Воспитание.
в свете Живой Этики"
Решила изучить те области, в которые следует направлять внимание ребенка. Тема бесконечная, но уж что нашлось.
Буду рада любым дополнениям!
Чувства. Способности.
«Матери, помните, что дети замечают и сознают больше, чем предполагаете» (МО, 503).
«Обстановка дома также налагает отпечаток на всю жизнь. Не следует думать, что пустота жизни не замечается детьми» Аум, 70
«Всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвященный наблюдательности, будет истинны уроком жизни <… >Для всех чувств нужно составить программу упражнений» МО1, 69
«Нужно от детского возраста учить чувству благодарности не только на языке, но и в сердце, - так возгораются мощные огни», Н, 826
«Только сознание до трёх лет легко вместит общину. Как ошибочно думать, что ребёнку нужно давать его вещи, ибо ребенок легко поймет, как могут быть вещи общими» Об, 102
Упражнения:
· · · «Очень сочувствую методу, применяемому для развития внимательности среди детей. Прекрасно воспользоваться для этого картинами Музея. Многое может быть усмотрено в этих сокровищах искусства» П1,14,12
· · · «Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и все же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть слепоту и утвердить истинное зрение. Дети очень любят такие задания» МО1,69
Астрономия
«Знакомьте детей от раннего возраста с величием Мироздания. Микроскоп и телескоп пусть будут показаны малышам. Еще лучше, если их поведут на обсерваторию, такое зрелище врежется навсегда и даст особое направление мысли. Не нужно опасаться, что дети не поймут показанное. Кроме того, знакомство с телескопом должно начаться раньше школьного возраста. Нельзя не дать малышам самых величественных наблюдений» Н, 663
Упражнения:
· · ·
· · ·
· · ·
Музыка. Цвет. Аромат.
«Следует от малых лет приучать детей усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. В каждом человеке заложена склонность к звуку. но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже пробудет чувство прекрасного» Бр, 292
«В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет, звук и аромат. Кто-то слышит музыку, а для кого-то она просто шум; кто-то видит краски природы и живописи, а для кого-то это только мелькающие цветовые пятна. На ароматы многие не обращают внимания, особенно на те, которые часто встречаются в быту. К ним привыкают, и их влияние на настроение делается неосознанным. Цвет, звук и аромат могут иметь очень сильное воздействие на людей, но при этом надо быть в состоянии воспринять их. (...) Если с детства нас не приучают обращать внимание на краски, звуки и запахи, то мы можем пройти мимо подлинных красот жизни, не замечая их»,
«Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. Она оказывает то же воздействие; она вызывает те же реакции, определяемые тем, нравится нам эта реакция или нет. Возьмите чёрно-белый рисунок. В нём никогда нет того живого элемента, который даёт цвет. Потому что цвет, даже без ассоциации и формы, всё же несёт в себе вибрации жизни. В конце концов, цвет очень близок к музыке, поэзии, звуку и запаху, которые взаимосвязаны»; «Внутренние волны исходят от красок так же, как от музыки». С.Н. Рерих
Упражнения
· · · У М. Монтессори в книге «Мой метод», раздел Музыка нашла интересное упражнение: Ребенку дается 14 колокольчиков (две октавы по семь нот) Первые семь колокольчиков взрослым выстраивается в определенном звуковом порядке в ряд. Ребенок должен сам на слух подобрать и выстроить такой же звуковой ряд из оставшихся семи колокольчиков.
· · · Для подготовки к музыкальным занятиям, развития слухового восприятия и пробуждение акустического внимания и Монтессори есть аналогичное упражнение «Шумящие коробочки».
· · · Водить детей на живые концерты, знакомить с произведениями музыкальной классики. Обратите внимание, в Мск есть
· · · Сознательно подойти к формированию цветовой гаммы, окружающей наших детей. Окружить детей гармонией цвета в одежде, в игрушках, в оформлении детской комнаты. Убрать из обихода все грязные, неестественно яркие, кроваво-красные, коричневые, чёрные и серые краски - это уже будет способствовать охранению детей, развитию в них равновесия, спокойствия, вдумчивости, устремлять их к красоте.
· · · Игра
· · ·
· · · О музыке (и литературе. и истории, и культуре) с позиций ЖЭ - уроки Михаила Казиника (!)
Движение
«Нужно учить детей не только гимнастике, не только ритму, но смыслу экономии движений. Когда поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды»; «Телодвижения человека должны быть осмысленны» МО, 196
Упражнения
· · · «Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, требующие объединенного ритма» П2, 109, 5
Запреты. Образы зла. Образы добра
«Произнесение кощунства должно быть запрещено уже от малых лет» МО1, 658
«Устрашение Богом тоже есть великое кощунство» Аум, 69
«Нужно с малых лет напоминать, что невежество есть зло. Эта древняя истина не усвоена до сих пор» Н, 881
«Нет ничего ужаснее эгоиста и скряги. От этих пороков все вырождение человечеств аи грядущая катастрофа. Самое страшное - это развить в человеке эгоизм и скупость» П1, 23,9
«Если уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов, то и Сокровенные законы бытия могут быть изложены в форме увлекательных рассказов т примеров из жизни всех царств природы» П2, 109, 4
Упражнения
· · · Чтение и разбор с ребенком литературных произведений: «Недаром литература каждого народа увековечила эту страшную проказу человечества в бессмертных типах». П1,23,9 «Правильно, что в Вашей программе уделено большое место детской и юношеской литературе, сейчас это самый насущный вопрос, ибо не только детское, но и все последующее умозрение будет носить отпечаток этих первых и потому неизгладимых впечатлений» П1, 43,2.
· · · Постановка небольших пьес, домашний театр. «Конечно, еще лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес, где сами дети исполняют роли героев», П2, 109, 4.
Мысль, речь
«Главное, нужно развивать, начиная от детского возраста, науку о мышлении». Наука о мышлении – практическая основа памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности. «Если бы часть усилий, затрачиваемых в школах на спорт, уделялась мышлению, то скоро результаты были бы поражающими» П1, 92, 8
«Дети должны уже понять значение краткости и чёткости в словах и в мыслях» Н, 869
Упражнения
· · · «Особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного, и виденного ими. Также обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть прежде всего внимательность».
· · · «Живописание с натуры весьма помогает развить умственную способность удерживать впечатление, а также сосредоточение на мысленном образе» С.Рерих, «Искусство и жизнь»
· · ·
Еще интересное по теме:
Л. Дмитриева "
Л. Дмитриева "
А. Тер-Акопян "Учение Света для детей"
Сибирское Рериховское общество, раздел
P.S. С какого возраста Вы начали водить детей в театры? Как малыши на сцену реагируют? Я и хочу на детский спектакль ее сводить и в то же время думаю, что возраст еще не тот.