Могут ли дети учиться самостоятельно и как к этому прийти?
Семейные школыГоворя о семейном образовании с людьми, которые впервые слышат об этом, часто слышу в ответ: "да мы, вроде бы не против, но у нас нет ни возможности, ни желания учить ребенка самим до 11 класса".
Я тоже не намерена это делать. По этой причине наши дети не учатся в школе). Не представляю себе длинные вечера и бессонные ночи с домашним заданием между глаз))). А поделки или проекты?... Есть вариант пустить все на самотёк - пусть учится по мере своих способностей, но тогда, как учитель, который работал в школе и знает о чем говорит, скажу: можно сразу рассчитывать только на троечный аттестат без каких-либо будущих перспектив. Если ребенок имеет успехи в школе - 99% вероятности, что виной этому прилежные родители. Я к таковым родителям себя не отношу (к тем кто, понимая ненужность процесса, готов во что бы то ни стало следовать указаниям со стороны, жертвовать временем и силами своими и своего ребенка ради какого-то "статуса" школьного хорошиста или даже отличника).
Я больше отношусь к тем смелым оптимистам, которые хотят вопреки общественному мнению, чтобы его ребенок развивался без общественных ярлыков и стереотипов. Именно развивался, а не соответствовал общепринятым нормативам о развитии посредством следования школьной программе и сдачи ВПР.
Истинные показатели развития: прилежание, дисциплина, тяга к новым знаниям, умение самостоятельно добывать эти знания и применять на практике.
Естественно, это не приходит само собой, это нужно привить и взрастить в ребенке, создать трамплин, так сказать. Но это того однозначно стоит, ведь после трамплина - свободный полет по намеченной траектории.
Обозначу три необходимых условия для создания этого трамплина.
1. Чем раньше начать прививать ребенку любовь к познанию, тем лучше.
Среди масс бытует такое выражение: "у ребенка должно быть детство". А смысл такой: играть в планшет, смотреть мультики. Иногда допускают: играть в игрушки и гулять. Вот это детство. Остальное: стряпать с мамой пирожки, помогать по дому, изучать глобус, читать книги, учиться дисциплине - это из взрослой тяжёлой неприятной жизни. Сторонникам данной теории все, что я буду писать дальше не понравится).
Детство - это... Я решила спросить своего пятилетнего сына, что такое детство. И вот что он ответили: детство - это когда дети маленькие играют, учатся, рисуют, кушают, книжки читают, занятия проводят, на тренировку ходят, прописывают... Дальше я устала ждать и писать, скорее всего этот список закончился бы к утру следующего дня. Самым удивительным и, не скрою, приятным оказалось отсутствие в этом списке гаджетов и мультиков. Даже в голову ему не пришло. Видимо, нет детства у ребёнка в том смысле, в каком понимают его взрослые))).
А правда в том, что дети любят учиться, любят строгость, границы, ограничения. И любят это с рождения. Младенцы, с которыми занимаются с самого начала более спокойные, веселые. Ведь вместе с занятиями они получают любовь и внимание. Это же касается дисциплины. Как бы парадоксально это не звучало, но дети любят строгость. Конечно, если эта строгость обусловлена любовью, а не личными амбициями. У детей ярко выражена эмпатия, как говорят в народе: чувствуют людей. Когда дети чувствуют искреннюю любовь и заботу, то строгость воспринимают правильно, даже от чужих людей. Другое дело, когда чужому человеку тяжело любить не своих детей и чаще от него исходит одна строгость, а ещё чаще пустая раздражительность. Это, конечно, разные вещи, не будем их путать.
В школе и в детских садах встречается обычно такая форма "строгости", а воспитание направлено на то, чтобы подстроить детей под себя, ради своего удобства и комфорта. В семьях тоже, к сожалению, такое случается не редко, когда "дисциплина"(ребенок не мешает папе/маме) поддерживается с помощью гаджетов.
В данном посте речь идёт о дисциплине, как о методе организовать жизнь ребенка в благоприятных для него обстоятельствах: ради четкого понимания границ дозволенного, ради его развития и умения взаимодействовать с социумом.
Ещё раз отмечу: ребенок любит учиться, любит, когда родители его контролируют и направляют. Конечно, уровень контроля тоже должен быть адекватным и меняться по мере роста ребёнка: когда младенец начинает ползать и ходить, он находится под неусыпным контролем, когда выбирает себе супруга - нуждается лишь в совете. Поэтому, пока любознательность малыша не сошла на нет, надо ее питать и растить).
В большинстве семей эту любознательность убивают на корню. Каким образом? Приведу простой пример. Мама месит тесто на пирожки, подходит трехлетняя дочь и хочет тоже попробовать. Мама понимает, что это затянется на время и будет иметь последствия в виде грязной дочери и, возможно, не таких красивых пирожков, и говорит: иди поиграй/мультик посмотри, подрастешь - будешь стряпать. Ещё пример: сын спрашивает у папы как работает стиральная машинка. Папа смотрит в этот момент телевизор или читает наиважнейшие новости в одноклассниках и отвечает что-то типа: в школе объяснят, сам не знаю - чудеса науки, или "да, сынок, вот до чего техника дошла".
