В этой статье я поделюсь своими впечатлениями о декоре в декупаже рисовой бумагой или рисовой салфеткой (суть, в общем-то одна). Рисовая бумага аналогична обычным декупажным салфеткам, и наклеивать ее можно различными способами. Но вот у рисовой бумаги есть одно преимущество перед салфеткой при наклеивании сухим способом: она намного прочней и не разжижается так быстро.
Рисовая бумага есть с рисунком и без рисунка (одноцветная). Вот о рисовой бумаге с рисунком я и буду говорить подробнее.
Вычитав в одной из солидных книжек по декупажу о том, что иметь дело с рисовой бумагой аналогично салфеткам, только еще приятнее, я очень обрадовалась. Наивно поверив, больше вопросами я не задавалась и выписала себе из интернет-магазина бумаги столько и такой, какой моя душа пожелала. Первые вопросы возникли, когда я получила ее. Выписывала я рисовую бумагу, исходя из понравившихся на фотообразцах мотивов и размеров. А вот когда стала рассматривать ее «вживую» вдруг оказалось, что она разная по плотности и на ощупь. Я на это просто обратила внимание, «списав» разницу на разных производителей.
Однако, самое интересное началось уже при подготовке ее к приклеиванию (об этом чуть ниже). Все-таки плотность рисовой бумаги, ее особенности нужно обязательно учитывать!
Зачем нужно это знать и учитывать? Это значит, чем тоньше рисовая бумага, тем идеальнее она сольется с поверхностью, и ее границ практически не будет видно. Соответственно, у более плотной рисовой бумаги ее границы на поверхности будут виднее, независимо от того вырывается или вырезается мотив.
Рисовая бумага (или салфетка) встречается различной плотности (5-25 г/кв.м). Вот наиболее часто встречающиеся показатели:
10 гр/кв.м
14 гр/кв.м
15 гр/кв.м
20 гр/кв.м
Становится понятно, что чем меньше показатель, тем тоньше бумага из расчета граммов на квадратный метр.
Образец рисовой бумаги 14 гр/кв.м
Образец рисовой бумаги 20 гр/кв.м
Если же Вы выбираете ее в обычном магазине, то, естественно, качество бумаги определяется на глаз и на ощупь.
На Российском рынке (интернет-магазины) представлен ассортимент рисовой бумаги различных фирм и производителей. Основные: Stamperia, Сalambour, Decomania, Esprimo, To-Do.
У рисовой бумаги есть «врожденные» декоративные элементы, характерные только для нее. Это растительные волокна, которые составляют на бумаге своеобразный замысловатый рисунок. Чем бумага тоньше, тем тоньше волокна, чем бумага толще, тем толще (или грубее волокна). Волокна присутствуют в любом случае. Живут они на бумаге, я бы сказала, своей жизнью. Казалось бы, ну и пусть себе живут! Да! Только при вырывании мотива они, все же, заставляют с собой «поцеремониться».
Образец рисовой бумаги с лицевой стороны (20 гр/кв.м)
Та же бумага с другой стороны (с "рисунком" из волокон)
Кстати, из рисовой бумаги также, как и из салфетки, мотив вырезают или вырывают. Я встретилась с таким советом: мотив на рисовой бумаге следует обвести мокрой кисточкой и аккуратно вырвать. Мне этот способ не подошел. Возможно, этот совет подойдет Вам. Я предпочитаю вырывать рисунок из сухой рисовой бумаги.
Так вот, когда Вы вырываете мотив, то Вам будут встречаться те самые растительные волокна. Предлагаю сразу их перестригать маникюрными ножницами.
Рассказываю свои первые ошибки. Я, как и задумано, вырывала мотив, и встречающиеся «по пути» волоски растительного волокна так же пыталась вырвать. Где-то мне даже это даже удавалось. Само это волокно достаточно прочное, и так вот «слету» его в нужном месте не разорвешь.
"...Где-то мне даже это удавалось..."
Приходилось, что бы «победить», прилагать определенные усилия. Но, как правило, без ущерба для мотива это редко проходит: начинаешь тянуть, чтобы разорвать волосок, то рискуешь либо мотив разорвать (а это лишние движения при наклеивании), либо волосок, так и не разорвавшись, вытягивается из бумаги. На этом месте остается в точности повторяющий рисунок волокна след. Например, прямо на видном месте в узоре. След этот либо живописная дырка, либо все равно дырка, да еще в мотиве. Вот поэтому волокна лучше сразу и перерезать.
