Войти Регистрация
Спорные вопросы
Здесь обсуждаем особенности психологического развития детей разных возрастов. От младенца к подростку. Основная цель - обмен информацией - статьями, ссылками на книги по детcкой психологии и консультации психологов по вопросам воспитания, развития, обучения детей.
2772 участника, 766 вопросов

КАК НЕ УБИТЬ МОТИВАЦИЮ?

Мы, как правило, не формируем положительную или хорошую самооценку у ребенка. На консультативных приемах часто слышишь от детей: «Я плохой», «Я ничего не умею», «Я не могу научиться писать», «Я не читаю». Ситуация пиковая, потому что ребенок, у которого занижена самооценка, ребенок, который чувствует себя неудачником, - это ребенок, у которого убита мотивация к обучению.

В 60-70-х годах в школу пришли шестилетки. Исследования тех лет показывают, что более 96% детей, приходящих в первый класс, имели чрезвычайно высокий уровень именно учебной мотивации, а не только желания общаться со сверстниками, интереса к новой ситуации и т.д. А вот 83% детей, прошедших теперешнюю так называемую дошкольную гимназию, идти в школу не хотят. То есть мы, готовя ребенка к школе, делаем все, чтобы создать КОМПЛЕКС ТРУДНОСТЕЙ.

Отчего возникает такая ситуация?


Чаще всего оттого, что мы ставим перед ребенком неадекватные задачи. Ребенок перед школой не обязан, не должен уметь читать, писать и считать. Но он должен быть ГОТОВЫМ УЧИТЬСЯ учиться читать, писать и считать, как только он пришел в школу, а это разные вещи. Можно сколько угодно «дрессировать» его в 5 лет, но это приведет к формированию неправильного механизма чтения и письма. Если при письме сформировалась «каракуля» вместо буквы, то уроков чистописания может быть сколько угодно, но он так и уйдет в пятый класс с каракулями.

Если у ребенка не сформировано зрительное пространственное восприятие, ему трудно дифференцировать печатные буквы, он путает близкие по конфигурации, переворачивает справа налево или сверху вниз, постоянно теряет строку, вместо «оп» читает «по» и т.д. - значит, не сформированы механизмы зрительного восприятия. И в ситуации, которую порой задает воспитатель или родитель, - читать во что бы то ни стало - ребенок не научится читать: он научится угадывать. «Угадал - не угадал» - это самый порочный механизм чтения.

А ЧТО НУЖНО сделать вместо того, чтобы заставлять часами читать то, что не получается? Нужно взять азбуку на карточках, разрезать каждую букву вдоль и, перемешав пять-шесть букв, давать складывать. Потом разрезать поперек и, опять перемешав пять-шесть букв, складывать. Потом - на четыре части, перемешать и складывать. Так и играть. Как только он научится выделять букву по части, он начнет читать, даже если вы этого не захотите, потому что будет сформирован механизм, который позволит ему осуществлять эту деятельность.

Если мы задаем непосильную задачу, то убиваем мотивацию. Мы должны это очень хорошо себе представлять. С таким ребенком работать в начальной школе будет безумно трудно. Сначала надо будет снять все его зажимы, все страхи, и только потом начнет что-то получаться, потому что одна неудача, к сожалению, всегда тянет за собой другую. Психологи очень хорошо знают: преодолимо только то, что человек сам считает преодолимым. Ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается. Поэтому очень важно не сформировать этот комплекс на этапе предшкольной подготовки.

МАРЬЯНА БЕЗРУКИХ

Комментировать

Комментарии

Дульсинея 2 декабря 2015, 20:13
Россия, Москва

Да, все точно. Но вот что делать с детьми, которые сами рвутся учиться еще до школы? Вспоминаю Толю маленьким, он меня замучивал с читалками, есть дома видео, как в 5 лет он едет в машине и без разбору читает все вывески, смешной такой))) Мам, правильно? Мам, я так прочитал? Нам повезло с д/с, заведующая умоляла родителей на собраниях не водить детей на подготовительные занятия, говорила, что в саду дают достаточно, но родители, как умалишенные таскали детей на эти подготовишки. Я не водила, но в начальной школе Толе было ужасно скучно, он все знал и как итог, он совсем не хочет "работать", мотивации "0". Кстати с почерком у нас беда совсем, но конечно гнобить его по этому поводу не позволила учителям, пытались все время до 5-ого класса, сейчас отстали, а пишет он, как доктор)))) А вообще есть еще другая сторона медали. Я всегда, как раз боялась, что если ребенку говорить, что он не может, не получается, то он может замкнуться, зажаться... и всегда его подбадривала ит.п. И что ты думаешь, Ларис, сейчас он мне отвечает так "если у меня плохие оценки, это не значит, что у меня нет знаний, просто учитель не уважает меня, как личность и не дает высказать собственную точку зрения, злится и ставит мне плохие оценки". Это просто жесть, меня учителя бомбят каждую осень с этими разборками. За лето они от Толи отвыкают, а потом 3 месяца докапываются. В начале декабря уже тишина, они его начинают принимать, а может и понимать. Вот такой у нас товарищ, со своим мировозрением, личность, елки-иголки)))
Ответить
Лариса 3 декабря 2015, 23:54
Россия, Москва

