Какая плохая игрушка?!
Воспитательные моментыМой сын (одного году от роду) ударился о жука-каталку...и тут же последовала реакция родных..мол какая плохая игрушка (в принципе на ее месте могла быть и кровать и стол и стул и т.д.). Я стараюсь пресекать такие высказывания сразу...игрушка (кровать, стол, стул и т.п) тут не виноваты, просто мальчик пока не все умеет ..
почему я так делаю?? потому что читая как то Хорке Букая "Я, она, он ...и снова я" запомнила одну из его истории (история под катом)
а у меня вопрос? А вы ругаете игрушки (кровать, стол, стул и т.п)если ребенок о них ударился (упал, запнулся и т.п)?
Я всегда вспоминаю следующую сцену.
Моему двоюродному брату, который был намного младше меня, тогда исполнилось три годика.
Мне было около двенадцати...
Все семья собралась на обед в доме моей бабушки. Брат носился по всей гостиной сломя голову и случайно натолкнулся на журнальный столик. От удара он упал на пол и так и остался там сидеть, рыдая.
Братик сильно ушибся, и вскоре у него на лбу образовалась припухлость размером с абрикосовую косточку.
Моя тетя, присутствовавшая при этой сцене, подбежала, чтобы обнять малыша. Одновременно прося меня принести лед, она без конца причитала: «Бедненький мальчик, плохой стол тебя ударил, тук-тук по столу...» - стуча по столу и призывая ребенка последовать ее примеру.
А я думал:
«Какой из этого следует урок? Ты не несешь ответственности, хотя ты неуклюжий, тебе три года и ты не смотришь, куда несешься; это стол виноват.
Стол плохой».
Я впервые с удивлением уловил скрытый посыл о злонамеренности предметов.
А тетя настаивала, чтобы братик дал столу сдачи...
Сама история кажется мне забавной, но подобная воспитательная практика пагубна: ты не отвечаешь за свои поступки, всегда виноват другой или окружение, а не ты, это другой должен убраться с твоей дороги, чтобы ты случайно не ударился...
Мне пришлось пройти длинный путь, чтобы порвать с наставлениями матерей всего мира.
Я ответственен за то, чтобы отойти от того, что меня ранит. Я ответственен за то, чтобы защититься от тех, кто причиняет мне вред. Я ответственен за то, чтобы обращать внимание на то, что со мной происходит, и оценивать свою долю участия в происходящемЯ должен осознавать тот резонанс, который имеет каждый мой поступок. Чтобы со мной происходило то, что происходит, я должен делать то, что я делаю. Я не говорю, что я могу управлять всем происходящим со мной, но что я ответственен за все, что со мной происходит, потому что в чем-то, пусть в какой-нибудь мелочи, я поспособствовал этому.
Я не могу контролировать мнение всех окружающих, но могу контролировать свое. Я могу свободно распоряжаться своими поступками.
Мне следует решить, как я буду действовать. С моими ограничениями, с моими бедами, с моим невежеством, со всем, что я выучил и что знаю. Принимая во внимание все это, я должен решить, как поступить наилучшим образом. И мне следует поступить именно так.