Великие женщины
женщины в миреВеликая женщина, прожившая свою жизнь в тени мужа.
- Перевод: Татьяна Керим-Заде
- Источник: «Учебник для женщин, подвергающихся насилию, которые хотят перестать ими быть» (2013), из главы «В качестве эпилога. Памяти Милевы.»
Милева Марич (1875 - 1948) родилась в Тителе, Войводина, на севере экс-Югославии. В возрасте 21 года поступила в Цюрихский Политехникум, в том же году, что и Альберт Эйнштейн, который был на три с половиной года моложе Милевы. Она была единственной женщиной, которая в том году начала обучение на математическом факультете.
Цюрихский Политехникум был тогда чем-то вроде Массачуссетского Технологического Института, так что Милева должна была быть очень компетентной абитуриенткой, особенно принимая во внимание то, что она была женщиной.
Познакомившись, Альберт и Милева полюбили друг друга.
В одном из писем Милеве Эйнштейн писал: «Как я буду счастлив и горд, когда мы наконец добьемся успешного завершения нашей работы об относительном движении (Теория Относительности - прим. автора)». Джон Стейчел отмечает в своей работе «Эйнштейн и эксперимент эфирного ветра» («Einstein and Ether Drift experiments», 1987): «Этот комментарий заставляет нас задаться неловким вопросом о том, какого рода было участие Марич в разработке теории».
Милева провела зимний семестр 1897-1898 гг в Гейдельберге (Германия). В одном из своих писем Эйнштейну она рассказывала об огромном интересе, который вызывает у нее чтение материалов о соотношении скорости движения молекул и дистанции между их столкновениями, тема, ставшая одним из фундаментальных аспектов исследования Эйнштейна по броуновскому движению. Эйнштейн восхищался спокойной независимостью и интеллектуальными амбициями Милевы. Он считал, что ему крупно повезло, когда он её встретил: «Существо, равное мне, такое же сильное и независимое». Позднее, когда Эйнштейн работал над вопросами электродинамики движущихся тел, он неоднократно писал Милеве о Теории Относительности: «наша работа по относительному движению», «наша теория».
Милева забеременела. В 1902 году у неё родилась дочь Лизерль, о которой ничего не известно. Мария Докманович, переводчица писем Милевы, провела расследование, пытаясь выяснить судьбу Лизерль. Скорее всего, девочка была отдана на удочерение через несколько недель после рождения, в 1902 году, чтобы избежать скандала, связанного с рождением ребенка вне брака, который бы сильно отразился на жизненной перспективе Милевы. В связи с этими событиями Милева не смогла сдать дипломный экзамен в институте. Мы можем только представить себе, как трудно было ей возобновить учёбу, и с какой грустью переживала она своё несостоявшееся из-за социальных предрассудков того времени материнство.
Альберт и Милева поженились 6 января 1903 года (почему не несколькими месяцами раньше, чтобы не было необходимости отказываться от дочери?). В браке у Милевы родились двое сыновей - Ганс Альберт и Эдвард. Милева полностью подчинила свои профессиональные достижения профессиональному успеху мужа, работая его ассистенткой. Милева была постоянно перегружена работой для Альберта, что не давало ей развивать собственную научную деятельность, кроме того, она старательно скрывала собственные блестящие способности в пользу научного авторитета мужа. Эта работа не давала ей возможности завершить собственный дипломный проект, тогда как Альберт удовлетворительно защитился.
В 1905 году Эйнштейн опубликовал в номере немецкой Annalen der Physikтри своих работы. Теория Относительности была одной из них. Эйнштейн прославился. Первым человеком, выразившим своё изумление качеством и оригинальностью этих работ, стал Герман Минковский, который преподавал в своё время математику Эйнштейну и отлично знал возможности своего бывшего ученика: «Эйнштейн? Если бы это был Гроссман, или Вегенер, или эта способная девушка, Милева…, но Эйнштейн?…, который прогуливал занятия…» В разговоре с Максом Борном, Минковский сказал об опубликованных статьях: «Для меня это стало совершенной неожиданностью, ведь Эйнштейн всегда был ленив. Его совершенно не интересовала математика».
