Марафон: Дар каждого дня. День 6.
Здравствуйте, дорогие мамы! Надеюсь, что у вас были хорошие выходные и вы отдохнули. Сегодня попробуем разобраться обо всем ли нам надо беспокоиться? И как нам относиться к ситуациям, когда мы бессильны что-то изменить.
На прошлой неделе мы разобрались в приоритетах и выстроили свой идеальный день. Теперь его надо защитить от нападок обстоятельств.
Психологи выделяют две зоны, одна влияет на нас, а на другую можем влиять мы.
1-я зона - Круг забот: то, на что мы не можем влиять (решения властей, реакции других людей, погоду). Не надо о них переживать, расстраиваться из-за этого. В семье мы тоже влияем не на все. Мы не можем переделать взрослого человека. Мы не можем изменить его реакцию. Все мои попытки переделать мужа были неудачными.
2-я зона - Круг влияния. Нужно делать, то что действительно в нашей власти. Это входит в круг нашего влияния. То есть то, на что мы можем влиять (мы можем влиять на свои реакции, свое отношение к ситуации, на свое использование времени, на свой режим дня и на режим дня наших детей. Кроме того, дети до 7 лет, это единственные люди на которых мы можем оказывать педагогическое влияние).
Если находится всегда в своем кругу влияния и активно в нем работать, то удивительным образом круг влияния постоянно расширяется. Я училась в школе - это мой круг влияния. Так как я училась вполне прилично, то со временем я смогла спокойно поступить в институт. Мой круг влияния вырос - приобрела хорошую профессию и продвинулась к реализации своего призвания.
С близкими также. Я не могу повлиять на то, чтобы мой муж мыл посуду сразу после еды, но я могу это делать сама и мой пример, удивительным образом, оказывается заразительным. Мой круг влияния расширяется. Если ребенок доверяет мне, то я могу влиять на него, он будет прислушиваться к тому, что я ему говорю. Таким образом, я воздействую на себя, стараюсь не пилить мужа, не кричать на ребенка, но это повышает уровень доверия ко мне, а значит мои слова уже не будут восприниматься как что-то обычное, привычное, надоедливое.
Понимание того, что есть вещи, на которые я не могу влиять, помогают нам по-новому взглянуть на мир. Оказывается, что некоторые явления хоть и вызывают у нас серьезные переживания, но мы не можем на них повлиять. Все что мы можем - это изменить свое отношение к этим явлениям. Это называют проактивностью.
Проактивность: умение выбирать свою позицию и свои реакции, обращать внимание на возможности, на положительное, прежде отрицательного. Мы люди, и у нас есть возможность выбирать свои реакции. Проактивность учит нас не поступать по принципу стимул-реакция. Мне наступили на ногу в метро - я накричала на человека. А учит тому, что между стимулом и реакцией есть зазор. Этот зазор мы и должны использовать, для того чтобы подумать, какую реакцию в ответ я хочу получить. Например, муж опять не вымыл посуду. Первая реакция - высказать ему все что я думаю. Зазор - если я ему опять все выскажу, то он опять замкнется в себе, и посуду не помоет, и наши отношения не улучшаться. Реакция - я мою посуду, так как я это делаю для себя, если от этого хорошо еще кому-то - это здорово! А мужа лучше пойду поцелую.
Задание:
1. Напишите, что входит в ваш круг забот? Т.е. вы не можете на это влиять, но переживаете об этом.
2. Напишите, что входит в ваш круг влияния в данный момент жизни?
3. Бонусное задание: возьмите один пункт из круга влияния и напишите, что вы можете сделать уже сегодня.
До встречи в комментариях!
С уважением, Екатерина Серебренникова.