Я на пределе!!!

И еще - легких вам родов)))) надеюсь, вы подготовили старшего ребенка к появлению младшего? просто если нет, то кризис может сильно затянутся, и все станет еще хуже! Хотя у вас есть время это сделать))))))
30.08.2011
О кризисе 3-х лет вроде как многим известно, но всё равно у многих мам возникают вопросы "Что случилось с моим не самым вредным ребёнком?" и "Как всё это пережить?". Именно об этом статья ниже. Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Как помочь ребенку и родителям пережить кризис 3 лет? Малыш 2,5-3 лет: - Мама, дай машинку! Мама дает со словами: - Возьми, сынок. Малыш раздраженно: - Не хочу машинку! Мама забирает игрушку. Малыш гневно: - Дай машинку!!! А-а-а!!! И так далее по нарастающей... Вы узнали своего ребенка? Значит, у вас в самом разгаре так называемый «кризис 3 лет». Кризис может начаться уже в 2,5 года, а закончиться в 4 года. Что происходит с ребенком в этом возрасте? В чем истинная причина его «ужасного» поведения? Как себя вести родителям, чтобы с наименьшими потерями пройти это период, и максимально сократить его продолжительность? Что происходит с ребенком? Если вы водите автомобиль (ну, а если нет, то придется поверить мне на слово image ), то, наверняка, помните, как вы ездили на нем первое время. Очень осторожно, внутренне сжавшись от страха, как бы не пропустить какой-нибудь дорожный знак, не зацепить бордюр, и не забыть включить поворотник. Но вот наступил счастливый момент, когда вы почувствовали, что машина вас беспрекословно слушается, ваши действия достигли автоматизма, вы полностью контролируете ситуацию, и, самое приятное, что вы стали получать удовольствие от вождения. С этого момента большинство автолюбителей начинает бесшабашно гонять на автомобиле, наслаждаясь этим непередаваемым чувством уверенности в своих силах. Но... до первого дорожно-транспортного происшествия (или, хуже того, аварии). И чем больше критических ситуаций возникает на дороге, тем быстрее автомобилист приходит к мысли о необходимости смотреть на себя со стороны глазами других участников движения. И, соответственно, меняется стиль его вождения. Зачем я все это рассказываю? Чтобы вы лучше поняли, ЧТО происходит с ребенком до 3 лет. Да в точности то же самое! Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации. Она накапливается, накапливается, накапливается... Проходит время, малыш становится более развит физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития). Ребенок, исследуя пространство, видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир (если пнуть мячик, то он покатится; если долго ныть, то дадут то, что просишь). Малыш исследует свойства не только неодушевленных предметов, но и поведение людей, его окружающих. Он подражает взрослым, использует их лексику, "примеряет" на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам, начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними. Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!». Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью. И... начинает «бесшабашно гонять на автомобиле». Не ведая опасности, и не понимая, почему его постоянно одергивают, что-то запрещают, воспитывают, все решают за него. Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт). И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться. Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется, как может! В психологии существует целый перечень признаков «кризиса 3 лет», так называемое семизвездие (своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм). Но это все следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет: Малыш стремится сам ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ! Еще раз подчеркну. Он стремится не только что-то ДЕЛАТЬ самостоятельно, но и самостоятельно РЕШАТЬ, делать это или нет. Давайте, я более подробно поясню эту мысль на каждом признаке «семизвездия». Итак, Своеволие Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Понимаю, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности. Посмотрите в его счастливые глазенки, и увидите гордость от осознания факта своей самостоятельности! Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт – сын ошибок трудных. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, ЧТО именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах. Упрямство Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: "Я так решил!". Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение - попросит книжку. Удивительно, но факт! Негативизм и строптивость Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил! Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?». В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?». Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите "Гулять сегодня не пойдем!", тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не советую, так как это обман. Еще меня часто спасает фраза "Давай вместе!". Например, сын говорит: "Не буду умываться!". Я говорю: "Давай вместе будем умываться!". Ну, а дальше моя задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок "Водичка, водичка, умой мое личико..." или умываем мишку. Протест-бунт Протест-бунт ребенка – это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», "Одень тапочки!"). Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). Любому человеку (а ребенку и подавно) очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета. Ребенок, деятельность которого постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии или онанизма. Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты - очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные). Симптом обесценивания Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока... Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…). Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек. Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. В конце концов ребенок согласится одеться и сам тоже. Деспотизм Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми. Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяете малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему еще сложно понять ваши объяснения и нравоучения, вернее он их понимает по-своему. Здесь сделаю небольшое отступление. Чтобы немного пояснить, Как формируется понимание и осознание смысла слов? Когда мы слышим новое для нас слово, мы еще не понимаем его смысла. Но запоминаем информацию о нем, можем даже из контекста сказанного создать некое представление о предмете. В следующий раз, когда мы слышим это же слово в новом контексте, наше представление о предмете немного уточняется. И так далее, информация о предмете постепенно накапливается, и понемногу формируется более четкое представление о нем, появляются связи между разными понятиями (если сделать это, то получится то). Так, от частного к общему формируется опыт человека. У ребенка еще нет жизненного опыта, его представления о вещах и явлениях еще не общие, а конкретные. Например, под словом «нож» он понимает тот конкретный нож, с которым вы его застукали, а не любой нож вообще. И если вы будете ему говорить, что с ножом играть нельзя, то он будет думать про этот конкретный нож, и решит, что именно его брать нельзя. Но возьмет другой. Ну, что ж, надеюсь, общее представление о кризисе трех лет, и о том, что происходит с ребенком, у вас сформировалось? Теперь самое время сделать практические выводы, а именно, как вести себя родителям, чтобы сократить продолжительность кризиса. Как себя вести родителям, чтобы сократить продолжительность кризиса 3 лет? Давайте вернемся к аналогии с автомобилистом, которую я приводила в начале статьи. Чем больше критических ситуаций возникает на дороге, тем быстрее автомобилист приходит к мысли о необходимости смотреть на себя со стороны, глазами других участников движения. И, соответственно, меняется стиль его вождения. Чем больше у ребенка будет опыт самостоятельных поступков и принятия решений, чем больше успехов и (увы) ошибок он совершит, тем быстрее пройдет кризис, тем быстрее он научится ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с людьми. Поймите, ребенок рано или поздно возьмет свое (природу невозможно обмануть). Все, что он недополучил в положенное время, он будет стремиться восполнить в более позднем возрасте. В ваших силах вовремя почувствовать потребности ребенка и не растягивать этот процесс на годы. Итак, резюмируя вышесказанное, сформулирую основные принципы поведения родителя, желающего ускорить протекание кризиса трех лет без психических травм для ребенка. 1. Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать). 2. Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо», если кроха оказал вам услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания. 3. Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно), используйте игру для сглаживания кризисных моментов. 4. Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а так же здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений! 5. Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение. 6. Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях. Это время трудное не только для ребенка, но для родителей, так как требует коренного пересмотра отношения к своему повзрослевшему малышу. И если в стратегии воспитания ничего не меняется, то кризис 3 лет затянется на долгие месяцы. От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой. Воспитывайте ребенка не замечаниями, а на своем примере. То есть ведите себя с ребенком так, как хотели бы, чтобы он вел себя с окружающими людьми, в том числе и с вами. Вот так все банально! Калмыкова Людмила, мама, автор сайта «Первенец» Взято отсюда http://1kid.ru/article.php/crisis
30.08.2011
Спасибо преогромнейшее, очень полезная статья. Надеюсь этот кризит не затянется на годы))) Знаете, я его спросила: "Ты из какого стакана будешь пить лекарство, из желтого или из синего?" Он ответил: "Нет... из фиолетового!"  Сегодня зову его с кухни: "Яяяяян." Ответ: "Нееееееет..." В общем терпения нужно целый воз... Ребенку почти каждый день рассказываю про сестренку. Он ее очень ждет, даже игрушки для нее приготовил свои, которыми играл в младенчестве)))
01.09.2011
Да, терпения вам, и еще терпения! Когда сестренка родится - пусть он возьмет ее за ручку. Она сожмет кулачок - и "поздаровается" с ним. Это будет началом хороших отнашений) еще можно купить ему игрушку и подарить, когда выйдете из роддома "от сестренки" и еще есть хорошая книга http://www.syntone-kazan.ru/library/books/?item_id=883&current_book_page=1 там тоже про кризис много написанно, полистайте)))  
01.09.2011
Спасибо))) Обязательно почитаю по ссылке)))
01.09.2011
Спокойствие! Только спокойствие! Если не можете изменить ситуацию, измените отношение к ней! Нужно все отпустить и все само собой встанет на места. Ну не хочет ребенок что-то делать, так пусть и не делает! Как появятся силы на воспитание, так сразу и займетесь. Тем более беременность, обычно, спокойствия не добавляет)))
30.08.2011
Ой, Ирин, вот вроде спокойна, а иногда как взорвусь!!! И понимаю, что все бесполезно, неконструктивно и разрушающе для нас обоих, но не могу остановиться... нервы на пределе
01.09.2011
Дайте себе отдых. Не так уж много действительно необходимых дел. Не хочет умываться? Отлично, тогда завтракать не будем. Не хочет одеваться - гулять не идем. Не надо уговаривать, просто ставьте перед фактом. А за "исподтишка" - по попе и в угол. Проревется, объяснить за что и почему. Ну и всячески нахваливать даже случайные успехи в хорошем поведении.