В биографии Милевы Марич, составленной Дезанкой Трбухович-Гжурич «Im Schatten Albert Einsteins: Das tragische Leben der Mileva Einstein-Maric» (В тени Альберта Эйнштейна: трагическая жизнь Милевы Эйнштейн-Марич), которую цитируют издатели «The Coiiected papers of Albert Einstein», говорится: «Русский физик А.Ф. Иоффе, директор Института Прикладной Физики, впоследствии называвшегося Институтом Полупроводников Академии Наук СССР, в своих "Воспоминаниях об Альберте Эйнштейне" отмечает, что рукописи работ, опубликованных в 1905 году были подписаны "Эйнштейн-Марич". Иоффе, будучи ассистентом В.К. Рентгена, вполне имел возможность видеть рукописи, которые были посланы тому издателем Annalen der Physik для прочтения и составления отзыва, и которые впоследствии были утеряны». Милева значилась соавтором в оригинальной рукописи статьи о Теории Относительности в 1905 году.
На самом деле, Иоффе сказал о рукописи: «Её автором был Эйнштейн-Марити» и добавил, полагая, что это было имя Альберта Эйнштейна: «никому неизвестный служащий из бернского отдела патентов». Иоффе не знал, что Милева к тому времени изменила сербскую фамилию «Марич» на венгерский вариант «Марити». Таким образом, Иоффе мог утверждать о том, что рукопись была подписана «Эйнштейн-Марити» только в том случае, если сам видел её, так как Эйнштейн ни в одной из своих биографий не высказывался на этот счёт.
То, что статьи 1905-го года были подписаны Эйнштейн-Марити следует и из эпизода биографии Эйнштейна, написанной Армином Германом (Armin Hermann): кандидатура Эйнштейна на пост университетского преподавателя на Философском Факультете Бернского Университета (где также преподавались точные науки) была отвергнута, так как он представил как свои опубликованные авторские статьи те, которые были подписаны и именем Милевы (те самые статьи).
После публикации Теории Относительности Эйнштейн неоднократно демонстрировал, что его знания об экспериментах Михельсона-Морли (целью экспериментов, проводимых с 1881 по 1887 год Михельсоном и Морли, было определить скорость Земли относительно теоретической субстанции, известной под названием светоносного эфира) и работах Х.А. Лоренца были достаточно ограниченными. Между тем, знание этих работ и экспериментов было фундаментальным и необходимым для создания Теории Относительности. Нет никаких записей Эйнштейна относительно этих работ, в первом томе «Collected papers», кроме его писем к Милеве, как-будто это было исключительно приватной темой для разговоров с ней. Недостаточное знакомство Эйнштейна с экспериментами Михельсона-Морли и Лоренца делает вполне логичным предположение о том, что именно Милева Марич была экспертом в этой области, и что она поставляла мужу необходимую информацию, а значит, что она так же, как её муж, могла быть автором Теории Относительности.
В тот же период Эйнштейн пишет отцу Милевы: «Я женился на Вашей дочери не из-за денег, а потому что я люблю её, потому что нуждаюсь в ней, потому что она и я слиты воедино. Всё, что я сделал, всё, чего я добился, стало возможным благодаря Милеве, она является для меня гениальным источником вдохновения, моим ангелом-хранителем, защищающим от пороков. Без неё я бы не начал мою работу и уж тем более не закончил бы её» (Trömel-Plötz, 1990).
Кристофер Бьеркнесс, американский научный историк,написавший шесть книг об Эйнштейне и о Теории Относительности, в книге «Альберт Эйнштейн - Неисправимый Плагиатор» (2002) говорит: «Совершенно очевидно, что Альберт Эйнштейн не был единственным автором рукописи 1905 года о "принципах относительности". Его жена, Милева Марич, могла быть соавтором или единственным автором работы. Хотя работа была представлена в начале либо как соавторство Милевы Эйнштейн-Марити и Альберта Эйнштейна, либо как труд Милевы Эйнштейн-Марити, имя Альберта стало единственным, под которым работа была в конце концов опубликована.