Слушай, явно Толя у тебя индивидуал и талантливый мальчик. Может его в неординарную-интресную школу? в Москве есть уже такие. Мне из Щелково не навозишься, в Москве больше возможностей! А может домашнее обучение? я сейчас активно интересуюсь этой темой. Вот совсем не хочу Варю ни в гос сад ни в гос школу((( прямо казармы и все тут(( весь мир уже давно кричит о новом образовании, а в наших школах казарма!!((( и ничего в ближайшие 50 лет не сдвинется(( хочу в школу Апельсин к Диме Зицеру....

Ответить
Дульсинея 4 декабря 2015, 01:05
Россия, Москва

Он сейчас в отличной школе (Рачевского Е.Л), я же его перевела после началки, в принципе довольна, но вот бывают издержки. Толю реально трудно сразу принимать, он не простой очень, не будет делать то, чего не хочет(аргументируя), позицию отстаивает всегда, высказывает все в лоб, некоторые учителя считают это хамством. Но боюсь, что они просто не могут найти подход к ребенку и оправдывают таким образом свои промахи. У нас в прошлом году с уч. по русскому не понимание было, точнее у Толи с ней. Когда я пришла в школу(по просьбе классного руководителя), она мне сказала, не стоит волноваться, мы с Толей притираемся друг к другу, он примет постепенно мои правила, а я готова принять его. И ты знаешь, считаю она молодец, они и правда притерлись, даже оценки улучшились. В этом году новая учительница по английскому жаловалась. И опять классный руководитель встрял, пытался взвать меня в школу на разговор с ней. В конечном итоге я пришла в школу в жесткой форме высказала свое отношение к складывающейся не в первый раз ситуации, поставила им в пример русичку и с гордым видом удалилась. Теперь ляпота и тишина, Толю никто не трогает.

Сама программа и методы обучения в этой школе просто замечательные. Всякие ракетомоделирование, видеомонтаж, архитектура и еще масса интересных предметов, очень много проектной деятельности. Толя интересуется наконец то, задерживается(по собственному желанию) после уроков на всякие викторины, доп. занятия, конкурсы ит.д., мне это очень нравится, он наконец то ищет себя.

Но вот бич наших Российских педагогов(не всех конечно), не считаются с детскими чувствами, они почему то считают, что дети должны им подчиняться, вместо того, что бы заинтересовывать и этим привлекать внимание. Обязательно надо защищать своего ребенка, прям как на войну отправляешь. Хорошо, что в этой школе таких единицы.

Ответить
Лариса 4 декабря 2015, 22:32
Россия, Москва

бич(( и не только этот((

Ответить
Лариса 4 декабря 2015, 22:31
Россия, Москва

и правда хорошо!!! Значит по итоге все сложится) Толе очень повезло с мамой и с школой!

Ответить
Дульсинея 5 декабря 2015, 00:58
Россия, Москва

Спасибо дорогая)) Я рада, что ты понимаешь мои усилия, потому что ты сама очень добрый участливый и обожающий своих детей человек, мне как то сказали "а чего ты так пыжишься? другие дети растут, и никто не парится, все равно потом спасибо не скажут". А я не понимаю таких высказываний, зачем тогда рожать? если не готов заботиться, защищать, участвовать в жизни своего ребенка, они мой мир, и не ради спасибо в старости, а сейчас, ради себя. Ой, Ларис, нам надо с тобой уже увидеться))) я видишь простыни тебе какие пишу)))
Ответить
Лариса 6 декабря 2015, 21:57
Россия, Москва

Спасибо большое за такие приятные слова!!! Конечно понимаю! Сама всегда стараюсь и бьюсь для своих деток!! И ты такая же) такое видение семьи и воспитание совсем не мое(( Конечно!! Дети же нам счастье такое дают, такие они наши двигатели по жизни)) надо надо надо!!! сама хочу)) пиши, я только рада)) правда не знаю получится ли до НГ( что то все болеем(( уже точно отказываемся от сада, я до НГ даже выходить с ней не хочу((

Ответить
Дульсинея 7 декабря 2015, 00:20
Россия, Москва

Ну, и правильно! Здоровье Варюшки дороже))

