"Алиса в стране чудес" Л. Кэрролл. Рисунки Калиновского.
отзывыМир такой, каким я его вижу.
Большой белый квадрат закрывает собой белый свет и вытесняет цветные картинки.
Сын, конечно, прыгает с размаху в середину, он прекрасно чувствует себя и здесь, со мной, нависая над квадратом, заглядывает ко мне куда-то в центр глаз и вопрошает вдруг, но совершенно в унисон тексту:
- Сантиметр - это электроинструмент?
- Нет
лаконичный ответ не устраивает никого в этом мире
- А молоток?
- Нет. Далее следует моя пространная речь об электроинструментах, чуть было не выдернувшая меня из квадратного ясно-белого пространства и времени.
- Я прочитал - показывает на игрушечный сантиметр - здесь, что сантиметр - это электроинструмент - легко возвращает меня в страну чудес Алисы.
Это моя деньрожденская книга, с августа она устраивает мне праздники снаружи и внутри любого мира. В декабре раскрасила новогодние сказки. Ночами снится наяву и живёт во сне.
Я намеренно пишу - книга. Потому что они вместе так придумали, каждый в своё время, но здесь легко всё перемешивается - Кэрролл и Калиновский и Заходер. Чем дольше я читала, тем больше мне нравились рисунки Калиновского. Они перестали восприниматься отдельно восхищённо от текста, это, несомненно, одно целое, великолепное и гениальное.
Белый с узорными тёмными металлическими ручками шкаф с ящичками, низкий и продолжающийся в длину за пределами видимого - вот какой представляется мне эта книга Кэрролла. В каждом ящичке секрет (мне такой ещё у Пеппи Длинныйчулок приглянулся в детстве)), ответ или подсказка. Главное вспомнить нужный ящик. Сидит на голове у меня Лёва, балуется, хулиганит, а я раз ключик в замок и открывается картинка из Алисы, обязательно Калиновского или ещё лучше - я вдруг в ящичке оказываюсь, уменьшилась как Алиса, а там сад, тот Муми-мамовский тоже, который она рисовала на стене. Варианты сразу как игральные карты веером кружатся. Или игру задумать вместе. Или стихотворение разучить, а то мы как раз этим занимаемся и Заходера любим оба и получается почему-то как у Алисы). Старалась, выбирала сыночку)).
Когда-то лет в 10 я читала книгу (так же в переводе Заходера, интересно мне, как у Демуровой..), давно желаемую и интересную, и думала - вот вырасту немного и обязательно вернусь ещё раз, не раз. Потому что чувствовала - это слоёный пирог, кровать Принцессы на горошине или книга, в которой я вижу только обложку. И что. Не поумнела. Сейчас я перечитывала историю с точно такими же чувствами. За каждой чёрточкой рисунка Калиновского, за каждым поворотом есть что-то, чего я не вижу, но знаю, оно есть. Есть. И Калиновский рисует этот мир, заигрывающий, подсказывающий, бесконечный. Я бы взяла стопку умных книг, чтобы когда-нибудь снова вернуться к Алисе, да боюсь, результат будет тот же, хотя стопку всё-таки хочется.
Вернусь к Калиновскому. Страница 139, её сфотографировала, суд, но за полуобвалившимися стенами, которые сами по себе живой интерес, с цветами и колоннами (всё из снов, всё из моих снов..), "большие таинственные ходы", моря и неведомые земли. Ох, я бы на такую картину на стене в детстве часами бы любовалась (да и сейчас..). А лица! "Судьёй, кстати, был сам Король, и так как на парик ему пришлось надеть корону ... он очень стеснялся - такой наряд был ему явно не к лицу." И он правда стесняется!
И все вот так, фигурки маленькие, а мир каждой понятный и большой..
Такой обычно сложно воспринимаемый мной в искусстве сюрреалистичный космос здесь манит и увлекает, нет тревоги и страха. Игры с буквами, ребусы, линии, дома, растения - всё будто делится, наполняет, переворачивает, забавляет - не просто любование, а вплетение в жизнь, слова, в события.
Сыграть так словами.. как будто подбросили кубики с буквами-цифрами и образами высоко-высоко, они все перемешались, упали вниз, выстроив небывалый сюжет, напоминающий всё на свете.. Это как я пишу-строчу, на белом фоне чёрными буквами, а сбоку заглядывает мой сын..., всё предсказуемо, прочитано - как будто, но так контрастно, ярко, удивительно и очень много, много всего - чехарда смеха и формул, воспоминаний и мыслей, придумок и озарений.