Вот эти книги мы возьмём с собой в поход!!
Библиотеки (городские, сельские, домашние)Не знаю, зачем я это сделала... Никогда не подвожу никаких итогов ко дню рождения ребёныша, но вот тут вдруг кто-то попал под хвост, как говорится, и мне захотелось выяснить в преддверии пятилетия, какие же прочитанные за всё это время книги больше всего Соне, как она сама говорит, "по вкусу".
Я завела ребёнка в детскую, подвела к стеллажу с книгами и торжественно объявила: "Выбирай!" Ну, объяснила, что выбрать-то всего навсего нужно самые любимые книжки. После этого Соня посмотрела на меня недоумённо и слегка укоризненно:
-Мам, но я же все люблю...
Тут я начала нести какую-то ерунду про то, что любимые - это те, к которым хочется возвращаться снова, которые хочется читать, рассматривать, в общем, которые не надоедают.
Наша Соня - достаточно адекватный ребёнок. Она поняла, что маме от неё чего-то надо и прямо сейчас. И чтобы её не расстраивать (а то вдруг рассвирепеет!), начала хватать и совать мне в руки первые попавшиеся книги.... "Нет, так не пойдёт!" - подумала я. Я, конечно, поняла, какую непосильную задачу я поставила перед свои ребёнком, мой внутренний материнский голос говорил мне: "Уймись!", но характер, воспитанный в лучших октябрятско-пионерских традициях, настаивал на грани упрямства: "Всё равно выясню!"
Ёлки-иголки! Я же знаю волшебное слово, вернее, целую волшебную фразу:
- Сонь, а давай поиграем!!!
И вот уже "глаза горят огнём, язык черней..." Ой, немного не туда. Ну, в общем ребёнок воодушевился!
И вот мы уже идём с ней в поход, в рюкзаки до упора напиханы всяческие нужные предметы, и только в сонином рюкзачке остаётся одно-разъединственное маленькое местечко для ОДНОЙ книжки... Соня летит к стеллажу и достаёт....Котофеев! И пошло-поехало. Куда мы только не собирались: и в космическое путешествие, и в Антарктиду дрейфовать на льдине...
Результат, конечно, никому по большому счёту нафиг не нужен, зато как поиграли!!!
Но всё же запишу, пусть потом почитает...)) Получилось достаточно сумбурно, некоторые книжки, на мой взгляд, получили первые места не совсем заслуженно, благодаря эффекту новизны, некоторые, в малышковом возрасте зачитанные до дыр, вообще не попали в хит-парад (большая же уже!), но... вот, что вышло. Начну не совсем стандартно - от первого места. Фото делала Соня с моего телефона)))
1. О.Фадеева. Котофеи.
Чудесная книжка, очень атмосферная. Сюжет нетривиальный и достаточно динамичный. Но вот здесь, на мой взгляд, сработал пресловутый эффект новизны (читали под этот новый год).
2. А.Волков. Волшебник изумрудного города.
Вот это - да! Настоящий бестселлер. Буквально зачитанный до дыр с трёхлетнего возраста, выученный наизусть всеми членами семьи, проигранный на всех детских площадках и нарисованный на доброй половине листов из стандартной упаковки формата А4. Волков - Гигант!!
3. Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик.
Это хит последнего месяца. Меня он особо не впечатляет, но Соня всенепременно хотела себе в женихи такого же чудесного парня в белых колготках и косичкой на затылке и спала в обнимку с книжкой. А я, честно, с трудом дочитывала её до конца, особенно про "чудесный" конфетный город. Аж до зубной боли - так всё там приторно-сладко-липко. Но...классика!)
4. А.Волков. Урфин Джюс и его деревянные солдаты.
Жуть какая интересная книга! Боялась, что больше подойдёт мальчишкам: солдаты, войны, сражения... Но оказалось, что Соня такие тоже очень даже любит, результат - 4 место!
5. П.Бажов. Серебряное копытце.
Ах, какая прекрасная книга! И содержание, и иллюстрации! А какой язык! Соня иногда с удовольствием повторяет фразы из этой сказки. На лыжах: "Мам, сейчас в снегу УГРУЗНУ!" Или про себя: "Сама махонькая, носишко пуговкой")) А какая там Мурёнка на ветке - чеширский кот отдыхает!
6. Д. Дональдсон. Груффало.
Ну как же без него, страшилища этого! Соня его обожает, но, мне кажется, до сих пор немножко побаивается)). А как она здорово читает Груффало в лицах - умереть не встать! Я сама очень люблю эту философскую сказку-шутку!
7. Сборник сказочных историй. Цветик-семицветик.
Очень удачный сборник, на мой взгляд. В нём в самом деле "малышам - о хорошем". Соня у меня не очень жалует так называемые "социальные" истории, а эти слушает всегда с удовольствием: В. Катаев. Дудочка и кувшинчик; Г. Лебедева. Как Маша поссорилась с подушкой; Г. Лебедева. Одуванчик; Г. Каменная. Приключения старой куклы; В.Катаев. Цветик-семицветик.
8. М. Пришвин. Про птиц и зверей.