Ответить
Лариса 3 декабря 2015, 23:56
Россия, Москва

прямо реально тошнит от садов и школ(( Варю забрала из сада. Буду искать хороший частный. Может на полдня пока

Ответить
Дульсинея 4 декабря 2015, 01:15
Россия, Москва

Я, честно сказать, и не собиралась раньше 3.5 лет отправлять, нам и место конечно раньше не дадут. Я тут в начале осени думала про сад, но потом выбросила эти мысли из головы. Иммунитет убивать. Да, и психику калечить. У нас сад, про который я в первом комменте писала, не относится к нашему району. Туда ходил мой племянник, потом Толя, надеюсь и Алису туда же пристроить, к заведующей пойду, буду договариваться, "взятки давать", да, что угодно делать, лишь бы взяли. Сад реально хороший, там такие педагоги, заведующая фанат своего дела, все там по уму. А в обычный сад тоже не отдам, уж лучше пусть с бабушкой кукует пока я на работе)))
Ответить
Лариса 4 декабря 2015, 22:37
Россия, Москва

В том то и дело Даша, что у меня никого нет(( сын мега занят в 11 классе, у дочки большая нагрузка в гимназии, папа работает и получается я все время одна с Варей. Бабушка с дедушкой далеко и в силу возраста уже не могут ей заниматься. Очень ее люблю, но и очень устала уже(( надо и здоровьем своим (спиной) заняться. С сентября мы от силы 3 недели отходили( эксперимент не удался(( у меня средняя дочка Полина в год и семь пошла просто отлично, ни дня не плакала, не болела почти, с радостью всегда шла в сад. На второй день спать осталась... так что ребенок ребенку рознь...а сад я вроде один из лучших выбрала...так что мы либо в частный, либо со мной..

Ответить
Дульсинея 5 декабря 2015, 00:48
Россия, Москва

Я конечно понимаю твою усталость, жаль что родители уже не могут помочь, было бы хорошее подспорье. Но ничего не поделаешь. У нас с Толей была первая попытка в 2 и 7, неудачная. Он просто не хотел идти, плакал, две недели отходили, я пришла в сад по-раньше и услышала общение воспитателя с детьми, меня аж мелкая дрожь забила, сына в охапку и бежать оттуда, хотя сад позиционировал себя ой-ой-ой как. И профессионалы, и условия ит.д., а на деле... Я работала тогда и могла позволить себе няню, с няней тоже повезло. А потом через почти год мама встретила ту самую заведующую садом про который выше рассказывала. Вот представляешь, 10 лет прошло, как мой племянник оттуда выпустился, а заведующая маму вспомнила и про племянника сразу спросила, это тоже о многом говорит. Ну, и так в разговоре мама про Толю упомянула, так мы и попали в этот сад. Толя уходить оттуда не хотел, тоже почти сразу на сон остался и все в таком духе. В общем я только о нем и думаю, о саде этом. Но по моим внутренним ощущениям в отношении своих детей раньше 3 или 3,5 им в сад не надо, с Алисой не то что не надо, не могу ее отпустить, боюсь, ну, плюсом конечно помощь моих родителей, если б не это, возможно по другому поступила бы. Я тебе желаю, что бы с садиком все таки сложилось, с хорошим! И ты наконец то занялась собой, это очень важно, нам мамам болеть нельзя))
Ответить
Лариса 6 декабря 2015, 22:04
Россия, Москва

Да, конечно, мне было бы полегче, но они мне двоих деток старших вырастили)) очень много помогали)) лето всегда у них были, прямо все лето) а сейчас уже я им помогаю) живы, рядышком и Слава Богу!! я очень за это благодарна жизни!

Вот и мне вторая воспитательница не нравится(( такая же(( все детей запугивает(( 2-хлеток(( метод у нее такой воспитания(( молодая совсем( я няню совсем никак не приемлю, ну этом оми тараканы так сказать)) хотя согласна бывают очень хорошие!! у меня такая женщина знакомая была, прямо душа человек, но уехала...я бы ее периодически сейчас с удовольствием привлекала...но увы нет возможности..

о многом, ты права, значит человек душой радеет за свое дело! раз помнит

и я боюсь за Варечку...прямо она там, а я переживаю..вот мы наседки с тобой)))

ой, с садиком, не знаю даже..может и в частный до сентября не пойдем..посмотрим..уже ничего не загадываю..

Ответить
Россия, Тамбов

Хорошая статья, я как то наталкивалась на подобное мнение. Я с ним согласна... но что делать с садиком, они сейчас изучают цифры...

Ответить
Лариса 2 декабря 2015, 18:10
Россия, Москва

Наташа, пока наши дети ходят в гос сады и гос школы, НИЧЕГО((( есть другие школы и другие сады, где эти идеи воплощаются в жизнь. Но их единицы и ни одной рядом((

Ответить