Алексей Пехов – «Ночь в Шариньильском лесу»
КнигиКроме серебра и огня оборотня может убить только другой оборотень. (с)
Я очень давно люблю творчество Пехова, причем как объемными циклами, так и совсем небольшими рассказами, из которых самые запоминающиеся (разумеется, это чистейшей воды вкусовщина) «Дождь» и «Лённарт из Гренграса» (очень хочется, чтобы из него однажды вырос, как минимум, полноценный рассказ, но, видимо, не судьба).
«Ночь в Шариньильском лесу» читаема мной не впервые: при первом прочтении я её буквально проглотила, в послевкусии осталось сплошное «Вау!». Читателю предлагается несколько достаточно страшных историй, объединенных своеобразных интермедией. Такой композиционный приём далеко не нов, им пользовалась еще рассказчица «Тысячи и одной ночи». В атмосферном антураже овеянного жутковатыми легендами леса, куда по стечению исторических событий и собственной не слишком счастливой судьбы попадает молодой аристократ Мартен, сказки об оборотнях пугают и завораживают: тесная избушка, странноватый хромой старик-отшельник, глухая ночь в единственном окошке, отголоски звериного воя.
Первая сказка - история белой волчицы, порождения людской злости и зависти; вторая - морская байка с привкусом замешанной на древнем ужасе экзотики; третья - жуткое, теряющееся в глуби веков предание про прислужника дьявола; четвертую расскажет Мартен, и она перевернет представление читателя о происходящем.
Остановиться, не дойдя до конца, особенно если читаешь впервые практически невозможно (правда, у рассказа довольно скромный объем); и до самого конца теряешься в догадках - действительно ли перед тобой выдумки, плоды разыгравшегося воображения, обросшие при передаче из уст в уста подробностями и деталями… Верить, что эти истории правда кажется тем более странным, что нам дана реальная историческая эпоха: во времена Революции бояться, особенно аристократам, стоили не оборотней, а гораздо более реальных и приземленных вещей. Тем не менее, тени все сгущаются, вой за окошком все ближе, и за в целом приятного Мартена становится действительно страшно.
Я думаю, вам стоит узнать финал этой лесной ночёвки («только ни в коем случае не ходите на болота!» говорилось в одном старом фильме ужасов, так вот: Шариньильский лес люди тоже не особо-то жаловали).
Цитаты
1.Кроме серебра и огня оборотня может убить только другой оборотень. Вот только после убийства собрата он перестанет быть оборотнем и снова станет человеком. (Лично у меня эта цитата ассоциативно вызывает в памяти другую - «Ещё Савиньяка может убить друг»).
История из жизни
Однажды, когда мы с братом были еще совсем маленькими, папа с мамой хотели ночью посмотреть некий фильм. После сакраментальной фразы про болота мама ушла спать, а папа досмотрел историю некоего оборотня и пошёл, пардонте, перед сном в туалет. Наутро он попросил маму больше никогда не вешать для просушки детские колготки «за лапки» (т.е. попой вниз), потому что «сегодня ночью чуть не умер». В общем, он вышел из туалета, выключил свет, сделал шаг вперед и понял, что его горло сжимают холодные мокрые «руки», он вперёд - не отпускают (я бы орала на весь дом… и хорошо, что это было уже после туалета). Когда удалось нащупать выключатель, оказалось, что он попал головой в колготочную петлю. Наверное, примерно так и рождаются истории оборотней (особенно если кто в процессе помер от инфаркта).