Р.Л. Стивенсон – «Невероятная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Книги
Р.Л. Стивенсона люблю с детства, и как-то так вышло, что в последние годы стала его перечитывать: начала с «Чёрной стрелы» - любимого произведения детства, потом пришлось вернуться к «Острову сокровищ» - это далеко не самая интересная для меня вещь, но роман был в списке обязательного летнего чтения моего старшего сына, а мы традиционно работаем над такими списками вместе.
В самом конце декабря прошлого года почему-то захотелось вспомнить вещь, прочитанную в далеком подростковом возрасте, к которой так и не довелось вернуться вновь - «Невероятную историю доктора Джекила и мистера Хайда».
Общая суть известна даже первоисточник не читавшим, потому что многократно тиражируется в той или иной форме массовой культурой. Это история человека, сумевшего отделить от своей личности тёмную сторону, а затем осознавшего, что эта непривлекательная часть много сильнее и поглощает его. У Стивенсона получилась мрачная философско-религиозная вещь, наполненная метаниями, душевными страданиями главного героя, который вынужден наблюдать угасание собственного «я», и окруженная ореолом тайны. Собственно, перед читателем рассказ в рассказе: некий нотариус говорит о проведенном им расследовании событий, связанных с одним из клиентов - доктором Джекилом, достойным и уважаемым членом общества, внезапно ставшем оказывать покровительство никому неизвестному Хайду, неприятному типу с явно преступными наклонностями (нотариус сперва подозревает, что сомнительный гражданин - плод юношеской ошибки доктора, но реальность в своей страшной фантастичности превосходит любую фантазию). Можно сказать, что это своеобразный детектив, но весьма и весьма неторопливый и переполненный морально-нравственными размышлениями. Правда, по объему произведение невелико, к тому же блестяще проиллюстрировано (черно-белые, напоминающие гравюры иллюстрации врезались в мою память со все того же первого прочтения).
Следует сказать, что классический Хайд в том образе, что дал ему создатель, был существом весьма мелкого телосложения, вызывающим в случайно с ним столкнувшихся необъяснимое чувство гадливости. При этом массовая культура преломила этот образ в великана, наделив темную сторону людской души, независимо от имени (Хайд в начале «Ван Хельсинга», Халк во вселенной Марвел) куда большей силой и жизнеспособностью, чем даровал ему Стивенсон. Впрочем, Стивенсон не дает этой истории счастливого конца, и это выглядит органичным и закономерным. Неплохая вещь, если вдруг захочется поразмышлять о человеческой природе, но - учтите - совершенно не развлекательная.
Цитаты
1. У меня твёрдое правило: чем подозрительнее выглядит дело, тем меньше я задаю вопросов.
2. Божеские законы не имеют срока давности.
3. Одно дело подавить любопытство и совсем другое - избавиться от него вовсе.
4. Нечистая совесть - лютый враг покоя!