30.08.2011
это просто сильная усталость... я сама сейчас в таком ужасном состоянии - ничего не радует, всё раздражает... в такие моменты мне не помогают психологические книги и знания... я просто отключаюсь...
30.08.2011
Ой Татьяна, как здорово, что хоть кто-то понимает... хотя иногда кажется, что ты одна во всем мире с такими проблемами...
01.09.2011
неее, совсем не одна, нас таких уставших мам много, просто кто-то говорит о проблемах, пытается что-то решать, менять, а кто-то умалчивает истинное состояние дел... все мы люди, все мы человеки :)) каждый имеет право на слабость, усталость, опускание рук и слезы.. каждый, даже мама... терпение, вот наше спасение!
01.09.2011
БейбиБлог - спасатель, загляну сюда, смотрю, нас таких ой как много, чего бы это ни касалось)))
01.09.2011
Даа,понимаю,мой в этом возрасте тоже был не подарок. Он  сейчас крутит,вертит мамой как хочет. Надо твердо отстаивать свою позицию. Сначала будет скандалец,как это так мама на прежние приемы не ведется. Бесполезно ругать его, пора действовать иначе. Напимер начинает мой с визгами и воплями требовать чего-то, а я спокойно,Как буд-то меня это его поведение не трогает: скажи хорошо,я ничего не понимаю.. в ответ снова визг...повторяю то же тем же флегматичным тоном,и так несколько раз пока товарищ не делает над собой усилие и не начинает говорить нормально. Потом объясняешь почему ты ему это не дашь,спокойно,а привозмущении и воплях просто не обращаешь внимания на этот концерт. Он вырос,и проверяет как далеко он может зайти. А ты к нему с теми же мерками как к младенцу вот он и решил, что в доме хозяин - он."Знает, что нельзя и глядя мне в глаза демонстративно делает свое дело. Все хорошее, что для него хочешь сделать, все превращает в скандал и недовольство."   - Знает, что мама будет угрожать,но угрозу свою не выполнит. Не надо лупить,достаточно сказать если ты это не прекратишь я не дам тебе то-то,не дам смотреть мультик и держать слово. Будет скандал и вопли, потом сделается паинькой и мама размякнет и отменит наказание. Вот этого делать нельзя. Сказала - сделала. И у человека отложится что за плохие поступки придется расплачиватся.И без рукоприкладства обойдется. А при воплях лучшее средство на него вообще никак не реагировать,нет здесь никого,ты одна в помещении. Если ты думаешь что он маленький,не понимает то не смог бы он так талантливо заставить тебя плясать под его дудку.
30.08.2011
Игнорировать его психи?
30.08.2011
Так это он мои психи игнорирует)))
01.09.2011
Почитайте книгу Ю.Б. Гиппенрейтер "общаться с ребенком. КАК?" многое станет понятно. Попробуйте! Поможет!
30.08.2011
Спасибо))) Я знаю эту книгу наизусть. С Гиппенрейтер даже лично знакома, многое с ней обсуждали. Но в том то и дело, что я измотана, у меня просто нет сил.
30.08.2011
Может вы не до поняли что то? Раз говорите "что делает назло" он же просто отстаивает свое Я. Перечитайте еще раз. Она же там четко дает понять ПОЧЕМУ он на все говорит "нет". И как избегать этих конфликтов.
30.08.2011
Может и недопоняла, не спорю. А может просто устала. Пойду, расчехлю книженку. Уверена, она придаст мне сил, ибо Гиппенрейтер - СИЛА)))
30.08.2011
Детям не надо задавать вопросы,чтоб он мог ответить нет.Это их естественный ответ ,сначала "нет" потом думают. Предлагайте ему выбор:" ты хочешь одеть эту футболку или эту рубашку?" Как то так.  И не будьте так  к нему категоричны.
30.08.2011
Так я и не задаю вопросов. А если спрашиваю "футболку или рубашку" в ответ слышу "не будем одеваться!!!"
30.08.2011
Мне кажется вы еще от Б  воспринимаете все острее. Да и период этот пройдет. Кризис 3х лет. Хотя я не очень в них верю,но как будто они и правда есть.
30.08.2011
"не хочу идти домой!!!" 1год8мес Продолжение следует..... (новое)