Звери и птицы - это беспроигрышный вариант с Соней. Она их всех нежно любит, много о них знает и играет исключительно в животных (даже когда появилась потребность наряжать, украшения появились на рогах у копытных, ленточки - на шеях у кошек, собак и т.п.). Поэтому без Пришвина - никак!))
9. К.Чуковский. Доктор Айболит.
"Шивандаза шиванда! Мы родного Айболита не покинем никогда!" - распевала довольная Соня и разговаривала с нами и со своими животными на зверином языке). При всём моём неоднозначном отношении к Чуковскому и Чижикову (признаю их огромный талант) книжка вышла замечательная. Они (автор и художник), по-моему, созданы друг для друга)), во всяком случае в этой истории. Хочу ещё показать Соне х/ф "Айболит 66" с неподражаемым Р. Быковым.
10. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
Почему эта книга попала у Сони аж на 10 место, для меня загадка. Всё прошлое лето мы её читали и читали, играли в носовских героев и играли. И ещё КАЖДЫЙ ДЕНЬ после дневной прогулки, отдыхая, слушали эту самую аудиосказку). Но вот как-то так. Я считаю эту книгу Носова, именно эту, шедевральной! И Соня со мной соглашается).
11. Г. Александрова. Домовёнок Кузька и его друзья.
Милые, весёлые, озорные истории про маленького домовёнка пришлись всем нам по душе. Они без особых претензий, но очень интересные, легко читаются. Необычны и персонажи, и ситуации, в которые они попадают. Несколько раз к ним возвращались и, думаю, вернёмся ещё не раз!
12. Г. Демыкина. Цветные стёклышки.
Книга просто изумительная! Я думала, она понравится только мне. Нет, к счастью! Соня про Нюрашу слушала несколько раз подряд, да и остальные истории - с большим интересом и вниманием. И папа наш тоже читал их с удовольствием. Чудесная, не по годам мудрая девчонка Алёнка, без пяти минут первоклассник-фантазёр Игорь - как бы я хотела, чтобы такие дети окружали мою Соню... А иллюстрации - это особая тема, ими можно любоваться, разглядывать совершенно независимо от историй...
13. А. Толстой. Золотой ключик или Приключения Буратино.
Классика она и есть классика! Вот только некоторые главы я читала Соне, внутренне содрогаясь от описанных в них подробностей. В частности это касается главы "Страшный бой на опушке леса". Наш папа вообще потом отказывался читать эту главу. Но детское восприятие всё же сильно отличается от взрослого. Я и сама не помню, чтобы я в детстве содрогалась)).
14. В.Бианки. Большая книга рассказов.
Я уже писала, что без животных нам - не жизнь. А без маленького Пика и подавно! Бианки сама люблю с детства очень...
15. С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
Это издание мне посоветовали в сообществе ДК, и я всем написавшим очень благодарна. Мы провели с десяток чудесных вечеров за чтением этой книги и разглядыванием изумительных иллюстраций. Очень существенно отличается от обожаемого мной и Соней советского мультфильма. Первоисточник мы теперь тоже обожаем))!
16. Н. Грибачёв. Заяц Коська и его друзья.
А эта книга из моего раннего библиотечного детства. Как я их любила - зайца Коську, белку Ленку, ежа Кирюху и даже лису Лариску! И, похоже, эта любовь передалась Соне по наследству. Только издание у меня в детстве было интересней.
17. Г-Х. Андерсен. Снежная королева.
Я, честное слово, считаю эту сказку лучшей у Андерсена. У Сони, странное дело, тоже не пошли ни Дюймовочка, ни Дикие лебеди, а вот эта... Она засмотрела в своё время мультфильм и просила книгу. Я долго выбирала, остановилась на этом издании. Не всё меня устроило, но текст - без сокращений, а это было главным критерием.
18. А.С.Пушкин. Золотые сказки.
Ну, а это тот самый Пушкин, которого непременно надо спасти, ибо много чего ещё сможет написать гений). Книга шикарная. Прочитали всё, кроме Сказки о попе - чёрта боится. Увидела на картинке, моментально отвернулась: "Не будем читать!")) Пару дней назад пересказывала мне коротко Сказку о царе Салтане: "Ну, вот! Стала одна сестра царицей, другие - бабой Бабарихой и там ещё... ткачихой, по-моему... И вот шлют они царю фальшивое письмо, что родилась у него неведомая зверушка. А в самом деле мальчик родился! Царь сказал не делать ничего, а они сделали! Взяли и в бочку посадили и царицу, и приплод! Представляешь!" И дальше - почти по тексту. Чуть со смеху не умерла)).
19. С.Могилевская. Мой папа - волшебник.
Вот лично я не стала бы брать с собой в поход эту книгу. Мне она показалась довольно скучной, безсобытийной что ли и нудной в деталях. Ещё резало по уху обращение папы-волшебника к сыну: "Мальчик". Но, хит-парад не мой, поэтому ничего не попишешь, придётся оставить. Ну, хоть на последнем месте).
Сомневаюсь, что я когда-нибудь осмелюсь перечитать этот бесконечный пост, не говоря уж о Соне...))) Но ведь мы так долго играли, надо же зафиксировать результат!)
Есть ещё немножко тоненьких книжечек, которые Соня отобрала, но их я уже не осилю...