Осторожно, троллинг!
БОЛТАЛОГИЯ (болталка обо всём)Предполагаю что это будет интересно почитать, а может быть Вы - тролль???
Потребности индивидов–участников интернет-пространств – бывают самые различные, в данном случае нас интересует такое явление, как троллинг. Перед уточнением понятия следует обратиться к психологии общения. Русский психолог О. Чванова отмечает, что существует давно известный людям тип психологического общения под названием энергетический вампиризм. Это сложный тип личности, представители которого подпитываются эмоциональной энергетикой из своего социального окружения в процессе коммуникации. Цель энергетического вампира – вызвать желаемые эмоциональные реакции, создавая для своей жертвы определенные стимулы. В результате энергетический вампир реализует свои потребности, получая различные виды садистского наслаждения от наблюдения за негативными аффективными реакциями выбранного объекта воздействия.
Собственно термин троллинг не относится к сфере научного
дискурса. Он возник и закрепился в сленге участников виртуальных сообществ. В наиболее общем виде это явление можно охарактеризовать как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет-взаимодействия. Как правило, анонимно действующий провокатор получает знаковое обозначение-маркер – тролль. Хотя анонимность актора присутствует не всегда. В некоторых случаях мотивы стать заметным и узнаваемым, оказаться в центре скандала, сотрясающего виртуальную общественность, оказываются решающими для того, чтобы включаться в коммуникации под своей фамилией.
Сегодня можно с достаточной определенностью утверждать, что троллинг, зародившийся в 90-х гг. ХХ столетия в интернет-пространстве, приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего деструктивное влияние как на индивидов – объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом. Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг является одним из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции, как уже было сказано, межличностной, внутригрупповой и межгрупповой. Глобальная виртуализация современных средств коммуникации приводит к тому, что Интернет становится наиболее привлекательным ресурсом для манипуляции большими сообществами. Троллинг в этой стратегеме рассматривается как пусковой механизм жесткой провокации, создания ситуации скандала.
Эта же схема в миниатюре используется на уровне межличностного повседневного взаимодействия. Чаще всего – компенсаторно по отношению к неполноте самореализации в реальных практиках взаимодействия. Обретая вдохновляющую смелость анонима, представители многих молодежных групп либо статусно более низких, выбирают ненормативные формы коммуникаций, размещая провокационные сообщения во Всемирной паутине просто из любопытства. Но у некоторых это перерастает в привычку и даже в стиль общения в Сети. Пока не существует серьёзных исследований вопроса о том, может ли такой стиль общения перейти в реальную жизнь и в живое общение с людьми.
С начала XXI в. интернет-тролли стали образовывать собственные сетевые сообщества и организации, делясь опытом по наиболее эффективному разжиганию конфликтов. Первое упоминание в академической литературе принадлежит Дж. Донат, которая в 1999 г. использовала несколько курьёзных примеров в выступлениях на различных конференциях. В своих публикациях она приводит краткий обзор игр с фальсификацией личности, спекулирующих на путанице между физическим и виртуальным обществами: «троллинг – игра в подделку личности, но без согласия большинства игроков, не сознающих участия в этой игре. Тролль пытается зарекомендовать себя как типичный пользователь, разделяющий общие интересы и проблемы группы. Другие участники конференции, если они осведомлены о троллинге и подобных ему фальсификациях личности, одновременно пытаются и распознать тролль-публикации среди настоящих постов и, по определении таковых заставить злоумышленника покинуть группу. Их успех в первом зависит от того, насколько они – и тролль – умеют распознавать намёки, определяющие личность. Успех в последнем зависит от того, насколько удовольствие тролля от его занятия снижено – и перевешено ценой усилий на продолжение троллизма, под влиянием группы. Тролли могут дорого обходиться в нескольких отношениях. Тролль способен сорвать обсуждение, распространить плохой совет и повредить чувству взаимного доверия в сообществе. Более того, в группе, ставшей чувствительной к троллингу, – в случаях высокого уровня фальсификаций в её пространстве – множество наивных вопросов могут быть незамедлительно отвергнуты, как троллизмы. Это может совершенно сбить с толку нового участника, едва отважившегося написать первый пост и сразу же получающего поток гневных обвинений. Даже если обвинения необоснованны, они вредят онлайн-репутации участника, отмеченного как тролль» .
