С.Соловейчик - Краткий пушкинский курс педагогики
букинистикаКуда короче - в шести строках! Наука искусства воспитания для очень занятых людей.
Однажды Пушкин записал шутливые стихи в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского. Пушкин был верен себе в каждой строчке и в каждой шутке, и даже экспромты его гораздо содержательнее, чем кажутся с виду.
Вот случай убедиться в этом: переведем веселые строчки на язык педагогических законов.
Пушкин написал:
В шести строчках - все искусство воспитания!
"Душа моя Павел" - люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, в ласковой интонации. "Павел", "Кн. П.П.Вяземскому" - обращайся с ребенком как с равным, как со взрослым, невзначай подчеркивай, что он уже большой - Павел! Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда "уже большие". И как бы ты ни любил ребенка, будь с ним немножко сдержан, особенно с мальчиком: "Душа моя", но "Павел".
"Держись моих правил" - сначала обзаведись, пожалуйста, своими правилами жизни, убеждениями, принципами - без них к ребенку лучше и не подходить. И это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие правила детям внушить невозможно. Сколько неудач в воспитании из-за того, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся! Нет, "держись моих правил" - слово, убедительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское: "держись". Совет, которым можно и не пользоваться. В необязательном "держись" поучение, необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует ребенок сам.
"Люби то-то, то-то..." - люби! Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Воспитание - это не запреты, воспитывать - пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства - люби.
"Не делай того-то" - сказано категорично и без объяснений. Отметим тонкость: "не делай" - относится к автору, взрослому человеку, это ведь из его правил - "не делай", это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. "Не делай" - закон взрослых, серьезных, честных людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю - не в моих правилах. "Не делай" и "люби" - двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: "не делай", а верхней границы нет, она бесконечна - "люби!".
"Кажись, это ясно" - ребенку и надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Пусть ребенок не понял взрослого - не страшно. Вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных. И с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! "Кажись, это ясно..." Он открывается перед мальчиком. Он не просто подчеркивает равенство обращением "Павел", он в самом деле чувствует себя равным с мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит не заученное, а только что самим открытое.
"Прощай, мой прекрасный" - прощай! Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. Ребятам лучше быть в компании сверстников, отдаваться играм и своим делам. Поиграли, поговорили, объяснились в любви - и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир.
И словно кольцо замыкается: "Прощай, мой прекрасный".
Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: "Мой прекрасный" - тот счастлив в детях и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, "душа моя" и "мой прекрасный", заключено все искусство воспитания детей.
С.Соловейчик. Педагогика для всех.
И хотя в заголовке заявлен пушкинский курс, я в данный момент рекламирую вовсе не Пушкина, а его гениального интерпретатора. Это добрый и мудрый, умный, тонкий Соловейчик. Я любила читать его статьи в "Комсомолке" и "Семье и школе", его книги. Эта - одна из любимых. А приведенный отрывок пользуется моей особой любовью.
Нет, книга эта не о науке педагогике, она о мировоззрении родителя, о философии родительства, о состоянии "детности". Это его мысли об общении с детьми, о взаимоотношениях между детьми и родителями. Написал он книгу, когда в семье появился третий ребенок - маленький Матвей, родившийся в день, когда его старший брат ушел служить на флот. Друзья, смеясь, называли книгу "Педагогикой от Матвея".
Я прочитала ее, когда дочь была маленькой. И с тех пор читала и перечитывала ее без конца. Книга стала моей родительской Библией. И не то, чтобы открыла мне глаза на что-то. Нет, она стала мне железобетонным фундаментом, на который всегда можно сослаться. Потому что мало ли что я там считаю и говорю, это у меня, может, по молодости лет блажь такая. А тут - книга! Заслуженного уважаемого человека, который словами написал все, что мне хотелось сказать каждому родителю. И все это время считаю, что эту книгу нужно изучать в школе, потому что она совсем не зря была выпущена издательством "Детская литература" и имеет подзаголовок - книга для будущих родителей. Но не проходить, как проходят классику, а просто читать и обсуждать прочитанное. Потому что родителем становится почти каждый, за редким исключением.
Очень нужная, на мой взгляд, книга. Очень мировоззренческая. Я покупала в букинистах несколько раз, всегда зная, кому я подарю следующий экземпляр. Но уже давно она мне не встречается. Но ее можно найти и прочесть в электронном варианте.