Таких примеров миллионы, каждый день они встречаются у всех, даже у нас. Так и происходит постепенное умирание любознательности у детей, а школа вконец вырывает последний едва живой корешочек.
Итак, первое, на что хотелось бы обратить внимание - приветствуйте, развивайте любознательность, отвечайте на вопросы, читайте книжки и занимайтесь с детьми с самого первого дня их жизни. Пусть сначала это будут добрые слова, зарядка, обнимашки:), молитвы, объяснения, беседы. Это важно, не жалейте на это времени. Пусть лучше пол будет грязным, но ребенок будет удовлетворён (в правильном смысле, я не имею ввиду баловать малышей).
2. Дисциплина - самое главное, дисциплина прежде всего!
Когда-то в молодости я участвовала в театральных постановках и у одной из них был сценарий об инструментах, которые работали в мастерской. Пила пилила, рубанок брал по поверхности, винт смотрел вглубь... Это все, конечно, о человеческих характерах. Руководил процессом молоток, который говорил: дисциплина самое главное, дисциплина прежде всего!
Тогда эта сценка и эти слова вызывали у нас смех и веселье, но спустя годы, пришло понимание смысла этих слов. Дисциплина - это даже важнее мотивации. Мотивация зависит от нашего настроения, желаний, возможностей, а дисциплина - твёрже и действеннее. Люди склонны к лени: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь... А ещё, когда наша жизнь донельзя полна заботами и переживаниями, то надо же хоть дома как-то расслабиться. А детей и подавно не нужно напрягать, успеют ещё хлебнуть... Тоже известная и в корне неправильная позиция. Не приученный прилагать усилия человек как раз и будет страдать и уставать всю свою жизнь. И воспринимать эту самую жизнь как тяжкий крест.
Те же, кто с детства приучен к дисциплине и усидчивости умеет правильно расставить приоритеты и планировать свое время. У такого все разложено по полочкам, все спорится в руках и даже в труде он находит покой и свое счастье. Я не из таких людей,к сожалению, я только учусь. Но хочу, чтобы мои дети учились вместе со мной. Ведь чем раньше они это освоят, тем проще им будет потом.
Необходимый минимум для спокойного успешного семейного обучения, когда ребенок учится самостоятельно - это способность ребенка дисциплинировать себя.
Начинается это, конечно, со способности родителей дисциплинировать (да и вообще воспитать) своего ребенка. Когда ребёнок приучен садиться за занятия на столько, чтобы пройти тот минимум, который ему необходим. Когда он умеет разбираться со своими "хочухами и нехочухами", прилагать усилия. И чем раньше вы начнёте это воспитывать в ребенке, тем легче, лучше, гуманнее это будет для него. Заблуждаются те, кто считает: до семи лет вообще напрягать его не буду. Хочет бегать - пусть бежит. В семь лет таким детям гарантирован либо стресс (если его отдадут в школу), либо крайняя степень сложностей при СО. Все проблемы, которые могут постичь семейников, встретят таких детей. К сожалению, не по вине их самих. Приучайте детей спокойно сидеть и слушать вас, когда вы читаете им, объясняете что-то, молитесь. Если вам говорят, что ваш ребенок гиперактивный, скорее всего он просто не дисциплинирован. Есть и хорошая новость - все в ваших руках.
3. Обязательно находите способы для применения знаний и навыков ваших детей.
Устраивайте викторины, конкурсы, разгадывайте кроссворды, головоломки, устраивайте квесты, проводите опыты, эксперименты, обучайте бабушек и дедушек, играйте в интеллектуальные настолки.
Знания, приобретенные и накопленные, но не используемые стираются из нашей головы. Чувствуя бесполезность этих знаний ребенок со временем теряет всякий интерес и желание приобретать новые знания. Поэтому делайте все, чтобы сохранить и приумножить. Участвуйте в олимпиадах и конкурсах, придумывайте проекты и ищите аудиторию для реализации этих проектов. Мотивируйте детей и это сторицей окупится. Примененные на практике знания - это как добрые семена, они принесут много плода.
Лизу, свою старшую дочь, я начала обучать в раннем детстве. Ненавязчиво и дозированно, но регулярно. Приходилось дисциплинировать (да и до сих пор приходится), заставлять напрягаться. На днях ей исполнилось восемь лет. Больше года она обучается самостоятельно. Я только проверяю периодически ее знания и направляю дальнейший процесс обучения с помощью новых книг, игр, заданий. Мы не следуем школьной программе, мы следуем развитию ее мозга, "кормим" ее любознательность и интересы. К слову сказать, аттестацию мы сдаём, но никогда к ней не готовимся. Сейчас она сдает второй класс, но так как для нее там сложного ничего нет, решили сдать и третий. Переступить, так сказать границу комфорта и приложить кое-какие усилия.