Теперь о мифе, в котором обещается видимость идеального слития рисовой бумаги с поверхностью. Как факт этот имеет место быть только при определенных условиях: при самой тонкой рисовой бумаге аккуратно вырванной «вкрай» мотива. Сравните два фото разных декупажных изделий с одинаковым мотивом. На первом фото мотив аккуратно вырван "вкрай", а на втором фото также аккуратно, но вырезан "вкрай".
Достаточно хорошо заметно, что если же мотив из той же тонкой бумаги вырезать, то границы края уже не так натурально сольются с фоном.
Часы Визит Фифи в Грандопера
(плотность бумаги 20 гр/кв.м)
Какие практические выводы о рисовой бумаге я сделала для себя,узнав теорию из книжек и только хвалебные оды о ней же (без разъяснения тонкостей работы)?
1. Нужно обязательно учитывать ее плотность для предсказуемости результата после наклеивания на поверхность. Особенно, если Вы пользуетесь услугами интернет-магазинов.
2. Рисовая бумага в ЧЕМ-ТО аналогична салфеткам и приклеивать ее можно разными способами.
2. С рисовой бумагой приятно декупажить, когда знаешь и учитываешь ее характерные особенности (вроде волокон).
3. Рисовая бумага не так разжижжается как салфетка, но лишнего промакивать ее клеем и водить по ней кисточкой тоже не стоит. Бумага она и есть бумага.
4. При определенных условиях рисовая бумага при наклеивании идеально сливается при с поверхностью. Эти условия: низкая плотность (тонкость) рисовой бумаги и вырывание, а не вырезание мотива "вкрай".
В этом материале речь пойдёт о самом эффектном и простом виде декупажа. Помните, я советовала, что когда первый раз отправитесь в магазин за материалами для декупажа - купите одну рисовую салфетку. Так вот, из такой салфетки, используя только те материалы, которые вы уже купили и имеющиеся в каждом доме пустые бутылочки, баночки, старые стаканы и скучные стеклянные вазы - можно буквально за один день сделать такой весёленький комплектик. И подруге подарить не стыдно, и добавить новую нотку в убранство кухни или дачного дома совсем неплохо.
Как работать с рисовой бумагой я покажу на примере декорирования вазочки. Все остальные предметы делаются точно так же. И так, нам понадобится прежде всего рисовая салфетка с рисунком. Если у вас есть возможность купите ещё один листик белой рисовой бумаги. Но если такой возможности нет, последнее время белую рисовую бумагу купить сложнее, чем с рисунком, да и стоит она довольно дорого - ничего страшного. Отделяем от трёхслойной салфетки - белый слой. Он нам вполне заменит рисовую бумагу. Приготовим клей ПВА или клей для декупажа и акриловый лак. Вот пожалуй и всё. Да, и конечно стаканчик с водой и мягкую кисточку.
Из рисовой салфетки аккуратно вырываем фрагменты рисунка, которые будем использовать в работе. Если поверхность позволяет, фрагменты могут быть достаточно большими. Рисовая бумага, в отличии от салфеток намного более прочная и клеить её очень легко. Оборванные белые кусочки, какие бы маленькие они не были не выбрасывайте. Они все будут использованы в дальнейшем.
Обезжириваем поверхность, любым спиртосодержащим средством. И начинаем наклеивать кусочки рисовой салфетки, так, как нам подсказывает наша фантазия. Рисовую бумагу можно клеить и на клей или сразу на лак. Но я клею сначала на воду и всем особенно начинающим декупажницам это советую. Кусочек с рисунком прикладываем к поверхности и просто смачиваем его кисточкой намоченной в воде. Хотя рисовая бумага и не так капризна, как салфетки, но фрагмент лучше смачивать от середины к краям, одновременно выгоняя все пузырьки воздуха. Зачем сначала клеить на воду?. Возможно опытные мастерицы и профессиональные дизайнеры, уже перед началом работы чётко представляют, как будет выглядеть изделие и тогда конечно можно сразу клеить на лак. А мы, приклеив все фрагменты, критически осмотрим нашу работу и если чт-то не устраивает, дадим кусочкам салфетки высохнуть и переклеим их опять же на воду.