Здесь очевидна параллель с явлением уже упоминавшегося энергетического вампиризма. Как форма коммуникации цель троллинга – организовать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных интернет-коммуникативных пространств. Цель этих стимулов очевидна – получение автором троллинга некоторой формы удовлетворения потребностей самореализации и признания: тролль становится центральным звеном, вызвавшим спор либо другой социальный конфликт. Однако троллинг как форма коммуникативного общения интересна также тем, что постепенно в интернет-пространстве начали формироваться сообщества самих индивидов – авторов троллинга. Основная тематическая направленность таких сообществ – обсуждение новых форм стимулов для развития более скрытых и интенсивных споров между участниками виртуально социальных сообществ.
Что касается мотивов деятельности сетевых троллей, следует отметить основополагающие:
– поиск внимания: тролль стремится доминировать в дискуссии, вызывая гнев.
– развлечение: сетевых троллей забавляет идея, что человека задевают утверждения совершенно незнакомых людей.
– гнев: использование троллинга с целью выразить враждебность группе или некой точке зрения.
– трата времени пользователей – одна из самых привлекательных целей троллинга.
– проверка работы системы: например, чтобы увидеть, как отреагируют на явное нарушение те, кто следит за порядком.
– самоутверждение.
Целесообразно рассмотреть типологию ролевого троллинга как формы социальной агрессии.
Тролль-комментатор представляет собой сравнительно редко встречающуюся разновидность троллей, принимающих участие во всех без исключениях темах и дискуссиях на избранных ими в качестве жертв форумах за счет публикации избыточных по величине массивов достоверной тематической или специальной информации, а также развернутых комментариев. Как правило, целью троллинга в данном случае является привлечение к себе максимального внимания участников форумов, замыкание на себе со временем большинства подписчиков, полное подавление и отпугивание аудитории своей глубокой эрудицией, псевдоэрудицией и авторитетным мнением. Превращая со временем аудиторию форума в читателей сообщений данного тролля или группы троллей, а также заставляя их в какой-то момент полностью потерять тематический интерес к форуму, на котором доминирует тролль, чтобы однажды, после внезапного исчезновения такого тролля или прекращения его деятельности, активность на форуме резко снизилась за счет вытеснения или удаления с него до этого троллем иных активных подписчиков, а также общего упадка и обнищания целевой аудитории сетевого ресурса. В этом случае основной оказывается эгоцентричная цель троллинга, однако последствия становятся социально значимыми: сообщество, конференция или ее ветка распадаются либо утрачивают большинство участников.
Тролль-провокатор, как правило, представляет наиболее выделяющуюся форму агрессивного социального поведения. Такие участники форумов интенсивно вступают в диалог по обсуждаемой тематике. Активно проталкивая свою точку зрения и унижая либо опровергая чужие точки зрения в образовавшейся дискуссии, они провоцируют агрессию вокруг того или иного обсуждения. Обращаясь к теории агрессии, можно утверждать, что, нарушая таким образом нормальное развитие дискурса, автор-тролль пытается получить удовлетворение от создавшейся в процессе тематического обсуждения негативной атмосферы.
Тролли-советчики – это особый вид троллинга, который заключается в том, что тролль под видом помощи или совета жертве начинает писать на форумах довольно бессмысленные вещи. Такой вид троллинга популярен на IT- и технических форумах, где тролль обычно проходит по всем веткам, размещая комментарии в каждой, якобы желая помочь жертве. Но на самом деле при виде глупого ответа на свой вопрос пользователь фактически «ведётся» на провокацию тролля, начинается «флейм», и жертву «банят» на форуме или в чате. Очевидно, что и в этом случае прослеживаются типичные формы манипуляции, приводящие к агрессии и деформации социального коммуникативного пространства.
Подводя итог, следует сказать о том, что явление троллинга можно рассматривать в большинстве случаев именно как агрессивную форму социального коммуникативного взаимодействия. Цель троллинга – дать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных виртуальных сообществ. Очевидна и цель самого тролля – получение некоторой формы удовлетворения от того, что именно он в этот момент становится эпицентром разворачивающихся дискуссий и противостояний. Результат такого рода манипулятивных действий – это всегда конфликт с социальной окраской и последствиями. Наиболее успешные тролли способны взбудоражить целый ряд сообществ, умело сталкивая их между собой и используя проекции публичности в СМИ для привлечения внимания широкой общественности. Судя по последним сценариям «компьютерных» или «фэйсбуковских» революций, троллинг может превратиться в востребованную специализацию представителей целого ряда профессий, например, таких, как журналистика, мировая политика, международная экономика и ряда других.