Милева и Альберт и раньше выступали соавторами в научных работах, и Альберт тогда высоко ценил сотрудничество Милевы. Г-жа Сента Трёмель Плёц (Senta Trömel-Plötz) представила обширные письменные источники, в которых видно как бессовестное присвоение Альбертом труда Милевы, так и её молчаливое подчинение».В письмах друзьям Эйнштейн хвастал: «С женой я обращаюсь как с прислугой, которую не могу прогнать». В письме Милеве, датированном 1914 годом Эйнштейн излагает ей свои условия семейной жизни:
«1. Вы будете следить за тем, чтобы
- моё нижнее и постельное белье было чистым и содержалось в порядке
- мне подавали еду три раза в день в моем кабинете
- моя спальня и кабинет содержались в чистоте и порядке, и чтобы никто, кроме меня, не прикасался к моему рабочему столу
2. Вы откажетесь от любой связи со мной, кроме той, которую необходимо поддерживать на людях. В особенности, Вы не будете претендовать на то, чтобы я
- оставался с Вами дома
- сопровождал Вас в поездках
3. Вы должны будете торжественно пообещать, что
- не будете ждать с моей стороны никаких чувств и не будете упрекать меня за их отсутствие
- будете отвечать мне тотчас же, как только я обращусь в Вам
- беспрекословно покинете как мою спальню, так и мой кабинет по первому моему требованию
- не будете очернять меня перед детьми, ни словом, ни делом»
Текст опубликован в Le Monde от 18 ноября 1986 года.
Ко времени написания «требований к совместной жизни» Эйнштейн уже состоял в связи со своей двоюродной сестрой Эльзой, которая была моложе Милевы.
В книге «В тени Альберта Эйнштейна…» говорится: «Издевался ли Эйнштейн над Милевой только психологически, или же имели место и побои? Этот вопрос возникает на основании дневниковой записи Лисбет Хёрвиц (Lisbeth Hurwitz), дочери одного из приятелей Эйнштейна, из которой можно сделать вывод по крайней мере об одном эпизоде физического насилия над Милевой. Кроме того, Ганс Альберт упоминает о том, что его отец применял к ним с братом физическое насилие в воспитательных целях».
Милева и Альберт с 1914 года стали жить раздельно, а в 1919 году развелись, - тогда же Альберт женился на Эльзе Эйнштейн Ловенталь.
Милеве присудили опекунство над детьми. К договору о разводе был добавлен пункт о том, что Эйнштейн обязуется выплатить Милеве сумму любой Нобелевской Премии, которую ему могли бы присудить в будущем. Это соглашение держалось Эйнштейном в секрете в течение долгого времени. Можно представить себе как Милева, по горло сытая ложью и подчинением, говорит бывшему мужу: «Или ты отдаешь детям и мне деньги, которые получишь в качестве премии, а себе оставляешь славу, или я расскажу всем правду».
После развода Эйнштейн полностью прекратил общение со своим сыном Эдвардом, больным шизофренией. Милева в одиночку заботилась о нем в течение всей жизни. Когда она была при смерти, Эйнштейн поручил старшему из сыновей, Альберту, чтобы тот написал «своей умалишенной матери» о том, «чтобы она ни о чём не беспокоилась. В том числе, об Эдварде». После смерти Милевы Эйнштейн поместил своего младшего сына в психиатрическую лечебницу, где тот и умер. Отец не навестил его ни разу.
Годы, проведенные в браке с Милевой, были самым плодотворными годами Эйнштейна. После 1914 года его физика становится консервативной, прекратились исследования научной литературы, иссякли новаторские идеи, подобные Теории Относительности. Исследователи полагают, что творческие идеи принадлежали Милеве, и что когда та исчезла из жизни Эйнштейна, исчез и его гений. Физик Эван Харрис Уолкер (Evan Harris Walker) считает, что автором основных положений теории относительности была Милева.
Мария Докманович представляет Милеву в её биографии «как настоящую сербскую женщину, которая шла на всё, чтобы угодить мужу», как воплощение литературного мифа о том, как женщина приносит в жертву себя в порыве романтической любви: «Милеве никто не верил, но она сыграла первостепенную роль в научной работе Альберта». Милева провела большую часть жизни, погружённая в характерную для Стокгольмского Синдрома романтическую фантазию о собственном единении и слиянии с мужем, отрицая и скрывая от себя Эйнштейна-абьюзера. Она не позволяла себе думать о том, что её муж подвергал её издевательствам и присвоим себе авторство её интеллектуального труда. Милева отказывалась слушать тех. кто говорили ей об этом. Когда в 1929 году её спросили, почему она подарила авторство Теории Относительности Альберту, она ответила: «Мы с Альбертом являемся Ein Stein», что означает буквально «одним камнем».