Все фрагменты с рисунком наклеены и нас всё устраивает. Теперь можно промазать их клеем. Пока клей подсыхает, подготовим белые кусочки, которыми заклеим оставшиеся пустые участки. Во первых надо использовать все белые кусочки от самой рисовой салфетки. Затем, если есть кусочки белой рисовой бумаги, или кусочки белого слоя трёхслойной салфетки.
Заклеиваем пустые участки. Если вместо рисовой бумаги будите наклеивать обычную салфетку, складки особенно не старайтесь разравнивать. Благодаря складочкам получите имитацию волокон рисовой бумаги. Кусочки бумаги надо клеить так, чтобы между ними не было просветов, но и нахлёст должен быть минимальный. Иначе в месте нахлёстов,могут образоваться некрасивые непрозрачные участки. Для заклеивания небольших проплешин, можно просто натеребить волокон рисовой бумаги и ими заклеить. Белые кусочки можно сразу клеить на клей. После того, как вся поверхность заклеена и просушена - покрываете её несколькими слоями лака.Остальные предметы этого комплекта делались точно так же. На всё хватило одной рисовой салфетки стоимостью 120 руб.
Комплект выполнен в технике прямого декупажа. Т.е. фрагменты картинки клеились на лицевую сторону декорируемой поверхности. Но рисовую бумагу можно применить и для обратного декупажа. При обратном декупаже картинка клеится на изнаночную сторону прозрачного декорируемого предмета, лицевой стороной к нему. Обратная сторона, так же как и при прямом декупаже покрывается лаком. При желании можно нанести и краску. Но между картинкой и краской лучше нанести не менее двух слоёв лака. Эта тарелочка сделана в технике обратного декупажа.
Про лак я хочу сказать подробнее. Чаще всего предметы из стекла предназначены для частого соприкосновения с водой. Акриловый лак образует водостойкую полимерную плёнку. И если такая плёнка будет случайно повреждена, попавшая под неё вода может испортить вашу работу. Поэтому такие предметы, как вазы, тарелочки, бутылочки и баночки, мыть можно, но довольно осторожно. И конечно никаких замачиваний в горячей воде и мытья с агрессивными моющими средствами. Если вы хотите сделать лаковое покрытие более водостойким можно использовать лак Цапон.
Это исключительно водостойкий лак. У меня уже два года на улице весит задекупаженныйпочтовый ящик, который я покрыла двумя слоями это лака. Внутри ящика заводская краска уже начала пропускать ржавые пятна. А задекупаженная поверхность выглядит как новая. У него есть только один небольшой недостаток. Он слегка желтит поверхность. При двух слоях лака - это почти не заметно, но на некоторых изделиях и такая минимальная желтизна не желательна. Но советую вам при возможности приобрести этот лак. Это строительный лак. Он очень дешёвый, но его можно наносить только после покрытия поверхности акриловым лаком. С акриловой краской, он конфликтует.
У меня в комплекте кроме бутылки для лимонада и вазы ещё сделан и стакан.Если бутылочку и вазу можно применять по прямому назначению, то стаканн служит скорее декоративным дополнением. Пить из стакана покрытого акриловым лаком не стоит.
В этих работах я тоже использовала рисовую бумагу. Т.е. предмет и его назначение сами диктуют, какой декупаж делать прямой или обратный.
.
Надеюсь вы оценили какие возможности нам представляет работа с этим чудесным материалом. Творческих вам успехов.
Авторский урок от Людмилы Приколотиной Обычно первые работы в декупаже делают с использованием трёхслойных салфеток. Но за полтора года увлечения декупажем, у меня сложилось твердое убеждение, что самой простой в техническом плане и выигрышной в эстетическом является работа с рисовой бумагой. И тем, кто хочет попробовать себя в декупаже, наверное, лучше начать именно с этого материала. Купить рисовую бумагу сейчас не проблема. Когда я делала свои первые работы с рисовой бумагой, у нас в городе её не продавали. Я спокойно нашла практически десяток интернет магазинов, где она продается. Так как этот урок я делаю по просьбе девушек, которые, только хотят попробовать себя в декупаже, объяснять буду не только как делать, но и какие материалы лучше использовать.
