Майор, фильм Юрия Быкова, 2013
Российское кино
Узнав, что у жены начались схватки молодой майор спешит к ней в роддом. Холодное, зимнее утро и пустая обледенелая дорога. Женщина с сыном возвращаются от родственников домой. А дальше все то, что мы привыкли читать в интернете, смотреть в сводках новостей и репортажах с мест ДТП; все то, к чему мы уже привыкли, все то от чего до сих пор холодный заряд бьет в спину.
Майор сбивает насмерть мальчика. Запирает мать в машине и звонит по обыкновению товарищам по службе. Он испуган, и он даже не представляет к каким по истине ужасным последствиям приведет его инстинктивная попытка спасти "свое честное имя".
На место приезжают коллеги и довольно быстро «разруливают» всю ситуацию. Теперь остается только одно - сделать так, чтобы потерпевшая сторона отказалась от своих показаний в пользу майора, выверенных и «чистых», ловко состряпанных умелыми руками.
Драма Юрия Быкова отталкивает своей реальностью, от этой реальности становится тошно и страшно, мерзко и еще раз страшно. Страшно от того, что очевидная бескомпромиссность положения "круговой поруки" бульдозером сносит все на своем пути- любое препятствие трещит и ломается под натиском тяжеловесного довода шкурного интереса. Насколько быстро и прочно вязнут люди в таком болоте «корпоративной этики». Где нормы морали и человечности постепенно изживаются ее же носителями. Что история униженных и оскорбленных - это не рудементарная достоевщина, а самая настоящая реалия современной жизни. После просмотра совсем по-другому оцениваешь пресловутую фразу «рука руку моет».
С другой стороны, именно режущая реалистичность притягивает зрителя, не отпускает до последних, критично депрессивных кадров. Актеры, над игрой которых, пожалуй, даже не задумываешься - им просто веришь, они органичны в своих действиях, даже в самых абсурдных мотивах.Образы не шаблонны, на удивление объемные, неоднозначные; когда даже в самом отпетом негодяе того и гляди на долю секунды проявится нечто совершенно человечное, честное, беспомощное.
Режиссер отчетливо дает понять, что у этой истории не будет оптимистических потенций, их не может быть в той канве событий, которая разворачивается перед зрителем.