«Я разделяю с д-ром Стейчелом его беспокойство по поводу жестокого обращения, которому была подвергнута Милева Марич. Но в отличии от д-ра Стейчела, я считаю, что автором этого жестокого обращения, возможно даже физического, был Альберт Эйнштейн. Я мог бы привести примеры одиозных и мизогинных диатриб Эйнштейна или представить доказательства его подлого поведения, его халатного отношения к семье, его жестоких публичных кампаний против Милевы Марич.»
Кристофер Бьеркнесс «Ответ на критику Джона Стейчела»
В 1987 году были опубликованы письма Эйнштейна Милеве. Большинство их относилось к последнему периоду их отношений, многие письма, относящиеся к началу их отношений, были уничтожены Эйнштейном. В 13 из 43 писем Эйнштейна к жене говорится о её работах или о соавторских работах. Эйнштейн никогда не объяснил, как ему пришла в голову идея Теории Относительности.
«Секрет творчества - в умении не разглашать источники» (А. Эйнштейн).
«Я не представляю себе женщину-Галилея, женщину-Кеплера или женщину-Микельанджело» (А. Эйнштейн).
Эван Хариис Уолкер пишет:
«В своих письмах Альберт говорит о "нашей теории" всякий раз, когда речь идёт о теории молекулярных сил и о теории относительного движения. Это упоминание о "нашей теории" отсутствует, когда он разбирает другие научные идеи. Как минимум, эти две теории стали результатом совместной работы… Я не могу отделаться от впечатления, что база, библиографические исследования и, в особенности, основные идеи теории относительности принадлежат Милеве, а оформление - Альберту. Вычисления и опыты были сделаны совместно… Основываясь на заявлениях самого Эйнштейна, можно найти достаточно оснований, чтобы, следуя современным понятиям об интеллектуальной собственности, признать за Милевой соавторство Теории Относительности… В настоящее время мы не считаем нормальным, чтобы кто-то сотрудничал с другим человеком на протяжении всего времени создания научной работы, признавал бы выгоду, которую приносит ему это сотрудничество, использовал бы труд другого человека, призывая его к совместной деятельности и обещая: "ты будешь вознаграждена с лихвой", и не включил бы в конце концов этого сотрудника в число соавторов проекта. К тому же, у нас достаточно оснований предполагать, что роль Милевы была большей, чем сотрудничество: возможно, она была основной создательницей Теории. В любом случае, её знания превосходили знания Эйнштейна, и она была лидером в данном исследовании».
Последствия того, что признанным автором современной физико-математической концепции устройства вселенной может оказаться женщина, а не мужчина, значительны. Эйнштейн представляет собой архетип мужского гения. Его образ стал нарицательным образом рассеянного ученого, слишком занятого своим творческим внутренним миром, которому не должны мешать жена и дети, совершенно неспособные понять его трансцендентную задачу.
Мы можем представить себе миллионы женщин, принесённых в жертву ради триумфа их мужей. Исследовательницы, артистки, женщины-философы, женщины-авторы научных и литературных трудов, которые сперва становятся соавторами, затем - помощницами, а потом - и вовсе бывшими жёнами, забытыми и обманутыми теми мужчинами, которым они посвятили жизнь. Каким смешным кажется нам стереотип гордого своими достижениями мужчины, которому жена в перерыве между мытьём грязной посуды и сменой пеленок царапает на бумажке уравнения, которыми он впоследствие будет щеголять перед миром.
Можно подумать, что подобное происходило в начале ХХ века, но проблема вездесущей гендерной дискриминации сегодня так же остра и актуальна, как и тогда.
В Европе и сегодня навыки и знания женщин-учёных разбазариваются непозволительным образом в результате гендерной дискриминации, согласно Докладу, опубликованному Еврокомиссией 05 мая 2002 года.
Отделение Хельсинской Группы «Женщины и Наука» проанализировала статистические данные тридцати европейский стран по вопросу национальных политик относительно участия женщин в науке. Из этого анализа следует, что хотя в Европе большинство людей с высшим образованием в области точных наук составляют женщины, чем ближе к вершине академической иерархии, тем меньше женщин мы встречаем.