Кроме того, она уже сама ведёт занятия для группы семилетних детей (и
пятилетнего брата), учится объяснять, заинтересовывать. Она любит рисовать, делать поделки, оригами, постоянно что-то мастерит. То есть, при правильном воспитании, вдохновении и мотивации самостоятельное обучение ребенка легко возможно уже в семилетнем возрасте - то есть с самого первого класса. И это не миф. Это реальность. Кто знает нашу Лизу с удовольствием подтвердят мои слова.
Надеюсь, с младшими детьми у нас получится тоже ))), в любом случае есть Лиза, которая любит объяснять и учить))). Так что младшенькие в надёжных руках.
Семен Гримсаунд
Можно учиться самостоятельно по видео курсу - это очень удобно и выгодно.
Уроки на гитаре от Сергея Ковалевского !
Первый урок - БЕСПЛАТНО (по Skype)
Камертон и метроном - в подарок
Правильная постановка рук и техника
Освоение аккордов и подбор песен
Игра песен любимых исполнителей
Эстрадный курс - 3 месяца и результат
ПОДРОБНОСТИ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ САЙТЕ : https://сергейковалевский.рф
20.10.2020
Ответить
Дарья Ефремова
Конечно могут, но для домашнего обучения очень важна организованность. Как детей, так и родителей. Мы хоть и ушли из традиционной школы, но времени и сил на самостоятельное обучение не нашли. Сами осилили два класса началки. После - перешли в алгоритм. Ребенок ездит на очные занятия 2 раза в неделю, все остальное - сам, не без нашей помощи конечно. Нагрузка для нас оптимальная на данный момент. Времени хватает и на школу и на кружки и секции.
10.04.2019
Ответить
Оля
Вот знаешь, всё это хорошо, ты всё правильно пишешь, но... Я категорически против, чтобы ВСЕ учились дома. Ну, нет у большинства родителей к этому возможности и способности. И отношения в семьях разные. И, кстати, очень многие дети учатся самостоятельно и в школе, более того, с удовольствием и интересом. И всё-таки есть ещё хорошие школы. И вот к этому хорошо бы стремиться. Правда, у всех своё понимание "хорошей" школы. Я нашла для дочери, как я считаю, идеальную.
"Индивидуальный подход", мне кажется, даже в семье, где ребёнок не один, а тем более, в многодетной малореализуем.
Я за СО в осознанных, ответственных семьях. И сейчас так и есть, я думаю, в большинстве случаев, т.к. непросто всё оформить, и надо очень хотеть)
Я сама училась в школе, и только сама, и много что изучала самостоятельно дополнительно. То же могу сказать и о своей сестре, и о многих моих друзьях. И Соня сейчас учится так же, я только спрашиваю, сделала ли она домашку. И она дополнительно тоже много чем интересуется сама. И я думаю, твоя дочка ровно так же и в школе была бы самостоятельной. Да, сейчас она тратит значительно меньше времени на обучение, но в школе есть свои бонусы, которые при домашнем обучении не получишь. В нашем случае - это возможность получать знания через дискуссии, споры, рассуждения совместные, когда какое-то правило не даётся, а дети сами приходят к нему через анализ и понимание. Это намного перспективнее, на мой взгляд. На СО это организовать можно, но намного сложнее. Большинство известных мне детей на СО варятся в собственном соку или среди своих сиблингов, которые имеют сходное понимание всего.
Надеюсь, понятно мысль донесла)
05.04.2019
Ответить
Анна
Я, конечно, не люблю очень спорить, но тут прям хочется подискутировать))). Не знаю, с какими СО-шниками Вы имели дело))), у которых все так плохо, явно не с нашей бригадой))).
Во-первых, перейти на СО проще, чем поступить в школу - надо лишь только написать заявление в ДО, даже в школу ходить не нужно).
Во-вторых, про дискуссионные клубы в школах слышу впервые, хотя сама - учитель математики, а в начальной школе - и подавно таких моментов не наблюдала... У Вас немного идеализированное представление о школе, на самом деле там ВСЕ несколько иначе. Даже в дорогих, частных. Некоторым родителям, возможно, для успокоения совести, либо по каким-то другим причинам, хочется доказать, что вот именно ИХ школа уж точно идеальная))), именно поэтому им лучше водить ребенка туда, а не развивать его способности в более свободной обстановке дома. У меня таких подруг уже на счету ровно три (пока, я уверена будет куда больше))): которые прямо с пеной у рта доказывали мне, что вот их школа-то точно супер, и ни в коем случае нельзя туда не ходить, столько потеряешь!!!. Сейчас все три на СО, просто они умеют признаться в своей неправоте ради своих детей))). Одна поняла это после двух месяцев в первом классе, третья только к концу четвертого класса. Если Вы действительно не помогаете учиться своему ребенку, то как максимум с пятого класса гарантированно задумаетесь над СО, поэтому не торопитесь с выводами.
