Суррогатное материнство и радикальный феминизм
репродуктивный трудРадикальный феминизм рассматривает суррогатное материнство как:
- отчуждение результатов женского репродуктивного труда;
- экономический результат феминизации бедности;
- фактический результат символической объективации женских тел и наших репродуктивных возможностей.
Отсюда: суррогатное материнство - это форма патриархальной эксплуатации женщин, существование которой порождается экономическими, политическими и символическими реалиями гендерного неравноправия.
На данный момент существуют разные варианты сочетания генетических материалов для оплодотворения (сперма может принадлежать либо отцу, либо донору спермы, яйцеклетка может принадлежать суррогатной матери или матери-«заказчице», которая не может выносить ребенка, или же донорше яйцеклеток). Вариант, где используется экстракорпоральное оплодотворение яйцеклеток женщины-заказчицы или посторонней донорши, называется «гестационное суррогатное материнство» (суррогатная мать в таком случае становится «гестационным курьером» в терминологии ВОЗ).
Однако до средины 1980-х, когда новые репродуктивные технологии позволили совершать экстракорпоральное оплодотворение, под суррогатным материнством подразумевался в первую очередь вариант, при котором суррогатная мать осеменялась (искусственно или «естественным образом») спермой будущего отца ребенка. Таким образом, ребенок биологически имел родство с суррогатной матерью и отцом-осеменителем, но после рождения биологическая мать теряла на него права, - это то, что на данный момент называется «обыкновенный суррогатным материнством».
Традиция «обыкновенного суррогатного материнства» имеет богатую историю. Из википедии:
Ещё Плутарх описывал ситуацию, напоминающую современное суррогатное материнство: «Стратоника, понимая, что её мужу необходимо иметь законных детей для передачи по наследству его царской власти и не рожая сама, убедила его произвести детей с другой женщиной и позволить ей, Стратонике, принять их как своих родных. Дейотар, восхищенный её самоотвержением, предоставил ей свободу действий, и она, выбрав из числа пленных прекрасную девушку по имени Электра, свела её с Дейотаром, а родившихся от этого союза детей воспитала как своих законных, с любовью и великолепной щедростью».
У древних евреев бездетные жёны прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребёнка от мужа такой женщины (см., например, историю рождения Измаила в Книге Бытия). Но первой на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца.[см. также фабулу «Рассказа служанки» Маргарет Этвуд - прим. Womenation]
У кикуйю вдова, если её возраст не позволяет ей родить ребёнка, который унаследовал бы имущество покойного мужа, от любовника, может нанять женщину, чтобы она родила такого наследника. Такая женщина рассматривается как супруга умершего, поскольку нанята за счет его имущества.
Исторические примеры дают понять, что корнем суррогатного материнства является вовсе не материнство, а отцовство и право наследования власти и имущества по мужской линии. Знакомая нам современная форма патриархата с моногамным (для женщины) гетеросексуальным браком - также проистекает из необходимости в подтверждении отцовства и урегулирования мужчинами их имущественных вопросов.
Суррогатное материнство сейчас - это организованный бизнес по покупке детей в странах третьего мира и продаже их заказчикам из богатых стран. Существуют понятия «репродуктивного туризма» - страны спроса: Россия, Украина, Индия и другие. Индия стала Меккой для тех, кто хочет купить ребенка, так же как и Таиланд стал центром секс-туризма: дешево и доступно (нищета и государственное наплевательство). В Индии есть целые «фабрики суррогатных матерей», цена за доношенную беременность - 8000 долларов, хотя неофициально говорится о том, что сами суррогатные матери получают всего 800 долларов (http://edition.cnn.com/2013/11/03/worl
И возвращаясь к вопросу отцовства: «в России в 2010 году уже была реализована «классическая схема автономного отцовства», которая может применяться мужчинами, не желающими связывать себя узами брака и не подвергая детей риску «раздела». В графе «мать» в данном случае должен ставиться прочерк, отец является единственным родителем». (