Проблемы книжного оформления
обсуждение прочитанногоВ продолжение поста о качестве иллюстраций, хочу поговорить о хорошем и не очень хорошем оформлении книг, потому что это важная часть визуальной культуры, а благодаря деятельности некоторых издательств эта культура и эстетика значительно страдает, особенно в детских книгах. Когда заходишь в европейский книжный магазин, очень заметно, что у них нет Проф-пресса:))), когда же заходишь в детский отдел нашего книжного магазина, создается впечатление, что большая часть оформителей книг не занималась дизайном, а сдавала экзамен по фотошопу, где нужно было применить максимальное количество эффектов.
Сразу напишу, что я коснулась проблем книжного оформления по самым верхам, но я пишу этот пост для читателей, которые интересуются качественным книжным оформлением и хотят ориентироваться в этой теме.
Нехорошие вещи и проблемы в книжном оформлении.
1. Искажение шрифта. Хороший шрифт имеет красивые гармоничные, тщательно выверенные пропорции и любое искажение нарушает их, также как и дополнительная обводка по краю. К обводке, как правило, прибегают, как к попытке выделить шрифт в жуткой пестроте на обложке или развороте.
2. Тени от шрифта. Это ацкий ад сомнительный дизайнерский ход под видом креатива, еще одна беспомощная попытка выделить текст. Есть акцидентные шрифты, которые уже создавались с объемом или тенью, но это совсем другое дело.
3. Сочетание шрифтов. Хорошим тоном считается использование минимального количества шрифтов, обычно вполне достаточно основного, хорошо читаемого шрифта для текста и акцидентного (для титулов и выделений) шрифта. Часто нехороший дизайнер дизайнер с небольшими опытом в области книги использует большое количество шрифтов в попытке выделить информацию, но дело в том, что одна шрифтовая гарнитура уже сожержит большой арсенал для структурирования и выделения текста - прописные и строчные буквы, капитель (начертание в гарнитуре, в которой строчные знаки выглядят, как уменьшенные прописные), жирное, полужирное начертание и курсив, а также сам кегль (размер) шрифта, существуют также супергарнитуры, в которых содержится версия шрифта с засечками и без.
Опытный дизайнер вполне может интересно и красиво обращаться с большим количеством шрифтов, но для этого нужно чувство меры и большой вкус, гармоничное сочетание шрифтов - это искусство. Так как все эти мои рассуждения могут показаться не очень понятными приведу конкретные примеры:
Непонятно, с какой целью дизайнер использовал 5 шрифтов на обложке:
а вот пример гармоничного использования нескольких шрифтов:
4. Фоновая фактура. Использование фоновых подложек с достаточно активной фактурой или фотографиями пропущеных через фильтры фоторедактора. Такие подложки значительно снижают контрастность фона и шрифта и часто делают шрифт плохо читаемым
Обилие вычурных декоративных элементов всякие рамочки, забавные персонажи, путаная компановка - восприятие информации затрудняют, особенно этим страдают детские энциклопедии.
Фактура может быть мягкой и ненавязчивой, тогда шрифт читается хорошо.
5. Бессистемная компановка. В книжном оформлении существуют сетка и модульная сетка , которая позволяет выстраивать текст, заголовки и иллюстрации наиболее гармонично для воспрития. Пример использования сетки я приведу ниже, в признаках хорошего дизайна.
6. Тиснение. Использование тиснения (золотого, серебрянного и т.п.) должно насторожить. Тиснение уместно в академических изданиях и требует большого вкуса. В детских книгах оно создает дополнительную пестроту, соперничая с яркими иллюстрациями на обложке.
Теперь напишу о чертах, присущих хорошему дизайну.
1. Выделение главного. Один из основных принципов в изобразительном искусстве, также очень актуален в дизайне книги - если в книге много иллюстраций , заставок, концовок, то шрифт для заголовков выбирается более сдержанный и наоборот, яркий шрифт разряжает монотонность больших текстовых массивов. Иллюстрации не требуют дополнительного «красивого» фона, прописных букв достаточно, чтобы выделить заголовок и не нужно никаких «красивеньких» рамочек.
2. Продуманная композиция. Удобство при чтении и просматривании книги, иными словами, когда вы с удовольствием читаете книгу и рассматриваете иллюстрации, но не замечаете дизайна)) Такая гармоничная подача текста и информации достигается при помощи сетки.
Вот пример сетки, разработанной Яном Чихольдом для конструирования изданий Penguin Books.
Пример модульной сетки, разработанной Эдом Деем, художественным редактором лондонского издательства Mitchell Beasley для группы энциклопедий. На этом примере видно, как сетка позволяет структурировать и упорядочивать текст и иллюстрации.
Примеры взяты мной из книги Аллена Херлберта «Сетка», 1984
А вот пример прекрасного оформления энциклопедии, в основе которого лежит модульная сетка.
3. Использование пустого пространства. Самодеятельный дизайнер боится пустого пространства, как огня, профессионал же с толком и эстетично его использует. По законам контраста пустое пространства выгодно подчеркивает изобразительную насыщенность иллюстрации, ее цвет, пластику, фактуру.
4. Сочетание шрифтов. Еще раз повторюсь , что есть много прекрасных шрифтовых гарнитур, которые имеют все, что нужно для структурирования и выделения текста.
Искусство книги - это не самовыражение дизайнера, а хорошо поданная информация с гармоничной эстетикой.