В-третьих, в плане индивидуального подхода готова спорить с Вами до бесконечности. Что ж это за мать такая, которая не умеет чувствовать своих детей, пусть даже их и 20-ть человек. Уж во всяком случае хорошая мама, которая заинтересована в своих детях и их образовании умеет их чувствовать, понимать и направлять каждого индивидуально. Даже те, у кого нет возможности на это, не пострадают. Даже если ребенок полностью учится и развивается сам, он делает это именно ИНДИВИДУАЛЬНО, по своим интересам и способностям. Чего НИКОГДА не сможет дать школа.
По поводу дискуссий и обсуждений - опять не про школу (ещё раз Вас прошу получше узнать школу, поприсутствовать инкогнито на уроках и уже потом делать выводы). Если учитель и пытается провести нечто подобное, в обстановке, где 30 различно воспитанных детей начинают выражать свое мнение, а кто-то просто шуметь - сделать это невозможно. А в старших классах у детей настолько снижена мотивация и интерес к знаниям и к учёбе, что это мнение может выразить в лучшем случае один отличник (который без школы самостоятельно развивается). У нас же как раз наоборот, в наших мини-группах, на встречах семей, чьи дети находятся на СО есть отличные возможности для интеллектуальных игр, дискуссий, обсуждений. Детки все с инициативой, воспитанные и любознательные. Даже в 8-9 классах у них не угас огонек любознательности, даже мне очень интересно с ними общаться. Гораздо интереснее, чем со многими взрослыми.
В-четвёртых, зря Вы так недооцениваете зря потраченное в школе время, если Ваша дочурка как Вы говорите самостоятельная и может учиться сама. Возможно, первый - второй класс не показатель. Хотя и там нагрузка непомерная. Причем нагрузка не ради результата, а ради нагрузки... В старшей школе эта нагрузка становится настолько непосильной, что ни о каких дополнительных интересах и углубленного изучения любимого предмета и речи не идёт. Я, как репетитор и учитель, знаю о чем говорю, потому что занимаюсь с детками из разных школ, и статусных тоже.
Поэтому, я бы хотела попросить всех, и Вас в первую очередь, со всем уважением к личному мнению: не торопитесь делать выводы хотя бы ради вашей дочурки. Подождите, понаблюдайте, и оценивайте все реально и объективно. На СО может учить ребенка и работающая мама, тем более, если она у вас такая умничка!
05.04.2019
Ответить
Оля
У нас программа именно такая, и давным давно уроки проводятся именно так, как я написала. В этой школе есть свои минусы (как и на СО), но они не касаются обсуждаемых в посте вопросов.
Про 5-ый класс логику не поняла вообще.
Я задумывалась об СО в своё время, но конкретно моей дочери лучше в школе.
Про "что ж ты за мать такая"))) Ну, ей Богу, смешно. Мы говорим про тот небольшой процент СОшников или же про всех многодетных? Или вообще про всех родителей? Я вижу много семей, не только многодетных, про индивидуальный подход можно говорить лишь у небольшого процента. Я ещё раз подчёркиваю, речь о большинстве. Грамотные родители - вообще страшная редкость.
"Страшная нагрузка" - это про какую школу? Я понимаю, опять же, что да, много школ, где именно так, и не отрицаю. Но я об этом и написала, что лучше бы школы правильно развивались, чем вставала необходимость в СО.
Да, и если бы везде было так всё просто с СО (просто написать заявление), то не было бы в сообществе про школу столько постов про проблему с этим.
То, что со многими детьми интереснее, чем со многими взрослыми, ещё раз говорит в пользу того, что нельзя всем на СО. Что эти "неинтересные" родители могут дать?
Это не спор. У меня есть хорошие примеры СО, но пока без результата, т.е. дети из этих семей ещё не выросли, не поступили, не построили свою жизнь. Надо смотреть статистику результата, в нашей стране она пока мизерная.
05.04.2019
Ответить
Анна
По поводу простоты перехода на СО говорю, как мама, которая имеет дочь на СО. По факту - это просто заявление в ДО).
По поводу всего остального не буду больше доводов писать, лучше покажет время. Конечно, я не говорю, что всем поголовно нужно СО, неблагополучные семьи -другой вопрос (но тут и школьное образование под вопросом). Я то писала о тех, кто заинтересован своими детьми. Это естественно. Наверное, те родители, которым неважны их дети, такие посты даже не читают. Такие посты (об обучении, о воспитании, о развитии) сами по себе предназначены для заинтересованных родителей. У остальных, думаю, проблемы не только в учебе...
05.04.2019
Ответить
Оля
Вам просто повезло с администрацией школы, вот и всё.
Я не согласна с постулатом, что для тех, кто интересуется своими детьми, лучше СО. Нет. Я вижу, что каким-то детям лучше СО, а каким-то - в школе. Повторюсь, абсолютно уверена, что на данном этапе жизни конкретно моему ребёнку лучше в школе.
Я не знаю, до какого момента у вас продержится СО, будут ли дети учиться в универах (а там тоже объём "ненужной" инфы нехилый), жить в общаге... Скажу про себя - если бы я в студенческие годы не жила в общаге, я бы лишилась одного из самых счастливых периодов в своей жизни. Я не могу сказать, что была поклонницей своей первой школы, но было бы мне комфортней, если бы я училась дома, я не уверена, хотя у меня мама, бабушка и дедушка - педагоги. Хотя, если бы действительно была компания единомышленников, то вполне возможно. Но тогда я бы не встретила своих самых любимых педагогов, которые окупили любые недостатки учёбы в школе (а для меня это были только какие-то несоответствующие моим ожиданиям дети). Возможно, я бы никогда не получала столько удовольствия от решения математических задач, если бы не моя математичка. И русский, в который влюбила меня наша русичка, он никогда не был бы таким полным восторга, если бы я учила это сама. В старших классах я самостоятельно и по собственному желанию перевелась в лицей, и вот там было офигенно. Вот его я бы не променяла ни на какие СО. Нет, я бы не хотела учить информатику самостоятельно и никогда не увидеть ту её красоту, которую мне показал директор лицея, потрясающий педагог. А какие у нас были дети, все с горящими глазами. И педагоги-энтузиасты, которые жаждали давать знания. Это и есть лично моя мечта для моей дочери (исходя из которой я выбирала школу). А не СО, которое я рассматриваю как вынужденную меру в условиях отсутствия адекватных школ и учителей, и чем меньше город, тем выше такой шанс.
Я искренне не понимаю, почему школа - это всегда не индивидуальный подход, я всегда чувствовала, что именно ко мне подходят индивидуально. Я действительно довольна теми периодами своей жизни, и не хотела бы это изменить. Моя дочь счастлива в своей школе, как и большинство её одноклассников и параллелеклассников, об ощущениях которых мне известно. И я вижу, как в эту школу бегут старшеклассники, и как горят у них глаза. Это меня устраивает.
05.04.2019
Ответить
Анна
Администрация школы тут ни при чем. Заявление пишется в департамент образования, а уже он уведомляет школу. Через месяц приходите и просто забираете документы. Так это и происходит. Школа вообще к Вашему выбору отношения не имеет и прав тоже никаких не имеет что-либо делать и как-либо препятствовать.
Я тоже жила в общаге и училась в университете, в одном из федеральных, к слову сказать, коих сейчас не так много. Мои детки, даст Бог, тоже планируют учиться в университете, но который выберут сами, исходя из своих способностей и наклонностей. Любой, который захотят. Ведь у них уже будет любимая специальность и много времени, чтобы иметь возможность подготовиться и поступить без проблем. Чего сейчас нет у школьников, как бы глаза их не горели. Каждый нанимает репетитора, и двоечник и отличник, и даже при этом чаще поступает на платную основу.
По поводу "кучи хлама" в университете Вы не правы, хотя... Смотря в каком университете учились Вы, наверное. В хорошем университете вообще нет хлама, там учат специальности определенной и очень мало отвлеченных предметов (только на первом курсе).
По поводу маленьких городов - большее количество СО-шников именно в Москве. И началось это движение тоже оттуда. А в маленьких городах, как раз-таки страхи, страхи, страхи и воспоминания "своего детства". Хотя в современном мире абсолютно все по-другому. СО - это давно уже не занятия с мамой или приходящей гувернанткой. Сейчас на каждом шагу развивающие занятия, клубы по интересам: робототехника, химия, биология... Где чудесные педагоги (если у вас зависимость от них), увлечённые детишки. Хотя, конечно, мое мнение, что лучший педагог для своего ребенка мама. С появлением интернета, изучать ту же физику, химию, географию, биологию... да все подряд можно с помощью увлекательных научных документальных видео. Ни один педагог не расскажет так об историческом событии, как можно его посмотреть на видео во всем масштабе. А сколько книг и энциклопедий! Когда же на это все выкроить время, учась в школе, делая домашнее задание и посещая две-три секции? Это я и называю сверхнагрузкой.
Вчера мне звонила мама моей ученицы и плакала, что она (девочка -отличница) каждый день в стрессе, потому что не может готовиться в ЕГЭ из-за того, что приходится справляться со школьной программой. Спрашивала, можно ли ее освободить от "ненужных" предметов. Это "ее" , возможно, Вы видите в школе с горящими глазами, как и я (она всегда радостная на занятиях), и только дома плачет в подушку на исходе сил. У каждого свои скелеты в шкафу, а видимость - обманчива
06.04.2019
Ответить
Оля
Я просто ещё раз хочу сказать, что нет в данном случае одного "правильно" для всех. Лично я не хотела бы учить предметы по интернету с видеороликами, вот ни разу. Я хочу, чтобы она видела перед собой людей, которые любят свой предмет и живут им, полных идей. Также я не хочу учить свою дочь предметам, я хочу, чтобы этим занимались профессионалы, как и во многих других сферах. Если она захочет стать программистом, я её научу.
