НЕПРАВИЛЬНОЕ воспитание и его типы
Ошибки родителейВ след предыдущему посту... Осознанно решила прикрепить этот пост к другой категории сообщества. Буду очень рада, если вам пригодится эта информация!
Итак, темперамент, как природное в человеке, подавляется прежде всего неправильным воспитанием.
I тип. НЕПРИЯТИЕ или воспитание по типу «Золушки»
Качественная характеристика
1. СУТЬ: отсутствие материнской любви.
Материнская любовь означает для малыша:
А) сверхпотребность
Б) главное условие его психического и физического развития
В) главное условие его безопасности и стабильности
Неприятие квалифицируется как неправильное воспитание, когда ребёнок САМ чувствует ,что его не любят.
2. СТЕРЖНЕВОЕ СТРЕМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (примитивных, эгоистичных): ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ (в т.ч. ценой подавления темперамента) отгородиться от ребёнка, которого не любят.
3. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: варьирование от жестокого контроля и бесконечных «придирок» до равнодушной безнадзорности.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИ РЕБЁНКА: боязнь оказаться «мишенью» для обид и насмешек со стороны сверстников, фиксация на своих мнимых и реальных неудачах, глубокая неудовлетворённость собой.
5. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: а) несамостоятельность, нерешительность, пассивность; б) признаки, обусловленные подавлением альтруистической сущности темперамента (см. приложение во 2-й части первой лекции (15.10.10))
II тип. ГИПЕРСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Качественная характеристика
1. СУТЬ: трансформация родительской любви в безосновательную тревогу как за репутацию ребёнка, так и за свою собственную репутацию.
2. СТЕРЖНЕВОЕ СТРЕМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ («правильных», тщеславных, недоверчивых): ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ (в т.ч. ценой подавления темперамента) принудить ребёнка добиться успеха.
3. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: а) чрезмерно-завышенный объем требований; б) раздраженно-нетерпеливый способ их предъявления.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИ РЕБЁНКА: страх общественного мнения, болезненно заострённое чувство долга.
5. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: 1) чрезмерный педантизм; чрезмерная исполнительность; 2) тревожно-мнительные черты характера, означающие ПРИВЯЗАННОСТЬ ребёнка к негативным мыслям и НЕСПОСОБНОСТЬ ПОЗИТИВНО ДУМАТЬ, что (на фоне завышенных гиперсоциальных притязаний) чревато непредсказуемыми последствиями, вплоть до САМОУБИЙСТВА!
III тип. ТРЕВОЖНО_МНИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (часто встречается в семьях с ослабленным, поздним и единственным ребёнком)
Качественная характеристика
1. СУТЬ: трансформация родительской любви в панический и нередко напрасный СТРАХ за здоровье и благополучие ребёнка.
2. СТЕРЖНЕВОЕ СТРЕМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (тревожно-мнительных, недоверчивых): любой ценой (в т.ч. ценой подавления темперамента) обезопасить ребёнка, его здоровье от «зловещей» судьбы.
3. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: а) «привязывание» ребёнка к себе («на всякий случай»), б) ранняя интенсивно-интеллектуальная подготовка ребёнка к «опасному» будущему.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИ РЕБЁНКА: а) мучительно-болезненная неуверенность в своих силах; б) Боязнь любых перемен; боязнь за своё здоровье и здоровье близких (неосознаваемый страх смерти).
5. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: 1) тревожно-мнительные черты характера; 2) замкнутость, неумение общаться со сверстниками.
IV тип. ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ или воспитание по типу «кумира семьи» (часто встречается в семьях с единственным ребёнком)
Качественная характеристика
1. СУТЬ: трансформации родительской любви в различные формы «сюсюканья».
2. СТЕРЖНЕВОЕ СТРЕМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (незрелых, безответственных): ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ (в т.ч. ценой подавления темперамента, особенно его альтруистической сущности) удовлетворить любую прихоть ребёнка.
3. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: а) постоянное ограждение малыша от преодоления трудностей; б) потакание капризам в форме бесконечных поблажек и особенного отношения.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИ РЕБЁНКА: а) внутренне напряжение, обусловленное неспособностью принимать внешний мир и других людей какими они есть. (Такой ребёнок не умеет любить других). Б) БОЯЗНЬ лишиться привилегий, поблажек, «аплодисментов» и т.п.
5. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: а) лживость, мстительность, высокомерие, завистливость, обидчивость, повышенная внушаемость; б) признаки, вытекающие из подавления альтруистической сущности темперамента (см. приложение во 2-й части первой лекции)
Таким образом, ОСНОВНОЕ НЕГАТИВНОЕ влияние неправильного воспитании в отношении психики ребёнка заключается в ПОДАВЛЕНИИ ТЕМПЕРАМЕНТА и одновременном ЗАОСТРЕНИИ ИНСТИНКТА САМОСОХРАНЕНИЯ, что ведёт к нарушению формирования характера, а значит, к нервности, к страданиям.
Следующая лекция - о процессе становления личности ребёнка и о мудрой позиции родителей в кризисные периоды
Ссылки на предыдущие лекции:
Лекция 1, ч.1 Почему бесполезно лить новое вино в старые бурдюки?
Лекция 1, ч.2 О Темпераменте и Своевременности воспитательных моментов
Лекция 2, ч.1 Корень проблемы ищи в себе!
А также Лекция 3, ч.1 Все мы родом из детства