Часть 1, Часть 2
Я не раз писала о том, что воспитание в раннем детстве очень сильно влияет на формирование взрослой личности. В связи с этим хочется отметить один из важнейших пунктов воспитания ребенка, который важно соблюдать с самого его рождения :
1. Никогда не лгать ребенку, ни в чем, даже в мелочах.
Часто родители лгут, чтобы оградить ребенка от плача, истерики ( например, говорят, что доктор ничего тебе не будет делать, когда ведут на укол). Говорите всегда только правду своему малышу, даже , если ему неприятно будет ее слышать ( и что ты завтра пойдешь в садик, и что мама пойдет на работу, и что мы идем на укол).
Ложь, которая спасает нас сейчас от неприятных сиюминутных последствий, в дальнейшем обернется для нас утратой к нам доверия ребенка. А в худшем случае- тем , что у ребенка создается разрозненная противоречивая картина мира, которая разовьет комплекс недоверия к миру, а следовательно, неуверенность в себе. В мире, где слова даже самых близких людей - родителей, не соответствуют действительности, ребенку крайне тревожно и трудно жить.
Забывчивость - это тоже разновидность обмана. Пообещали и забыли. Если вспомнили, что забыли, обязательно нужно так и сказать ребенку, что забыли и что обязательно выполните обещанное. Не следует бояться признаться в этом, это не делает нас слабыми , мы не теряем авторитет. Наоборот , мы показываем своему ребенку пример сильного поступка- не бояться признать свою ошибку или недоработку и исправить ее.
Нужно быть предельно честным со своим ребенком. Такое поведение укрепляет доверие к миру, учит его быть обязательным, дает ему понять, что вы уважаете его.
2. Помнить, что ребенок не делает ничего нам назло просто потому , что это невозможно с точки зрения психологических процессов ребенка ( до 6 лет по крайней мере точно).
Когда я это приняла, я стала совершенно по- другому относиться ко многим действиям ребенка, я перестала воспринимать его как враждебную сторону ( вот он назло мне делает, специально) , а перешла на сторону сына и начала во всех его действиях искать причину ( почему он это делает, что он хочет этим сказать, в чем у него потребность).
Как часто я слышу высказывания мам : " я собираю, собираю игрушки, а он назло все раскидывает" или " я готовлю, готовлю ему , а он специально раскидывает еду, издевается надо мной". Ребенок никогда не будет специально издеваться над самым дорогим ему человеком. Поменяйте свое отношение к ситуации, вы воспринимаете ее со своей колокольни, посмотрите на ситуацию глазами ребенка, ему интересно, он изучает мир, что будет , если кинуть . Порадуйтесь, что ваш ребенок любознателен, предложите ему вместо еды, покидать что- то другое, не тормозите его интерес, а наоборот, развивайте и поддерживайте.
3. С особым вниманием и осторожностью использовать слово " нельзя" .
Для меня это ооочень острый и болезненный вопрос. Когда я слышу от мам часто " нельзя" ( " это нельзя трогать" в магазине, " нельзя трогать чужие игрушки" , " туда нельзя ходить", " так делать нельзя" ), мне очень режет уши.
Слово " нельзя" убивает в детях инициативу, жажду познания, жажду действия. Это особо никак не отражается в детстве, но во взрослой жизни сильно мешает человеку на пути к успеху. Постоянным пресечением действий и желаний ребенка родители устанавливают в подсознании ребенка психологическую программу " не делай , не желай" , а вы понимаете, что такая программа мешает человеку ставить и достигать поставленных целей, добиваться успеха в жизни. Ребенок с такой установкой вырастает робким в своих желаниях и действиях, ему тяжело , например, рискнуть открыть свое дело, проще работать на кого-то спокойно, он даже подумать об этом боится.
Я сама на себе испытываю это, мой папа очень грешил этим и постоянно говорил мне : " это нельзя, так нельзя, здесь нельзя и т. д. И мне приходится сейчас очень долго и тяжело работать над собой , чтобы убрать эту установку.
Поэтому своему ребенку я очень редко говорю слово " нельзя". Сейчас ( ему 3 года), я вообще практически не использую это слово. Я употребляла его , когда он был в возрасте активного познания мира только в случаях, угрожающих его здоровью ( розетки, дороги и т. д.).
В период активного познания ребенком мира, когда он все трогает, дергает, бросает , кидает вместо того, чтобы постоянно отлавливать его и говорить " нельзя то, нельзя се", просто необходимо создать для него среду , где он может все это изучать,( убрать опасные предметы, закрыть розетки, убрать , все , что вам дорого с поля доступа ребенка). Но при этом , это не значит, что нужно поместить ребенка в четырех стенах, где ничего нет или в манеже. У него должны быть развивающие игрушки или безопасные предметы , с которыми он может поводить любые интересные ему манипуляции. Здесь нужно почитать Марию Монтессори, она очень хорошо пишет о создании такой среды.
Я стараюсь, когда мне хочется сказать " нельзя" ( а мне очень хочется, т. к. принципы воспитания родителей откладываются в подсознании ребенка , и папино " нельзя" во мне зудит периодически) всячески пытаюсь заменить его .
Например, когда сын хочет отнять игрушку в песочнице, я не говорю " нельзя брать чужие игрушки" , а говорю: " ты хочешь поиграть в эту игрушку? тогда нужно попросить ее у мальчика. Скажи, можно я возьму твою машинку поиграть?" .
Я никогда не запрещаю в магазине сыну брать что- то с полок ( если ему что- то интересно , пусть смотрит, изучает) просто я сразу объяснила ему , что в магазине мы не можем открывать упаковку и что потом нужно поставить все на место.
Если он берет нож, например, на кухне я не говорю " нельзя брать нож" , а говорю: " осторожно, он очень острый , можно порезать палец".
Если вы хотите остановить какое- то действие ребенка , объясните ему почему он это не может сделать и предложите какую - то альтернативу или скажите , как можно сделать или когда можно это сделать, не не говорите просто " нельзя" и все.