Каждому возрасту – своя сказка…..
Сказки тесно сопровождают ребенка с самого раннего возраста. Это и увлекательный сюжет и игра воображения и возможность заложить основу нравственных ориентиров. Но далеко не всем известно, что сказки важно подбирать ребенку по возрасту. В своем развитии мышление малыша проходит ряд стадий. И, замечено, что в этих этапах отражено развитие всего культурного наследия. Можно представить, что малыш в ускоренном виде "пробегает" развитие человечества. Поэтому сказки раннего возраста значительно отличаются от сказок, которые нужно подбирать повзрослевшему малышу. Так в период от 0 до 3-4 лет важно как можно шире раскрыть перед малышом окружающий мир. в это время родители сами придумывают короткие сказки, что бы знакомить ребенка с природой, климатом, природными явлениями. Что бы ребенок научился обращать внимание, замечать что происходит вокруг. К тому же важно обсуждать природу своего края, не привнося экзотических пейзажей. такое построение сказок позволяет прикоснуться в реальности, принять окружающее пространство и сформировать доверие к миру. Экзотические сказки могут спровоцировать чрезмерное фантазирование и дать основу "ухода от реальности". что может проявится в стремлении к компьютерным играм, например. в этот ранний период полезны игры "представь себя листиком на ветру", "давай пожурчим, как ручеек". Задача таких игр - адаптироваться к окружающему миру, в результате чего у малыша пробуждаются внутренние силы, смелость, уверенность, потому что он знаком со своим окружением. этот первый период можно назвать сказко-мифологическим.
За ним следует нравственно-этический период, который захватывает возраст 4-6 (8) лет. В это время, через сказки малыш учится разделять добро и зло, появляются представления о справедливости, а так же появляются представления о том как верно распределять свои силы. Хорошими примерами будут сказки о волшебной палочке, сказка о цветике семи-цветике, сказка о потерянном времени. В возрасте с 4х лет полезно рассказывать сказки, построенные на взаимодействиях животных ("теремок", "зайка-зазнайка", "заяц и лиса"), несколько позже с 5-6 лет основными персонажами становятся люди и их взаимодействие между собой.
Однако, стоит отметить, что и в этот период следует отдавать предпочтение народным сказкам и авторам. Со сказками Андерсена, братьев Гримм, Шарля Пьеро, следует знакомить ребенка в более позднем возрасте, потому что эти сказки имеют глубокую филосовскую идею, которая не доступна пониманию маленького человека.
Третий период называют технократическим, научным. когда мышление ребенка достигает логического уровня и познание мира происходит через анализ и построение собственных выводов. и теперь будут интересны сказки о взаимоотношениях мужчины и женщины, сказки, затрагивающие тему смерти. Это сказки о кощее бессмертном, об Иване царевиче и прекрасных принцессах.
Если первые сказки формируют у малыша доверие к миру и возможность находить ресурсы в окружающем мире, то сказки для взрослых детей позволяют расширят варианты поведения, взаимодействия.
В завершении важно заметить, что подбирая сказку малышу следует обратить внимание, что в ней все должно заканчиваться хорошо. Какие угодно приключения могут происходить по ходу, но в конце добро обязательно должно победить. Для ребенка это будет обозначать, что мир полон добра и справедливости. Даже если вам попалась сказка с другим концом, обыграйте ее для своего малыша по своему. В томах народных сказок нередко встречаются страшные сюжеты, но стоит помнить, что не все народные сказки писались для детей, некоторые из них рассказывались на забаву взрослым.
А для малышей важно делать акценты что окружающий его мир надежен, благополучен и тогда повзрослев и даже забыв сказки и сам человек будет верить в лучшее.