Я училась в очень хорошем вузе, который выбрала сама, да и работаю по специальности с удовольствием до сих пор, но, тем не менее, очень много, что там даётся, в общем-то, имеет отношение к "общему развитию", но не является необходимостью. Даже с учётом того, что я программист, всё равно огромная часть программы по вышке не пригодилась, хотя мне нравится математика, и я с удовольствием решала типовики и пр. То же самое касается истории, истории экономических учений, философии, менеждмента, маркетинга, финансов и многих других, т.е. что-то пригодилось, но это ровно тот процент который при самостоятельном изучении можно было получить быстрее и проще. Аналогично СО. Но это не означает, что там было не здорово, напротив, там было офигенно. Но были и стрессы, конечно. И что?)))
Вот в примере про ЕГЭ, где девочка нашла "своё" - это аналогичная ситуация. Да пусть не учится, пусть получает низкий балл, но ведь это мама её гоняет, разве нет? Если бы дома её поддержали и сказали "забей на остальное", то и не было бы столько проблем. Почему девочка - отличница? Чья это идея? Кому это надо? От медали нет никакого профита сейчас вообще, в разы проще сдать ГТО, а профит в 2 раза выше. Т.ч. пример неудачный, там всё не так просто в семье.
Я писала совершенно о другом. Я не про отличников в стрессе писала. А про тех офигенных старшеклассников, которые сваливают сумки посреди коридора школы, садятся вокруг и обсуждают, какое мероприятие новое придумать, забрасывают друг друга идеями, на них смотреть приятно, прямо душа рвётся туда же.
06.04.2019
Ответить
КатоФей
Автор пока тоже теоретик без результата, тк дочка ее на СО всего лишь во втором классе. А простыни , посвящённые СО она пишет регулярно, как будто имея студента престижного ВУЗа ( или просто хотя бы ВУЗа), проучившегося все 11 лет на СО.
12.04.2019
Ответить
Анна
Такой "теоретик", с огромной практикой в преподавании и опытом работы в школе и репетитором. Но куда уж мне до вас - человека с резиновой уточкой на аватарке!)))))
13.04.2019
Ответить
Оля
Я думаю, таких людей, у которых дети после СО уже поступили куда-то, да и к тому же окончили, живут себе счастливо и преуспевающе, в нашей стране единицы, если вообще есть. Не такое уж давнее течение.
13.04.2019
Ответить
Оля
Настойчивые везде плохо. В данном случае, я считаю, не просто нельзя, а категорически нельзя всем на СО.
У меня есть пример вынужденного СО (по состоянию здоровья). И хотя у этого человека было в итоге два высших образования, и он стал депутатом, но его суждения всегда были далеки от реальности, т.к. именно реальной-то жизни он и не видел, только положительное и правильное, которое предлагали ему родители. И хотя в целом, для человека его должности такие понятия были полезны для людей, от него зависящих, сам он был глубоко несчастным человеком. Пример второклассницы, конечно, не может быть показательным в данном случае.
13.04.2019
Ответить
КатоФей
Кроме того, у автора трое. Смоделировать ей ситуацию, когда все трое будут школьниками- старших, средних и младших классов одновременно. Но если при таких обстоятельствах ( а, может , ещё раньше) наш автор « сдуется», то здесь она, конечно же, в этом не признается)))
13.04.2019
Ответить
Оля
Ой, да это неважно. Ну, даже если "сдуется". А может, и организует. Ведь учили же как-то дворянских и царских детей какое-то время. Главное, чтобы дети в итоге счастливые получились, а себя не загнала. Всем же понятно, что не будет массового СО.
13.04.2019
Ответить
Надежда
Добрый день!
Мой сын тоже на СО. Официально он в 1 классе, фактически выполняет задания по некоторым предметам из 3 класса, интересуется географией и историей ( которая в начальной школе не изучается). И у нас результата тоже нет, все еще в процессе.
И то, что Анна или я, пишем "простыни" по поводу СО, так мы же никого не уговариваем, просто делимся опытом.
И еще добавлю, что не все, кто проходит школу поступают в университеты или институты. И не все люди, поступившие в университет и даже закончившие его, становятся счастливыми.
11.05.2019
Ответить
Надежда
Оля, добрый день!
Добавлю свои 5 копеек: я знаю многих, для кого переход на СО - просто написать заявление в органы местного самоуправления. Даже знаю тех, кто не как мы в 1 класс сразу на СО, а те, кто проучился там ни год и ни два, написали заявление в органы местного самоуправление о переходе на СО и забрали личное дело из школы.
И еще по поводу школьных программ советую посмотреть это видео. Мальчик рассказывает, какую информацию им льют на светлые головы. Там совсем немного, но можно уловить суть, что в головы наших детей загрузят "нужную" информацию, вопрос в другом: в чьих интересах будет эта информация. Если сейчас на уроках литературы и истории творится такое, то родители быстро задумаются об альтернативе.
11.05.2019
Ответить
Оля
Надя, я не спорю. Я ещё раз говорю о том, что это не для всех. Не для всех детей и не для всех родителей. И не нужно это так преподносить, что это лучшее. Вовсе нет. Есть хорошие школы. И есть абсолютно неадекватные родители. И даже есть адекватные, но которые не могут ничему научить ребёнка, потому что не знают сами ничего. Ты же ведь не считаешь, что родители вкладывают в голову детям только правильную информацию?
