О характере и поведении ребёнка.
в свете Живой Этики"<...>
8. Факторы непосредственно предшествовавшего воплощения, влияющие на характер и поведение ребёнка:
а) Все вышеперечисленные влияния, действовавшие в прошлой жизни.
б) Природа той жизни, особенно её удача или неудача. Неудача, беда, трагедия может оставить такое впечатление, что оно вновь проявится и в следующей жизни; обычно это бывает в юном возрасте, но иногда и после.
в) Основные виды деятельности и достижения, которые тоже играют свою роль в формировании характера новой личности.
г) Всякие острые страдания, особенно если они были продолжительными, придадут ребёнку естественную склонность сжиматься от боли и неспособность успешно бороться с ней и даже спокойно смотреть на неё. Ранние годы могут быть омрачены нерациональными с виду страхами. Всех таких детей следует тщательно защищать от переживаний, которые могут пробудить страх, и следует прилагать все усилия, чтобы развить в ребёнке уверенность, чувство безопасности и свободы от нападений на личность. Сверхчувствительность ребёнка к мысли о боли, угрозе боли или самой боли, не следует рассматривать как слабость. Её ни в коем случае нельзя наказывать, но всегда относиться к ней с особой мягкостью и уважением, поскольку по всей видимости страдания в прошлой жизни были столь острыми, что вызвали крайнюю чувствительность к боли. Это один из важнейших факторов воспитания ребёнка дома и в школе, и тем не менее — один из тех, которыми больше всего пренебрегают и даже злоупотребляют. В результате может быть расстроено всё воплощение.
д) Правящее положение, власть над другими, тиранические наклонности и жестокость в одной жизни могут создать очень трудную личность в следующей. В детстве такая личность может проявить нежелание и неготовность сотрудничать в уходе как за своим телом, так и за домом в целом. Большинство таких бунтарей являются порождениями несчастливых обстоятельств и возможностей для тирании, большой или маленькой, в прошлых жизнях, особенно в непосредственно предшествовавшей. В результате "я" оказывается в трудном положении, у него ограниченные возможности для развития и проявления в новой личности противоположных качеств. Эту трудность следует признать и относиться к ней с уважением. Прежде всего ребёнка нельзя запугивать или сурово обращаться с ним, желая "сломить его дух". Тем не менее дисциплина должна быть твёрдой, идеалом здесь будет перенаправление, а не подавление.
е) То, какой была смерть в прошлой жизни. Если она была "естественной", как от старости или болезни, тогда она не будет нести какого-то особого влияния. Но если она была насильственной, это неизбежно повлияет на следующую жизнь. Проявятся определённые врождённые страхи, обычно связанные с обстоятельствами и причиной той преждевременной смерти. Некоторые примеры, связанные с четырьмя элементами, таковы: земля — удушение, погребение или падение; вода — утопление; воздух — высоты, падения, температурные крайности; огонь — сгорание, взрывы, вулканические катастрофы.
Нужно признать, что средние родители за отсутствием ясновидения не могут знать все эти факторы. Однако большинство из них ещё в раннем возрасте становятся вполне очевидными.
Знание этих принципов может послужить руководством и родителям, и учителям, стремящимся выявить самые важные факторы. Как только они будут осознаны, можно будет проявлять такое отношение к ребёнку и такие виды воспитания, какие соответствуют его особым потребностям.
Один принцип, который вытекает отсюда и которого никогда не следует забывать, состоит в том, что хотя дети могут быть непослушны и при необходимости могут подвергаться твёрдым методам воспитания, никакого ребёнка нельзя винить за неблагоприятные черты характера. В общие или временные хорошие или плохие особенности характера ребёнка вносят свой вклад все вышеперечисленные факторы.
Другой основной принцип состоит в том, что развитие в человеке мужества и умения достигать цели вовсе не требует грубости, строгости, жестокости и "ежовых рукавиц" в детстве.
Ребёнок, с которым обходятся жёстко, обычно отсекается от своего высшего я. Потому при развитии характера следует держаться серединного пути. Определённая чувствительность, нежность и естественная доброта должны сочетаться с смелой независимостью и инициативой.
Учение о реинкарнации, которое показывает нынешнюю жизнь как всего лишь одну в последовательности воплощений с многими жизнями впереди и влиянием многих прошлых жизней, это великий ключ, который теософия даёт родителям, учителям, и поистине всем, кто в ответе за детей нашего человечества".
Больше информации здесь: