Ментальная арифметика - что это?
Семейные школыС недавних пор стало популярным необычное для простых граждан словосочетание "ментальная арифметика". Вряд ли среди вас найдется тот, кто не слышал о ней. Наверное, немало кто пытался вникать в смысл этого понятия, но вряд ли многие докопались до сути:).
Поэтому, попытаюсь объяснить более понятно и доступно, что это такое и как используем мы это понятие для себя.
Сам термин "ментальная арифметика" означает ни много ни мало "счёт в уме". Ни к абакусу, ни к китайской грамоте никакого отношения не имеет. Как это ни странно. Ведь наверняка, вы именно так себе и представляли "ментальную арифметику" - с большими китайскими счётами в руках. Да что там говорить, мы и сами часто употребляем это словосочетание именно когда хотим рассказать о наших занятиях со счетами. Почему?
Да всё потому что научить ребенка считать в уме гораздо легче именно начав с абакуса. Почему?
Потому что абакус (японские, кстати, а не китайские, счёты) имеют гораздо меньше косточек, в отличие от наших советских (всего 5 в каждом ряду, а не 10) и их намного легче представить в голове. Соответственно и счёт на них в голове представить легче. А счёт в голове - это и есть ментальная арифметика.
Почему нельзя представить счёт в голове столбиком? Да пожалуйста! Конечно, можно! Как говорится в хорошей песне "можно только представить":) в голове столбик 4986×5699 и получить моментально ответ:))). Лично я не могу, жму руку тому, у кого получилось. А раз не могу я сделать этого, значит не представляю, как научить этому детей с помощью столбика. Вообще, к столбикам у меня отношение особое. Счёт столбиком изобрели для облегчения счета, который уже все понимали и могли делать разными способами. То есть, как дополнение. У нас же в школах счёт столбиком идет как основа всего счета - что в корне неправильно и разрушает весь смысл математики. Берите тогда сразу калькулятор в руки. Ведь счёт столбиком даёт такое же представление о счёте, как калькулятор - это всего лишь метод, техника. Сухая. Без понимания сути. Так же как заучивание таблицы умножения наизусть. Тоже техника.
Математика должна быть живая, ее нужно трогать, экспериментировать с ней: палочки, кирпичики, овечки. Разложить по кучкам, собрать, добавить, убрать, сравнить.
Поэтому когда говорят, что какому-то ребенку математика не нравится, или "не дано" мне всегда хочется ответить: вы просто не умеете ее готовить:).
Абакус мы используем тоже. Но не как основное блюдо, а на закуску, так сказать. Интересно детям видеть, как их палочки чудесным образом превратились в косточки на счетах и несмотря на то, что способы счета на палочках и счетах отличаются - результат совпадает. Значит, можно считать и так - на счетах даже проще. Это быстрее.
Мы не стремимся попасть на передачу "пусть говорят" с детьми, мгновенно считающими в уме, не занимаемся тренировками на счетах часами (иначе это превратится в такую же дрессуру, как со столбиками...), мы просто интересуемся, развиваемся, играем и занимаемся, любим учиться и знаем, что математика - одна из интереснейших наук:))).