КонМари 16. Детское
Марафон расхламленияПо моим впечатлениям - самая страшная и бесконтрольная категория :)
И по какой-то странной причине Мари эту тему не затрагивает ВООБЩЕ.
То есть дети есть, детские есть, а что там и как происходит - магия :) А у нас эту тему нельзя не упомянуть - дети есть у большинства, и чаще всего их несколько :)
В "детской комнате в вакууме" должно присутствовать деление на зоны - гардеробная, зона отдыха, рабочая зона, игровая зона.
Про гардеробную уже было, про зону отдыха в данном случае можно сказать только одно - ни игрушек, ни одежды, ни тем более пластилина в кровати быть не должно. Это уголок, где ребёнок спит и максимум, что там может оказаться - книги для чтения на ночь.
Теперь про рабочую зону. Там водится две категории вещей - то, что используется в процессе и то, что получается в результате.
Начнём с готовых поделок. Даже один ребёнок при правильном подходе может натворить гору всего, и с этим что-то нужно делать :) Понятно, что для родителей это шедевры, но хранить горы шедевров однозначно не стоит. Многие устраивают своеобразные выставки с некоторой ротацией шедевров, после чего они всё равно отправляются в мусор. У меня же система такая - творения показываются, временами "выставляются" на холодильнике и на полке под телевизором, складываются в ящик. Когда ящик заполняется - достаём, отбираем лучшее, сканируем/фотографируем и выкидываем ВСЁ. Случается это примерно раз в квартал, и ребёнок уже совершенно спокойно относится к происходящему - он может показать свои творения бабушкам, он может продолжать творить и не зарастать бумажками. Я не говорю, что моя система единственно правильная. Я предлагаю оставлять только действительно ценное и не хранить то, что можно не хранить - фотография поделки в итоге не сильно хуже самой поделки, а места не занимает :)
С взрослением ребёнка поделки превращаются в школьные тетради, доклады и более глобальные поделки. Про свой метод я писала - после завершения учебного года я собирала всё в кучу и сжигала. Хранить там нечего и незачем, школьные тетради точно никому и никогда не пригодятся.
Пособия и материалы для занятий. В зависимости от возраста ребёнка определяется место хранения этой категории - лет до пяти это может быть коробка, которую ребёнок сам не достанет, после - ящики и полки в рабочей зоне ребёнка. Опять же - выкидываем то, из чего ребёнок вырос или что его совсем не интересует, убираем то, до чего он не дорос, разбираем запасы материалов и составляем список покупок. Продумываем место хранения, соответствующее возрасту ребёнка и условиям в квартире. Главное правило - чтобы было легко убирать на место. Игрушек в этой зоне быть не должно, ребёнку надо привыкать к тому, что есть игры, а есть занятия. Занятия это тоже интересно, но с играми их мешать нельзя.
Игровая зона. Помним, что убрать должно быть легко? Должно быть легко ребёнку, а не двухметровому папе. Самый удобный вариант - невысокий стеллаж и большие ящики.

Когда Свят был маленьким, мы купили высокий стеллаж шириной примерно метр и положили его на бок, и вполне годный вариант оказался :) Сейчас у него три полки в шкафу и прозрачные ящики.
Так вот, к чему я это всё? Порядка не будет без двух вещей - выкидывания ненужного и обеспечения мест хранения нужному. Это - про хранение, теперь про выкидывание.
Наше общество - детоцентричное общество потребления. Как следствие - вещей и игрушек у детей МНОГО и ими обеспечивают не только родители и бабушки, но и вообще все, кому не лень. Их много разных, и только родительская (будем говорить прямо - материнская, папам чаще всего не до того) обязанность - фильтровать это.
Так вот, предлагаю устроить залежам игрушек все круги ада )))
1. Собираем всё в мешки.
2. Даём мешкам отлежаться денёк, детям в это время - книги, поделки, гулянки.
3. Первый этап очистки - всё сломанное.
4. Второй этап очистки - всё плохого качества. Воняющие, плохого качества, лысые куклы и прочая отрыжка китайского производства. Дешёвый пластик сомнительного происхождения опасен для здоровья, а страшные внешне игрушки опасны для психики и чувства вкуса.
Дальше можно уже не выкидывать, а перемещать в пространстве (кладовка, дача, детский сад, друзья, продажа/пристрой)
5. Бесполезные игрушки. Привет киндер-сюрпризам! :)
6. Нелюбимые игрушки. Например набор из сильваниан фемили у меня смотрелся как-то ну очень странно.
7. Игрушки, из которых ребёнок точно вырос. Если ребёнок уже учит буквы и цифры, то ему точно-точно не нужны пирамидка и сортер.
8. Игрушки, до которых ребёнок точно не дорос. Это как правило прилетает от бездетных родственников и друзей, которые очень смутно представляют, что такое ребёнок и что с ним делать. Причём если "не дорос" сильное, например ребёнку года 4, а подарок рассчитан на 10+ (а то и на 12), то я настаиваю на рассмотрении вариантов продажи. Далеко не все игрушки, актуальные сейчас, будут интересны и через 5-7 лет. И если книга со временем не испортится, то разнообразные фербики, конструкторы (те, что на 10-12 лет), роботы и коптеры - вполне.
9. Раскладываем уцелевшее по местам вместе с ребёнком (детьми). Совмещаем приятное с полезным - узнаём точно, что есть и составляем список хотелок.
Дальше, что со всем этим делать. Проводим работу с дарителями! :) Во-первых ознакамливаем бабушек-дедушек-тётушек со списком имеющегося и вишлистом. Проводим беседу например на тему "если ребёнок любит машинки хотвилс, то это не значит, что он обрадуется тому кислотного цвета куску дерьма с рынка за 50р. Скорее он порежет палец о плохо обработанный пластик или траванётся парами от него же". Или там "если девочке 11 и она коллекционирует кукол монстр хай, то это совсем не значит, что она будет пищать от счастья при виде того монстра с того же рынка за 400р". Так что доносим до всех идею, что нужно дарить или что-то из списка, или деньги - иначе с очень высокой долей вероятности кормятся китайцы и мусорное ведро, а ребёнку перепадает только разочарование. Свят просит дарить деньги - даже 100р лучше, чем игрушка за 200. У него глобальная цель - он копит на набор Лего за 30 тысяч. И бабушка понимает, что она может подарить хрень, которая будет выкинута через пару дней или несколько деталек от сложного и интересного конструктора, в который он будет играть и с помощью которого он будет учиться несколько лет. Второй вариант бабушке нравится :)
Дописываю. Отдельно про детские "сокровища".
Да, дети тащат в дом всякую гадость. Палочки, камушки, фантики, кусочки фиг пойми чего, стёклышки и прочий откровенный мусор. И страдают, если этот мусор выкидывать. Проверенный метод предлагаю - дайте ребёнку коробку под эти сокровища. Небольшую, например у меня один такой контейнер отдан:

И пусть в нём эти сокровища живут. Если не влазят - пусть ребёнок сам решает, что выкинуть. Сокровища детям нужны! :)
Ищите подход и берите под контроль ситуацию :)