Вот вопрос к тебе. Если взять и объективно оценить даже тех, кто пишет на бб, какой процент мам, по-твоему, способен организовать своему ребёнку достойное образование на СО?
11.05.2019
Ответить
Надежда
Оля, поняла.
Я тоже каждый раз пишу у себя в дневнике, что у каждого свой выбор. И каждый родитель делает правильный выбор, не зависимо от того, что он выбирает: школу или СО. Мы же всегда руководствуемся своим опытом, своими возможностями. Все мы разные, поэтому и решения разные.
Оля, про тех, кто пишет на бб говорить не возьмусь: я их живьём не видела, а написать они могут всякое. Поэтому назвать тебе процент тех, кто способен организовать СО не смогу.
Но у меня есть несколько примеров семей, живущих по соседству, которые бы лучше не занимались никаким обучением своих детей, т.к они на столько неуравновешенные люди, что при малейшем отклонении поведения ребенка, ведут себя неадекватно.
Опять таки, можно СО организовать по-разному:
Начну с худшего варианта:
1) перенести школу домой и начать играть в учителя и ученика.
2) организовать образовательно -развивающую среду для ребёнка.
3) нанять репетиторов.
4) устроить ребенка в он-лайн школу или в семейный класс.
И для всех этих вариантов от родителей понадобятся разные вложения, как финансовые, так и собственные моральные, интеллектуальные и временные затраты.
12.05.2019
Ответить
Оля
Я понимаю это всё. Но считаю, что не все школы - Зло Вселенское. А СО - не ответ на все вопросы. На мой взгляд, если родители вообще задумались о том, как и где будет учиться ребёнок, если им важно, ЧТО он изучает, это уже победа.
13.05.2019
Ответить
Надежда
Анна, добрый день!
Мой сыну 8 лет, он тоже на СО.
Вы пишете: "Что ж это за мать такая, которая не умеет чувствовать своих детей, пусть даже их и 20-ть человек. Уж во всяком случае хорошая мама, которая заинтересована в своих детях и их образовании умеет их чувствовать, понимать и направлять каждого индивидуально..."
Согласна с Вами, в наш безумно быстрый век, родители теряют связь со своими детьми. И многим уже кажется нормальным, что дети заняты гаджетами, лишь бы не мешали родителям сидеть в инстаграмчике или заниматься другими делами. Наш мозг так устроен, что мы выбираем самый легкий путь: найдем специалистов, пусть они занимаются нашими детьми. Я согласна, что разделение труда - это благо, ведь сам себе операцию не сделаешь. Но! Но, когда видишь, что происходит с современным образованием, задумываешься... Ведь очень просто переложить ответственность за воспитание и образование своего ребенка на чужих детей. Пусть теперь они думают, что им делать с моим чадом.Так мыслят многие родители. Они боятся брать ответственность на себя. Во многих семьях просто нарушена детско-родительская привязанность, отсюда и потеря родительского авторитета. Родители не могут учить своих детей, они об этом даже открыто говорят, не видя в этом ничего плохого.
11.05.2019
Ответить
Анна
Вы прям как мои мысли читаете))). Причем у меня даже есть подруга, которая также говорила: школа нужна, я не умею учить своих детей. После того, как перевелись на СО (она всё-таки любящая мама и после того, как заметила огромное количество минусов, готова была расстаться со своими принципами) и ей пришлось учить детей, она заявляет, что поняла, что лучший учитель для своих детей - это мама. Но, конечно, для этого нужно иметь близость и авторитет. Это необходимое условие. Кому-то, скорее всего, придется эти вещи восстанавливать.
Конечно, есть специалисты в своих сферах, но... Испокон веков и даже сейчас на языке у всех лозунг о том, что родители должны воспитывать. Даже воспитатель в детском саду не имеет никаких прав на воспитание. Но по факту и родители не воспитывают детей. Когда им это делать? Они днями на работе, ребенок в саду/школе. По вечерам? Когда ребенок в планшете, а родители у телевизора? Следовательно, ребенок воспитывает себя сам, его воспитывают другие дети (которые его окружают), воспитатель и учитель (которые не имеют право это делать, поэтому делают "ненароком", "спустя рукава").
Такая вот дилемма стоит перед современными родителями: либо самим (неспециалистам) учить и воспитывать, либо пускать на самотёк (авось хороший преподаватель попадется, вдруг ребенок будет и в школе понимать, может нам повезёт...).
Как правило выбирают меньшее зло для себя)
12.05.2019
Ответить
Надежда
Анна, добрый вечер!
Да, мир так строен, что если родители вынуждены работать оба, то ребенка приходится отдавать на воспитание чужим людям.
12.05.2019
Ответить
Анна
Да, к сожалению, это так и есть. Но есть случаи, когда родители не обязательно должны работать оба (в 80% случаев так и есть), но все равно работают, потому что маме просто не хочется сидеть дома. Вот это уже другой случай. И ипотеки тому не оправдание. У меня много знакомых семей, с огромными ипотеками, но с неработающими мамами. Да, они многое не могут себе позволить, но зато могут себе позволить воспитать своих детей. А это, я считаю, намного важнее.