В этом уроке я покажу, как дать вторую жизнь стеклянной крышке от сковородки, которая прослужила мне много лет по прямому назначению. А теперь она выглядит вот так
Нам понадобятся: 1.Стеклянная крышка 2.Рисовая бумага с рисунком, её ещё иногда называют рисовая салфетка или рисовая карта. 3.Белая рисовая бумага, без рисунка. 4. Клей ПВА. Я остановилась на канцелярском ПВА. Строительный ПВА иногда бывает с добавками, которые, агрессивно ведут себя в отношении салфеток и распечаток. Для декупажа есть специальный клей. Однозначно, что им приятнее работать, но, на первых порах, иногда по несколько раз приходится смывать работу, а декупажный клей довольно дорогой. 5.Кисточка. Для начала, лучше купить синтетическую веерную кисточку 6 или 8 номер. Она пригодится и в дальнейшем, для покрытия изделий лаком. Если не найдете веерную, то обычную синтетику. 6.Акриловый лак. Это, пожалуй, самая сложная позиция. Можно использовать акриловый лак на смолах, он часто бывает в баллончиках. Но от такого лака я очень быстро отказалась, жуткий запах, необходимость мыть кисти такими же пахучими средствами. Лак в баллончике, конечно удобно, но опять же запах и на изделие попадает только малая часть лака, остальное оседает в радиусе 5-6метров. Поэтому, практически все декупажницы, пользуются акриловым водным лаком. Но тут тоже не всё так просто. Ни в коем случае нельзя пользоваться акриловым художественным лаком он практически не высыхает. Строительные акриловые лаки, тоже годятся не все. На дешевых лаках хоть и написано, что они высыхают за 15-20 мин. изделия, покрытые этими лаками, иногда продолжают липнуть до нескольких месяцев. Я слышала очень хорошие отзывы о лаках Делюкс и Киви. Сама же пользуюсь аква лаком Поли-Р, немецкого производства. 7.Часовой механизм со стрелками и стикеры с цифрами.
1.Хорошо промываем и обезжириваем стеклянную поверхность. Обезжирить можно любым спиртосодержащим средством. Я решила ещё немного украсить свои часики орнаментом, нарисованным контуром. Если вы тоже решите сделать орнамент его лучше нанести в самом начале. Орнамент нанесен контуром металлик Dekola. 2.В этой работе, я буду делать обратный декупаж, но порядок работы с рисовой бумагой и при прямом и при обратном декупаже одинаковый. Разница лишь в том, какой стороной мы приклеиваем кусочки бумаги с рисунком. Вырываем из рисовой салфетки мотив с рисунком. Рисовую бумагу надо рвать, а не резать ножницами.
3.Мотив располагаем на том месте, где хотим его видеть. Так как я делаю обратный декупаж, то рисунок прикладываем к стеклу лицевой стороной, при прямом декупаже, прикладываем обратной стороной.
4. Кисточку мочим в воде и аккуратно промачиваем весь мотив, одновременно разглаживая от центра к краям. Затем точно так же на воду приклеиваем и все остальные кусочки с картинками.
5.Теперь берём рисовую бумагу без рисунка и начинаем отрывать от неё кусочки бумаги и приклеивать их так же на воду, между уже приклеенными кусочками с рисунком. При этом надо стараться, что бы нахлест был минимальный. Тогда фон получится однородный, без белых пятен.
6.Когда вся поверхность будет заклеена рисовой бумагой, аккуратно салфеткой промокнем лишнюю воду. Разбавим на одну треть ПВА водой и промажем всю поверхность клеем. Можно конечно сразу промазать лаком, но для неопытных декупажниц, однозначно, сначала лучше промазать клеем. Если после высыхания, будет обнаружен какой-то брак, его очень легко исправить, просто намочив это место водой. Например, вот в этой работе. Когда уже весь рисунок был собран и высох, мне не понравилось, как смотрится правая сторона. Я аккуратно намочила, уже приклеенные на клей кусочки белой рисовой бумаги и убрала их, а на их место приклеила небольшой цветочный мотив.
