Евгений Ельчин. "Сталинский нос".
отзывы

"Именно сейчас нам нужно сделать все возможное, чтобы прервать передачу страха из одного поколения в другое". Это автор о книге.
Главный герой произведения...
...хочется написать "Сталин", так как количество упоминаний этой фамилии на страницу текста, на мой взгляд, зашкаливает.



Главный герой - Саша Зайчик.
Далее я схематично, штрихами.
Мальчишка девяти лет, который сейчас растет без мамы (недавняя темная история с ее гибелью, к которой имеет отношение отец Зайчика), с любимым папой ("настоящий коммунист" и "один из лучших сотрудников" в органах, дело которых "разоблачение замаскировавшихся шпионов, которые пытаются внедриться в наши ряды").


Коммунальная квартира, где "живут сорок восемь честных советских граждан".
С одной кухней и одной уборной, около которой можно услышать революционные песни, помогаюшие "дождаться своей очереди" в эту самую уборную.

"Квартирный вопрос". (с) Донос соседей и арест отца.

Его последнее напутствие сыну при аресте: "Главное, Сашка, вступить в пионеры... это важнее, чем иметь отца. Понял?".
Тетя Лариса (сестра отца): "Если мы тебя возьмем, нас тоже арестовать могут, понимаешь? А у нас маленький. Нельзя нам накак. Ты меня, Сашка, прости".
Бесконечная вера Зайчика: "Ошибка произошла, товарищ Сталин, папу арестовали"! "Завтра все наладится. Завтра товарищ Сталин освободит папу. Завтра меня примут в пионеры".

Школа. Важный и ответственный для Зайчика день - день вступления в пионеры.

Случайное "вредительство" Зайчика (разбитый бюст Сталина), выяснение обстоятельств и поиск виновного.

"Классная" Зайчика - Нина Петровна. "Добрая и справедливая, но когда нужно, она кремень".
Например.
"Возьмите чистый листок бумаги и карандаш... Аккуратно в столбик напишите фамилии однокласснико, которых вы подозреваете".
Или.
"Нина Петровна оборачивается к стенду, на котором висит фотография нашего класса... и чернилами замазывает Очкарику лицо".


Одноклассники Зайчика.
Финкельштейн-Очкарик. "Мои папа с мамой тоже настоящие коммунисты. Только они теперь в тюрьме на Лубянке сидят - враги народа. Как это получается? Объясни мне". Чтоб к родителям, на Лубянку, попасть, мальчишка оговорит себя, сознается, что он нос у бюста Сталина отбил. "Тюремные пижамы всегда в полоску. Пижама ему, конечно, велика будет, откуда у них детские размеры". "Интересно, а у них есть семейные камеры"?
Вовка Собакин. "Раньше он был для всех образцом - по всем предметам пятерки, а поведение лучше, чем у девчонок...А потом что-то с Вовкой стряслось, только никто не знает что". Расстрелянный отец. Ребенок, обозленный до такой степени, что может... (не буду все рассказывать, пусть будет интересно тем, кто планирует прочитать).
Повторюсь, основной сюжет книги складывается вокруг выяснения обстоятельств "вредительства" и поиска виновного.



И виновный, естественно, находится.

Думаю, если родители решат поговорить со своим ребенком (заявлено 12+) об одном из сложных периодов в истории нашей страны, эта книга может стать книгой-поводом для разговора.
Кстати, таких книг-поводов, вместе с "носом", у меня уже три. Это "Коричневое утро" и "Хиросима". Эти две сомнений в прочтении пока не вызывают.
А вот "нос".... Сложно представить, будем ли мы поднимать обозначенную тему в таком возрасте. Нужно ли и актуально ли это будет в свое время.
Представляется, что тема, затронутая в книге, все же требует более старшего возраста ребенка и более серьезных произведений и авторов.
Еще, думаю, что дети (в свои 12 и более лет) не поверят автору... Про те же коммуналки, например. И произведение покажется им больше сказочно-несерьезным, чем реалистичным. И это, наверное, хорошо.
- - -
Дополнила. Для погружения в атмосферу, так сказать. "Розовый жираф" раздавал на одном из обсуждений книги с детьми копию номера "Пионерской правды" за 37 год.





------
или