развития экономики,другим типом хозяйствования, и главное, в стране с существованием долговременных планов и мощных инвестиций в промышленность.
Поэтому в принятии решения о строительстве специального сооружения по преодолению судами плотины Красноярской ГЭС (для Саяно-Шушенской же, например, не строили ничего) сыграли роль следующие главные факторы:
1. Существовавший в то время интенсивный грузопоток между центром и югом Красноярского края,связанный с активным промышленным развитием, развитием с/х и пр. В те годы суда Енисейского пароходства проходили плотину круглосуточно!
2. Строительство Саяно-Шушенской ГЭС. И дело там было не столько в доставке разнообразных грузов, необходимых для столь обширного строительства, сколько в рабочих колесах турбин для этого гидроузла. Они большие, а производство их весьма высокотехнологично. Строили их, как и для Красноярской ГЭС, в Ленинграде. На железнодорожном или автомобильном транспорте они перевозятся только в разобранном виде (иначе снесут все опоры по Транссибу…
Но, если для Красноярской ГЭС Енисейское пароходство без особых проблем доставило сей негабаритный груз (Севморпуть-перегрузка-Енисей), то с Саяно-Шушенской уже возникла проблема. Поэтому оставалось два варианта:
Для сварки, термообработки, монтажа и пр. рабочих колес турбин Саяно-Шушенской ГЭС создавать специальное высокотехнологичное машиностроительное производство рядом со строящейся станцией.
Строить судоподъемник для прохода Красноярского гидроузла.
Понятно, что второй путь оказался в итоге дешевле и эффективнее, чем создание «разового» машиностроительного производства у подножья Западного Саяна.
Ну и немного по стоимости использования судовладельцами этого уникального сооружения на Енисее.
В период активной навигации на верхнем Енисее (с 3 сентября по 3 октября) подъем судна в Красноярском судоподъемнике для всех судовладельцев вообще бесплатный.
В межнавигационный период стоимость подъема договорная и зависит от характеристик судна. В среднем перевозка из одного бьефа плотины в другой стоит около 63 тысяч рублей.
Впрочем, из около 450 судовладельцев на Енисее, регулярно пользуются Красноярским судоподъемником только Енисейское речное пароходство (для перевозки грузов) и частные владельцы скоростных яхт и катеров (для переброски их на Красноярском море…"