7.Вот теперь меня устраивает всё. Покрываем работу, несколькими слоями лака. Количество слоев лака зависит от того, какое изделие мы сделали и где оно будет использоваться. Часы с водой соприкасаться не будут, поэтому достаточно 3 слоев лака. Если же делаем прямой декупаж, например, на цветочной вазе, количество слоев лака необходимо увеличить. Если хотите сохранить эффект полупрозрачного стекла, обычно так делают вазы и бутылки, то ваша работа готова. На часах же лучше поверх слоя рисовой бумаги наклеить один-два белых слоя обычных трехслойных салфеток. При наклеивании белых слоев салфетки не надо стараться разгладить складочки. Они очень органично вписываются в фон рисовой бумаги. 8.Ну, а теперь осталось вставить часовой механизм, наклеить цифры и вставить в дырочку цепочку, на которой будут висеть часы. Когда часы были практически готовы, я увидела, что цифры из стикеров, на них смотрятся грубовато и заменила их стразами. Вот и всё часики готовы.
Такие часики можно сделать не только из старой крышки, но и из стеклянной тарелочки, если сверлом для стекла аккуратно просверлить в центре дырочку. Это особенно актуально для тех, у кого в городах есть ИКЕА. Вы никогда не купите приличную деревянную заготовку такого размера за 25руб. Да и рисовая бумага великолепно смотрится именно на стекле. А теперь маленький секрет. Порой рисовую бумагу с рисунком купить проще, чем просто белую. Ничего страшного. Наклеиваем фрагменты с рисунком. Потом от трехслойной салфеточки отделяем белый слой. Рвем его на кусочки и приклеиваем на свободные места, слегка собирая в складочки для имитации рисовой бумаги. Вот это первая моя работа с рисовой бумагой. Тогда мне удалось купить только рисовую бумагу с рисунком, а вместо белой я использовала белый слой салфетки. Мне кажется, разница почти не заметна.
Кроме обычной рисовой бумаги бывает ещё и кружевная рисовая бумага. Иногда её в магазинах называют просто кружевная. По своим свойствам она ничем не отличается от обычной рисовой. Работать с ней надо точно так же, но только если необходимо стараться подбирать кусочки с нужным узором. Вот эти работы у меня выполнены с кружевной рисовой бумагой. Распечатки сделаны на белой рисовой бумаге.
Желаю успехов всем, кто захочет попробовать себя в декупаже. Ведь декупаж позволяет не только создавать уникальные авторские работы, но и дать вторую жизнь отслужившим свой век вещам.
МК № 4
ИМИТАЦИЯ РИСОВОЙ БУМАГИ
Источник 1. На этой тарелочке я покажу как можно имитировать рисовую бумагу.
2. Тарелочку моем, обезжириваем. Можно водкой, уксусом, на худой конец моющим средством.
3. На обратную сторону приклеиваем мотив салфетки, только верхний красочный слой. Морщины и замятости исключаются. Клей ПВА разбавляем водой 1:1.Накладываем мотив и аккуратно кисточкой наносим клей и разглаживаем от середины к краям. Обязательно выгоняем все пузыри. Здесь я не показала, но обязательно на те места, где нет салфетки с мотивом наклеиваем кусочек салфетки без мотива.
4. Воспользуемся нижними белыми слоями.
5. Должно получиться вот так. Все высушиваем.
6. Затем накладываем нижний слой салфетки полностью. Здесь наоборот складочки приветствуются. Наклеиваем таким же образом как и раньше на всю тарелочку. Не забывайте, что работа выполняется с обратной стороны тарелки. Те кусочки салфетки, что болтаются ниже кромки тарелки очень легко снимаются, пока сырые.
7. Высушиваем. Это обратная сторона тарелки.
8. Вот так она выглядит с лицевой стороны.
9. Берем наждачную бумагу ( нулевку). Аккуратно круговыми движениями шкурим, что бы не было сильно шершаво.
10. Вот она на просвет. Можете обратную сторону покрывать лаком. Всё, имитация рисовой бумаги готова. После покрытия лаком все будет гораздо более ярче выражено.
11. А вот здесь тарелочка с настоящей рисовой бумагой. Я особой разницы не вижу.