Фотографируем в путешествиях. Часть 4
секреты ремесла (композиция, сюжет, съемка)
Фотографировать в режимное время (на закате и рассвете), конечно, очень здорово и снимки получаются красивыми. Но в поездках и путешествиях не всегда есть возможность останавливаться на ночь в каждом красивом и интересном месте чтобы снять закат или рассвет. Поэтому часть достопримечательностей приходится осматривать при ярком дневном свете.
Ну и в этот раз я хочу рассказать о том, как получить удобоваримые снимки на ярком полуденном солнце.
1/850 | f/7.1 | 18 mm | ISO 200
Солнце светит сверху слева, практически из левого угла кадра. Из-за того что оно довольно высоко картинка получается плоской и ненасыщенной. И тут даже не поможет поднятие насыщенности в конвертере, потому что при этом цвета станут неестественными и "грязными".
Но все не так плохо как кажется на первый взгляд - если чуть внимательнее посмотреть по сторонам, то можно заметить, что если оставить солнце за спиной (получается что оно сверху сзади и немного слева), то картинка становится уже более объемной и яркой.
1/400 | f/7.1 | 18 mm | ISO 200
Уточню, что насыщенность этого кадра я не поднимала в редакторе или конвертере, вообще, я стараюсь нужную мне яркость и насыщенность получать за счет освещения и цвета света, а не при обработке.
Уже довольно неплохо по цветам, но надо развить успех. Поэтому отхожу еще чуть-чуть в сторону и компоную кадр так чтобы вместить собор, который является визитной карточкой города.
1/600 | f/7.1 | 18 mm | ISO 200
Ну вот и открытка получилась. Вполне отражает дух прибрежного города со множеством разноцветных лодок и узнаваемой средневековой архитектурой.
Напомню что все три кадра сняты с интервалом в пару секунд и практически стоя на одном месте.
На самом деле, против солнца снимать можно, главное точно представлять что и зачем мы хотим снять.
1/950 | f/7.1 | 55 mm | ISO 200
Тут меня привлекли блики от солнца на воде (солнце практически над моей головой и чуть-чуть сзади). Снимаю на длинном конце объектива, чтобы отсечь из кадра все лишнее и сделать акцент на лодках и бликах.
еще один пример, тоже снято в середине дня
1/900 | f/7.1 | 24.3 mm | ISO 200
Еще одна проблема при съемке днем, которая в полной мере проявляется при фотографировании на узких средневековых улочках - это слишком большой разброс яркостей между освещенными частями изображения и теми, которые находятся в тени. Такой динамический диапазон довольно сложно вписать в один кадр так чтобы не было откровенных пересветов или провалов в тенях, но попробовать можно.
Как я уже писала, я практически всегда снимаю в режиме приоритета диафрагмы, а нужную выдержку камера подбирает сама с учетом экспозамера по всех площади кадра. Так вот, для того чтобы зафиксировать максимум информации из светов и теней я ввожу небольшую экспокоррекцию, где-то в районе -1, при этом само изображение становится чуть более темным, но при этом в кадре сохраняется информация о деталях в светлой части снимка.
Матрицы цифровых фотокамер устроены таким образом, что при дальнейшей обработке снимка (при условии, конечно, что съемка была в RAW формате) детали из теней восстановить значительно проще, чем из светов. Поэтому нет ничего страшного в том чтобы снимать с недодержкой в несколько ступеней экспозиции, но делать это надо осознанно, контролируя гистограмму, потому что любом "вытягивании" теней в конвертере появляется цифровой шум, который снижает качество итогового снимка.
1/480 | f/5.0 | 42.5 mm | ISO 200
Описанный выше прием, позволил мне на этом кадре избежать потери деталей на ярко освещенной стене, но в тоже время хорошо видно все что находится в тени и снимок выглядит сбалансированным по свету.
Ну да, и как обычно, все снимки сделаны на fujifilm x-m1 cо стандартным объективом XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS
Предыдущие заметки на эту тему:
Svetlana
Лена, огромное Вам спасибо за статьи! Эта тема мне очень актуальна, поэтому внимательно перечитаю еще раз на свежую голову.
10.09.2014
Ответить
Вика
Огромное спасибо за пост! Мы живем в тропиках и яркое солнце у нас весь день, так что очень актуально)))
21.11.2013
Ответить
Ольга
Лена, спасибо Вам большое за эстетическое удовольствие!) а то все пупсы и пупсы) только недавно думала, кто б про архитектуру написал, как снимать
24.10.2013
Ответить
Елена Петрова
ну не только же пупсов снимать :)спасибо! мне очень ценно и важно, что то, что я пишу интересно и полезно
25.10.2013
Ответить
akmar
А как Вы добиваетесь такой идеальной резкости как на переднем, так и на заднем плане? При такой диафрагме у меня всегда что-нибудь, да мылит, без шевеленки )))
18.10.2013
Ответить
Елена Петрова
На самом деле, если смотреть полный размер, то задний план более размыт чем передний. А на такой маленькой картинке кажется, что все одинаково резко. Никаких специальных приемов, кроме качественного объектива, здесь нет
18.10.2013
Ответить
akmar
Спасибо, очень познавательно. Не бросайте, пишите здесь еще. Вы у меня в закладках, читаю постоянно даже не столько с целью научиться уму-разуму, сколько из-за потрясающей красоты Ваших фото.
18.10.2013
Ответить