А что переживает малыш?
__полезные ссылки (категория закрыта, просьба размещать посты в категории теория)«Слава Богу, докормила до двух и отлучила, - так говорила мама светловолосого мальчика, сосредоточенно играющего в песочнице. – Уехала на 5 дней, а сына оставила с мамой. Представляете, возвращаюсь, а он совсем другой, как-то сразу повзрослел. Да и мама его моя подстригла. Гляжу на него – это уже не мой пушистый медвежонок, а взрослый человек».
Почему-то я эту картину наблюдала не раз. Вот он розовощекий малыш, беззаботный, легкий, светящийся. А вот после того, как мама оставила с любящими родственниками и уехала на недельку – отлучать от груди, он становится действительно другим. И мне все казалось, что разница очевидна. По крайней мере, мне она бросалась в глаза – у ребенка менялись глаза. Они становились какими-то серьезными, взрослыми и грустными.
А что происходит на самом деле с ребенком?
Почему – то решила вчитаться и сравнить этапы переживания горя от утраты близкого человека и стравнить (представить, предположить) состояние маленького человечка от «утраты великой утешительницы».
Боль и потеря – реальные составляющие жизни. Травма оказывает разрушительное воздействие на все уровни жизнедеятельности человека - физический, психологический, социальный.
Ребенок тоже человек и о переживает боль и потерю, когда пропадает мама и его любимая титя. А ведь мамина грудь являлась для него очень многим: покушать, заснуть, успокоится, да просто пообщаться, почувствовать тепло, спокойствие удовлетворение.
Процесс переживания горя – достаточно длительный, особенности его протекания и проявлений носят индивидуальный характер, однако структура, последовательность стадий – общая для всех людей независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.
Значит вне зависимости от пола, возраста, культурной принадлежности ребенок будет страдать, если еще сильна потребность в материнской груди. Хочется сделать ударение на слове потребность. Ребенок, который эту потребность перерос (самоотлучение), вряд ли будет сильно переживать. А вот маленький ребенок…
У детей нет моделей поведения в скорби, они не знают, что должны делать и чувствовать. Кроме того, их опыт не позволяет понять, что утрата означает полную перемену жизни, отсутствие изо дня в день и навсегда того тепла и защиты, которые давали отношения с ушедшим человеком (или людьми). Облечь свои переживания в слова дети тоже не могут. Они как бы «замирают», и их поведение может выглядеть таким же, как всегда – что сбивает с толку взрослых, ошибочно полагающих, что «дети не понимают» или «им все равно».
То есть после ребенок смиряется с тем, что мама уехала. Вернулась мама уже другой – она больше не дает молочка, закрывает титю, не успокаивает и не утешает так, как делала это прежде. ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ (с мамой, миром, со мной)! Только вот даже проговорить это ребенок не может.
По изменению силы чувств и степени контроля над ситуацией процесс переживания горя подразделяют на следующие стадии:
- Начальная ( шок) – Оцепенение, тревога, отрицание.
Кратковременная стадия, когда ошеломление нарушает восприятие реальности, происходит своего рода «отключение» чувствительности – эмоциональной и физической. Длится от нескольких минут до 2-3 недель. В это время человек не чувствует душевной боли за счет защитной реакции психики – «диссоциации», но характерны вегетативные реакции тревоги: сердцебиение, напряжение мышц, потение, сухость во рту, нарушения сна и аппетита, желудочные расстройства. Повышенный мышечный тонус может приводить к гиперактивности как к форме отрицания: избегание психической нагрузки путем изменения физического состояния (убегание, драки, мастурбация).
Получается, что ребенок переживает эту начальную стадию, реагируя телом, плачем, требованиями, капризами, повышенной раздражительностью, нарушением сна и аппетита.
- Острая (дезорганизация) – Амбивалентность. Боль и отреагирование. Поиск . Агрессия. Отчаяние. Утомление. Нарушения регуляции деятельности.
В этой фазе горе обрушивается на человека всей тяжестью. Чем большее место в жизни занимала потеря, тем труднее в этот период. Возникают сильные переживания тоски и муки, связанные с необходимостью отказаться и желанием удержать привязанность. В человеке как бы борются две реальности: реальность любви и реальность смерти. Боль и попытки ее утолить вызывают специфическую реакцию поиска:
- поиск мест его бывшего присутствия и ожидание возможной встречи в какой-либо форме;
- нецеленаправленная беспокойная деятельность («занять время ожидания»).
Малыш идет к маме, требует грудь, просит, плачет. Он ожидает «возможной встречи». Просится к маме на ручки, капризничает, просит бОльшего внимания
Протест против факта потери, против вызванной этим боли, гнев, враждебность к тем, кто пытается помочь и ненависть к себе – характерные признаки подстадии острого аффекта. Расстройство деятельности отмечается также на бытовом уровне, страдают не только высшие психические функции – мышление, внимание, память – но и физические процессы на уровне нарушения автоматизмов.
