Педагогическое введение конфет :)
воспитаниеИли не знаю, как еще назвать то, чем я занималась. Но суть моих изысканий была в том, чтобы при виде конфет у ребенка не загорались глаза и не начинали трястись руки от одной только мысли "Дают конфеты!!!!"
Сразу скажу, что с теоретичемкой частью я не знакомилась :) и не знакома до сих пор; все что я делала было основано только на интуиции... И еще: такой подход хорош с одним ребенком; когда их уже больше - младший видит, что старший что-то ест - и тоже хочет... Поэтому со вторым в полном объеме опыт применить не удалось.. Потому и доказанной теорией мой подход пока назвать нельзя :)
Итак. Во-первых, я придерживалась мнения, что до трех лет ребенку совершенно не нужно знать, что такое шоколадные конфеты. И точка. Это была для меня аксиома. Поэтому когда заботливые окружающие пытались угостить мою малышку конфетами, я разрешала ее взять, а потом, наедине мы договаривались, что несем подарок папе или дедушке. Малышка была рада им сделать приятное... ну и я рада :) Все конфеты, которые у нас появлялись в доме (а это была редкость - только когда приезжала бабушка погостить) тоже откладывались для папы\дедушки или отдавались бабушке. Т.е. дочка никогда не видела, что я ем конфеты, и это, думаю, немаловажно, в том смысле, что пример мамы лет до 3, а то и дольше - основной, тем более, когда ребенок одного пола (девочка :))) И поэтому я всегда могла сказать: это (конфета) не для мамы и не для Таи. Давай ее оставим для дедушки." Единственно, какие конфеты иногда появлялись - это самодельные леденцы, но о-о-очень редко. И, что интересно, леденцы и сейчас в почете - может, потому, что рано попробовала?... Не знаю :)
А после трех лет на один из праздников Тае надарили конфет (с моего разрешения), я ей дала их наестся (правда, съела она их не много :)), познакомиться с ними, понять ЧТО ЭТО и у нас появилось такое правило: конфеты можно есть столько, сколько хочешь, если это не мешает еде. Т.е. непостредственно перед едой - нельзя. Между едой - можно, если при этом ешь нормально. Приветствуется после еды :) Если после конфет еда страдала, то считалось, что конфеты еде мешают и мне их приходилось убрать. Ну, если честно, как только я говорила: "Мне кажется, что мешают...." Тая тут же говорила - нет, и все съедала :) Таким образом я пыталась не "шантажировать" ребенка (съешь, а то не получишь конфету), а показать причинно-следственную связь (ты съела много сладкого и у тебя пропал аппетит, поэтому, чтобы аппетит пришел в норму, я временно убираю конфеты. Когда я увижу, что с тобой все ок, конфеты снова окажутся на своем месте).
Думаю, основной момент во всем подходе состоит в следующем: Тае выделялись ЕЕ конфеты (или отдавались те, которые ей подарили) и ставились они в доступное для нее место (у нас на подоконнике у кухонного стола). Т.е. она в любой момент могла подойти и взять столько, сколько захочет. Ограничения были описаны выше, никаких других не было...
И еще. Есть можешь сколько хочешь, но как только они заканчиваются приходиться ждать до следующего раза. А т.к. я особо не покупаю конфет, то чаще всего или до следующего праздника или до приезда бабушки, что относительно нечасто :) Поэтому, чисто теоретически, приходится или есть меньше или ждать долго следующего раза и, думаю, со временем появляется понимание, что чем меньше ешь, тем надольше хватит... :)
Первое время было очень весело наблюдать: в плане поедания никакого ажиотажа конфеты у нее не вызвали, зато практически сразу она раздарила почти все конфеты бабушкам-дедушкам-папе :) и даже мне :) Понятное дело, что некоторые возвращали их потихонечку назад, но их количество уменьшилось (чему я в тихую оч радовалась :))) Ажиотаж они не вызывали и дальше, и сейчас не вызывают. За один раз она может их съесть ну ма-а-аксимум 4шт... И то, не любые :) Может, это, конечно, дело вкуса, но я пока в реале не знакома с такими детьми, которым фиолетово до конфет :)
Вообще, по моему ощущению, накал страстей вокруг сладкого и конфет во многом подогревается взрослыми. Дети изначально не знают, что конфеты могут быть предметом торга или что их нужно срочно (пока дают) много съесть. К сожалению, среди знакомых наблюдаю не очень, на мой взгляд, приятный опыт, когда после каждой еды ребенку положена конфета (если он все съел) и детишки со скоростью света пытаются поглотить то, что у них в тарелке, лишь бы им получить заветный приз.... Я вообще не хотела бы связывать еду с какими-либо наградами (впрочем, как и любое действие, на мой взглаяд, должно быть добровольное, а не за поощрение :)), поэтому я изначально пыталась разместить еду и конфеты в разных плоскостях. Единственно, они пересекаются перед едой :)
Что касается младшей дочки.... Пока еще не все так однозначно: ей еще нет двух, а конфеты она уже пробовала (мы на пед прикорме и я не хочу учить старшую дочку есть что-то втихомолку... Как-то это неправильно... :))) Но пока она также их съедает в педагогических дозах (или парочку надкусит или одну целиком съест).... Во что это выльется пока не знаю, но, конечно, стараюсь, чтобы она поменьше видела ИХ :)
).Кстати, помню, что эти правила меня не обижали, вопринимала как должное. И таким образом конфеты в детстве воспринимались мною как логичное окончание приема пищи - десерт, а не сами по себе. И я видимо привыкла к небольшому их количеству. Всегда спокойно к сладкому относилась, да и сейчас равнодушна.Попробую делать также, надеюсь получится.
