"Волшебный фонарь" Евгения Рейна
дошкольникам
Мы прочитали эту книгу в феврале. Брали в библиотеке. Уж не помню, кто выбрал её из многообразия книжных корешков на полке: я или сын. Не важно. Ведь даже и корешка не было видно. Книжка тоненькая, «Издательство РСФСР» , 1973 года. Но наверное под стать своему названию, как-то засветилась, заморгала волшебным светом, обещая нам пару приятных читательских вечеров.
(А я и не знала, что Евгений Рейн ещё и сказки пишет)
А потом, когда мы уже принесли книжку домой и рассматривали вместе с остальным «уловом», мне очень понравилась обложка и название. Нет, кажется, всё-таки сын заприметил её в библиотеке))
Про название… Я сразу вспомнила все свои фонари из детства. Волшебные? Ну конечно! Они же так загадочно светились в тёмных комнатах, а днём в ванной. Все потеряют меня, а я сижу в душной ванной комнате и наслаждаюсь красноватым светом. Как же меня это завораживало!
Вот фонарь из настоящего:

Про книгу.
Это оказалась хорошая сказочная история для не очень маленьких детей. А таких, которые не только в тёмных комнатах с фонариками часами просиживают, но и которые уже знают, что такое спутник, луна, солнце как физическое явление. А самое главное - для тех, кто понимает, что такое проектор. Или видел его.
Ведь именно с этим предметом связана вся полуволшебная интрига, которая завязывается ещё в начале сказки, когда папа приносит домой непонятную для мальчика Алёши вещь: нечто в большой синей коробке, похожее на домик на ножках и с трубой, из которой льётся тугой луч света.
Сказочный сюжет появляется тогда, когда Алёша пытается разгадать секрет этой коробки. Вот тут-то он постепенно переходит от обычных вроде как действий к совершенно фантастическим. Например, летает на спутнике, поднимается на небо, следует за воздушным шаром, разговаривает с Ласточкой, оказывается на Луне.
По сути, сказка прекрасно иллюстрирует путь любого учёного, который сначала уносится в мир своих невероятных фантазий, а потом приходит к серьёзным открытиям. Без волшебства, без удивления перед неизведанным невозможно никакое творчество, никакая наука.
В конце сказки Алёша как бы замыкает круг, возвращается домой, осознав, что волшебство может крыться в этой странной коробке, которую принёс папа. Но это уже иного рода волшебство. Так как этот предмет может показывать картинки и целые картины. И конечно, здесь появляется глубокий смысл: искусство или наука являются для человека теми волшебными фонарями, которые помогут взглянуть на мир по-другому, более детально и более сердечно.
Поэтому Алёша проходит в этой истории важный путь: он понимает, что волшебство может быть во всем. Дело в том, есть ли у человека в арсенале (читай: в душе) этот волшебный фонарь…