Но, конечно, каждый делает свой выбор. Я лишь пишу свое мнение. Я за семейные ценности и пытаюсь их озвучивать
13.05.2019
Ответить
Алёна
Я бы ещё добавила мотивацию. Ну, исходя именно из нашего опыта. Потому как это в нашей семье не последнее дело. Посуду помыть можно по-разному. Можно потому, что надо, а можно потому, что хочу. Сейчас муж с Ёжиком начали заниматься каллиграфией, потому как в школе этому сейчас вообще внимания не уделяют. Третий класс, а почерк... Одним словом без мотивации это сопли и слёзы уже через три минуты. Так что мотивация у нас это 80% успеха любого дела)))
А так вот согласна с тобой, Аня)))
03.04.2019
Ответить
Василина
Одно из моих приятных воспоминаний, это когда я училась во втором классе, мой педагог по рисованию разрешала вместе с ней проводить уроки по апликации и поделкам, т.е. она давала тему, а я рассказывала как делать и помогала, мне это очень нравилось. По этому могу сказать что такая практика очень полезна, успехов вашей Лизе)
На счет направления и занятий согласна на 100%, особенно в форме игры, логики, книг, кроссвордов и прочего.
На тему домашнего обучения или в учереждении не могу ничего сказать, т.к. для себя еще не решила что хочу, но однозначно образование в школах с каждым годом мне нравится все меньше и меньше.
Спасибо за статью)
02.04.2019
Ответить
Анна
Да, в последнее время в школах творится непонятное. Помню, когда меня впервые поставили классным руководителем 5 класса, директор пришла помочь мне провести первое родительское собрание и сказала родителям: самое главное помнить, что в школе мы даём только 30% знаний, остальные 70% они получают дома. И, к сожалению, это факт, но не каждый директор способен в этом признаться
02.04.2019
Ответить
Василина
В школе дают направление, а дальше надо помогать развиваться, огромный минус что совершенно нет индивидуального подхода. Сразу вспоминается картинка где экзамен - залезть на дерево разным животным.
02.04.2019
Ответить
Анна
Да, индивидуального подхода нет однозначно, как и возможности у детей раскрыть свои способности и выбрать правильное направление. К моменту выбора ВУЗа ученик понимает, что у него совершенно нет никаких интересов и идей по поводу своего дальнейшего обучения. И это я говорю не о двоечниках. А о хорошистах и даже отличниках, которые, имея пять в школе, понимают, что на бюджет в желаемый ВУЗ им не пройти
02.04.2019
Ответить
Анна
Да, индивидуального подхода нет однозначно, как и возможности у детей раскрыть свои способности и выбрать правильное направление. К моменту выбора ВУЗа учеников понимает, что у него совершенно нет никаких интересов и идей по поводу своего дальнейшего обучения. И это я говорю не о двоечниках. А о хорошистах и даже отличниках, которые, имея пять в школе, понимают, что на бюджет в желаемый ВУЗ им не пройти
02.04.2019
Ответить
КатоФей
Какую ж ересь я сейчас прочитала... диву даюсь. Чего это вы всех под одну гребёнку, товарищ «психолог»?
Приведу вам свой пример. Мой сын. В конце первого класса заявил, что хочет учиться в художественной школе. Хорошо. Прошерстила доступные художки, выбрала. Поступил сын в подготовительную студию при художественной школе. Три года отучился там. В конце третьего года ещё посещал занятия в мастерской у художницы. В результате на год раньше поступил на бюджет в 1 класс хорошей худ. школы. Сейчас, заканчивая 5 математический класс общеобразовательной школы и 1 класс художественной школы, Илья точно вам назовёт специальность, которой хочет овладеть; профессию, которой хочет зарабатывать на жизнь и факультеты в конкретных ВУЗах , где хотел бы учиться, расположив их по приоритетности для себя. И это в 5 классе! А уж в 9-10-11 классе многие ребята даже в ненавистных вами общеобразовательных школах ТОЧНО знают кем хотят стать и где им нужно продолжать обучение. Тьфу.
12.04.2019
Ответить
Анна
Рада за Вашего Илюшу. Но давайте поговорим через пять лет, тогда Ваше тьфу будет более обоснованным. По поводу 9-10 классников - просто так вставили предложение в свой комментарий? Если нет, то назовите конкретных детей или хотя бы где Вы с ними об этом разговаривали. Наконец-то устроились в школу работать?
Или может это Ваш личный опыт? Вы отлично знали, кем хотите стать, поэтому получили две абсолютно не связанные друг с другом специальности и в итоге 13 лет ни по одной из них не работали?
Все, что пишу я, по крайней мере имеет под собой почву. Я действительно работаю с детьми и пишу только факты. Раз Вы пишете в теме, в которой мало, что понимаете, ещё и один негатив, вывод напрашивается один: чем-то Вы неудовлетворены в этой жизни. Покопайтесь в себе, товарищ "психолог-педагог"))).
13.04.2019
Ответить