Об истории Милевы Марич и о её возможном (со)авторстве Теории Относительности можно прочитать в следующих исследованиях и публикациях:
- «Albert Einstein - Person of the Century», Time, December 31, 1999.
- «Did Einstein's Wife Aid in Theories?», New York Times, March 27, 1990
- «Did Einstein's Wife Contribute to His Theories?», The New York Times, 27 March 1990, Section C, p. 5.
- «Was the first Mrs Einstein a Genius, too?», New Science, Number 1706, 3 March 1990, p. 25.
- BARNETT, Carol: Comparative Analysis of Perspectives on Mileva Maric Einstein (Tesis Doctoral), 1998.
- BJERKNES, Christopher Jon: Albert Einstein: The Incorrigible Plagiarist, 2002, Internet.
- CLARK, Ronald W: Einstein, the Life and Times, 1973.
- MILICEVIC Dragan: Mileva Maric-Einstein.
- DJURDJEVIC, Maria: Mileva Einstein-Maric (1875-1948) - Hacia la recuperación de la Memoria Cientifica, Universitat Rovira i Virgili. Tarragona
- DOKMANOVIC, Marija: Student's Search for Albert Einstein's Wife and Daughter Illuminates the Theory of Relativety, https://www.mtholyoke.edu/offices/comm/csj/961122/ein.html
- GABOR, Andrea: Einstein's Wife: Work and Marriage in the Lives of Five Great Twentieth Century Women. Viking Press, New York, 1995.
- HIGHFIELD, Roger and CARTER, Paul: The Private Lives of Albert Einstein. London: Faber & Faber, 1993.
- JOFFE, A.F.: «In Remembrance of Albert Einstein», Uspekhi Fizicheskikh Nauk, Volume 57, Number 2, 1955, p. 187. (А. Ф. Иоффе, «Памяти Альберта Эйнштейна», Успехи физических наук).
- KRSTIC, D: «Collected Papers», Natural Sciences, Volume 40, Marica Srpska, Novi Sad, 1971, p. 190, note 2.
- KRSTIC, D: Mileva & Albert Einstein. Ljubezen in skupno znanstveno, Didakta, 1976, 2003. Murska Sobota, Solidarnost, 2002.
- MAURER, Margarete: «Die Eltern» oder «der Vater» der Relativitätstheorie? Zum Streit über den Anteil von Mileva Mari∆ an der Entstehung der Relativitätstheorie«, PC news, № 48, Jahrgang 11, Heft 3, Vienna, 1996, pp. 20-27.
- POPOVIC, Milan: In Albert's Shadow: The Life and Letters of Mileva Maric, Einstein's First Wife, The Johns Hopkins University Press, 2003.
- TRBUHOVIC-DJURIC, Desanka: In The Shadow of Albert Einstein: The Tragic Life of Mileva Maric, 1982 (Primera edicion Usenci Alberta Ajnstajna, Bagda- la, Krusevac 1969).
- TROEMEL-PLOETZ, A.S.: «Mileva Einstein-Maric: The Woman Who did Einstein's Mathematics», Women's Studies International Forum, Volum 13, Number 5, 1990, pp. 415-432.
- WALKER, E.H.: «Ms. Einstein», The Baltimore Sun, 30 March 1990, p. 11. WALKER, E.H.: «Did Einstein Espouse his Spouses Ideas?», Physics Today, Volume 42, Number 2, 1989, pp. 9, 11.
- WALKER, E.H.: «Mileva Maric's Relativistic Role». Physics Today, Volume 44, Number 2, 1991, pp. 122-124.
- WALKER, E.H.: «Ms. Einstein», Annual Meeting Abstracts for 1990, AAAS (American Association for the Advancement of Science), February 15-20, 1990, p. 141.
- WALKER, Evan Harris: The Collected Papers of Albert Einstein, Princeton, 1990.
Я хочу посвятить эту книгу Милеве, всем Милевам прошлого, настоящего и будущего, с надеждой на то, что они откроют новые концепции вселенной и будут признаны, любимы и уважаемы своими товарищами-мужчинами.
Надо признать, что в своё время я выбрала естественно-научную деятельность, чтобы понять Теорию Относительности, возможно, в подражание Эйнштейну. Теперь я понимаю, что в действительности я хотела бы подражать Милеве, но Милеве другого, будущего счастливого и равноправного мира.
Консуэло Барэа, Август 2013