Затем наступает спад эмоционального напряжения, изнеможение и апатия:
- снижение физической активности (упадок сил);
- мотивационные нарушения (все теряет смысл по сравнению с горем);
- интеллектуальные проблемы (аффект тормозит интеллект)
В эмоциональном плане изнеможение выражается депрессией, утратой интереса к жизни, незащищенностью и безнадежностью
Ребенок беззащитен перед первой утратой. Что мы знаем, о том, как такие сильные переживания влияют на его состояние, развитие?
Утихающая (реорганизация) – Восстановление.
В это время происходит свыкание с потерей: человек способен вновь войти в жизнь, которая принимает в расчет утрату, но не заполнена ею целиком. Важное значение для прохождения этой стадии имеет отыскание смысла в утрате, чтобы соотнести ее со своим пониманием жизни, Бога или добра.
Происходит осознание того, что наихудшее случилось, человек принял это и уцелел, и теперь снова готов жить и расти – с памятью об ушедшем и ради него.
Признаки реорганизации:
- меньше слез;
- возврат физической активности и интереса к жизни;
- сосредоточение на настоящем и будущем, а не на прошлом;
- появление положительных эмоций, повышение эмоциональной экспрессии;
- восстановление самооценки;
- чувство защищенности.
Теперь, о том, ради чего решила написать – как можно помочь ребенку справиться с утратой, если мама окончательно выбрала такой способ отлучения (всякое в жизни бывает…)
Способность ребенка справляться со стрессом зависит от следующих факторов
- социальное и эмоциональное благополучие ребенка в момент травмы; Отлучение пройдет тяжелее, если в этот момент будут изменения (развод, переезд, лечебные процедуры, возрастной кризис)
- опыт привязанности и близких отношений с другими взрослыми; Видимо, остаться с ребенком лучше наиболее близкому человеку после мамы
- присутствие и забота близких ребенку людей в момент травмы; Любовь и ласка и тепло. Что тут скажешь?
- индивидуальная динамика переживаний и способы отреагирования.
Способы отреагирования и снятия напряжения в стрессе:
(по Мерфи и Мориэ)
- удаляться в безопасное место;
- отойти от окружающих на некоторое время, чтобы «прийти в себя»;
- использовать различные приемы для успокоения самого себя;
- отреагировать с помощью символических игр и фантазии;
Если ребенок пытается отгородиться от взрослых, отталкивает, уходит в себя, появляются резкие пристрастия (пальцы, фанатично любимые игрушки), идет процесс снятия стресса. Попытка адаптироваться к новым условия, попытка найти способы самоуспокоения.
Личностные характеристики, помогающие пережить стресс:
- активность и самостоятельность ребенка
- самоуважение и вера в себя
- уживчивость и способность обращаться за помощью, когда это необходимо
- гибкость и способность приспосабливаться к новому
- ответственность за кого-то, кроме себя
Из всех пунктов можно выделить «активность и самостоятельность» – разный тип темперамента дает разную скорость адаптации и приспособления, и «гибкость и способность приспосабливаться к новому» - так же относятся к врожденным характеристикам, особенностям нервной системы. Такие характеристики, как «самоуважение и вера в себя», «способность обращаться за помощью», «ответственность», в зачатке своего формирования.
Как помочь ребенку, пережившему разлуку.
Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие будут порядки в новой ситуации. Необходимо заранее рассказать ребенку о новых правилах. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить, даже если кажется, что он не понимает.
Утешение: если ребенок подавлен, и проявляет другие признаки горя.
Высокий уровень тактильного контакта необходим в раннем возрасте. Так что утешать и обнимать, и рассказывать много-много про то, как сильно ребенка любят.
Физическая забота: любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем.
Новые ритуалы засыпания, внимание, совместная игра.
Инициатива: нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.
Памятные вещи: игрушки, одежда - все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.
Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни.
Привыкнуть, а потом меняться. Не требовать больше, чем ребенок может.
Если на стадии шока важна физическая забота, то на стадии острого горя необходимо находится рядом с человеком, оказывать эмоциональную поддержку.
Вышеприведенное описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе простраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.
Однако простого перемещения в новую ситуацию и помощи в переживании утраты не всегда достаточно для того, чтобы «новая» жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком.
Все это только доводы и предположения. Попытка понять, почему так меняются глаза у маленького человечка и так рано. Да, каждый человек рано или поздно сталкивается с утратой и горем, но нужны ли такие сильные эмоции в таком раннем возрасте?